Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №103 — Ариф Керимов: «Равенство коренных этносов должно стать национальной идеей России!»
09.04.2010

В конце 2009 года все религиозные организации Азербайджана проходили перерегистрацию в Комитете по работе с религиозными образованиями, и этой цели они должны были внести некоторые изменения в свои уставы. Процедуру не прошла ни одна из суннитских мечетей Баку, включая старинную «Лезги миски» – Лезгинская мечеть. В качестве одного из условий её перерегистрации было поставлено требование изменить название Лезгинская на Ашурбекская. Представители государственной власти сняли с мечети табличку с историческим названием и забрали ее с собой.

В феврале в ряде мусульманских СМИ появились публикации, касающиеся данной проблемы. Лезгинская общественность Москвы встретилась с председателем СМР муфтием шейхом Равилем Гайнутдином и выразила свою обеспокоенность происходящим. Опасения о нагнетании шиитско-суннитских конфликтов в Азербайджане Равиль Гайнутдин передал главе Управления мусульман Кавказа Аллахшукюру Пашазаде в личной беседе. После этого мечети с извинениями вернули табличку. Однако на прежнем месте она так и не появилась.

О том, как оценивают происходящее в Федеральной лезгинской национально-культурной автономии, корреспонденту нашей газеты рассказал президент ФЛНКА Керимов Ариф Пашаевич.

 

– Уважаемый Ариф Пашаевич, как Вы оцениваете происходящее вокруг лезгинской мечети в Баку и в чем видите причины сложившейся ситуации?

– События, происходящие вокруг Лезгинской мечети Баку – это провокация. К Азербайджану мы относимся как к дружественному государству, к азербайджанцам – как к братскому народу, мы веками жили вместе, и будем жить, мы – соседи от Бога. Но такое отношение со стороны духовного лидера Азербайджана Аллахшукюра Пашазаде и Комитета по работе с религиозными образованиями к суннитам, к лезгинам меня удивляет. Думаю, что есть определенные политические силы, которым всегда нужна какая-то конфликтная ситуация, всегда нужен образ врага.

Мы же с уважением относимся к религиозным чувствам шиитов, проживающим в Дербенте – в сердце суннитской уммы (там живут лезгины и лезгинские народы – рутульцы, цахуры, табасаранцы), никогда не возникал вопрос, почему там работает шиитская мечеть. Никогда ни один дагестанец – лезгин, рутулец, табасаранец или цахур об этом не задумывался и не думает, потому что мы с уважением относимся к истории и историческим реалиям.

Я знаю, что официальная позиция властей Азербайджана по религиозным вопросам совершенно другая. Президент республики Ильхам Алиев много сделал для межконфессиональной, межнациональной стабильности. Однако, словно провокаторы, вдруг появляются непонятные силы, способные испортить отношения России и Азербайджана, не учитывающие, какая большая азербайджанская диаспора проживает в России, в том числе и в Дагестане.

«Лезги мечеть» – это история, это памятник архитектуры начала XII века, она внесена в базу данных ЮНЕСКО под этим названием. Я отношусь к этой ситуации следующим образом: это не просто попытка убрать историческое название мечети, тем самым они хотят стереть историю лезгин, историческую память лезгинского народа. Они стремятся во что бы то ни стало убрать из названия мечети слово «лезгинский», но, следуя этой логике, и русские должны протестовать против того, что в Москве есть улица Большая Татарская, ведь Москва была основана русским князем Юрием Долгоруким. Это же абсурд.

Я надеюсь в Азербайджане – и в Управлении мусульман Кавказа, и в правительстве найдутся умные, талантливые люди, которые оценят дружбу азербайджанского и лезгинского народов и не допустят, чтобы отдельные экстремисты диктовали свои условия крупной суннитской общине.

 

-Усматриваете ли Вы в данном инциденте предпосылки к суннитско-шиитским конфликтам?

-Сунниты – это не меньшинство, это минимум 30-40% населения Азербайджана и люди, принимающие решения, должны понимать к чему может привести непродуманная политика в суннитско-шиитских отношениях. Примеры Ливана, Ирака и масштабы человеческих жертв на почве суннитско-шиитской вражды всем хорошо известны.

Я не могу понять позицию шейх-уль-Ислама Аллахшукюра Пашазаде. Я участвовал на мероприятии, когда мы его избрали председателем Консультативного совета мусульман СНГ. У меня, как у суннита, никакого вопроса относительно того, почему председателем КС мусульман СНГ должен быть шиит не возникло, я не имел никаких возражений. Но у уважаемого шейха возникает вопрос, почему существует мечеть под таким названием.

Такое отношение духовного лидера Азербайджана и отдельных политиков к суннитской общине сразу влияет на отношения этого государства с Россией, где проживает большое количество суннитов.

 

– Есть мнение о том, что в трагических событиях в Нагорном Карабахе Азербайджан получил настолько сильный шок, что сейчас он неофициально взял курс на ассимиляцию всех народов, населяющих страну и создание единой азербайджанской нации в качестве превентивной меры против других возможных очагов сепаратизма. Те же события объясняют и факт того, что в основе любой критики или неугодных действий азербайджанская элита склонна видеть армянское влияние.

– Но ведь в данном случае первый шаг к конфликтной ситуации сделали не лезгины, а власти по отношению к нашей общине, какая здесь может быть внешняя подоплека?

Это большая глупость, что некоторые политики и политологи в Азербайджане ищут внешний фактор, когда лезгины всего лишь ратуют за соблюдение своих элементарных прав. Азербайджанцы в России имеют более 40 организаций, из которых две крупные – Конгресс азербайджанцев в России и Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев. Они проводят в сердце России свои съезды, мероприятия и митинги в защиту Карабаха. Мы считаем, что это их право. Но, обратите внимание: когда лезгины говорят :«Уважаемый, это исторический памятник XII века, не надо его трогать», – они сразу начинают искать «чей-то след».

Или, если лезгины жалуются: нам не дают на родном языке обучаться, у нас нет на родном языке газет, радио, телевидения, – некоторые азербайджанские деятели сразу ищут внешних подстрекателей на стороне. Но почему азербайджанец хочет на своем языке обучаться, иметь масс-медиа, а лезгин не должен иметь эти же права? Если они хотят оправдать свои действия карабахской проблемой, я напомню, Карабах – это продукт советской эпохи, корни этой трагедии стоит искать там. Мы к этому не имеем отношения. Когда в Нагорном Карабахе шли военные действия, там сражались и лезгины, и талышы, и аварцы, и курды. Азербайджан должен создать элементарные условия для нетитульных национальностей, как минимум на том уровне, на котором созданы условия для азербайджанской диаспоры в Дагестане. Там азербайджанская диаспора имеет республиканскую газету, которая финансируется из бюджета Дагестана, радио на азербайджанском языке, главную редакцию азербайджанских телепередач на ГТРК. В Дербенте работают филиалы азербайджанских вузов, есть учебное заведение по подготовке преподавателей для азербайджанских школ.

Искусственно создавать единый азербайджанский народ – это очень опасная игра для самого Азербайджана. Он всего 10–15 лет существует как суверенное государство, а чтобы страна состоялась как государство, нужно долгое время. Необходима четкая и ясная национальная политика, правильная внутренняя политика, нормальные отношения к нацменьшинствам – надо сделать так, чтобы они ощущали себя полноценными гражданами, жили в Азербайджане комфортно – как в своем родном доме, причем действительно, а не на словах. Хотим мы того или не хотим, гражданская нация Азербайджана на 30–40% состоит из населения неазербайджанской национальности.

Нельзя создавать всевозможный государственный гнет, чтобы все стали азербайджанцами. Это должен быть добровольный процесс, длительный по времени. Чем же, скажите, почетнее быть азербайджанцем, а не курдом, талышом, лезгином? Ведь в России мы тоже россияне, но с сохранением своей национальной идентичности. Почти 200 лет Азербайджан был в составе России – их же не ассимилировали. Для них создали национальные академии, высшие учебные заведения, национальное телевидение, чтобы они состоялись как нация.

У меня много друзей среди азербайджанцев. Азербайджан я считаю своей Родиной, но нельзя постоянно смотреть в сторону лезгин с подозрениями и страхом.

 

– Вы имеете в виду то, что к Вам поступают сигналы о возрастающем напряжении, которое может вылиться в конфликтные ситуации?

– Сейчас в Южном Дагестане идут такие процессы, что если справедливость не будет восстановлена, может быть ответная мера. В Дагестане азербайджанцы чувствуют себя комфортно, как будто они живут в Азербайджане. Мы этому рады. Хотелось бы, чтобы и для малочисленных народов в Азербайджане были созданы такие же условия.

Конечно, я хотел бы, чтобы и религиозные, и общественные лидеры лезгин и азербайджанцев на местах были бы более мудрыми и решали все возникающие вопросы путем обсуждения. Но если отдельные политические и религиозные силы в Азербайджане будут так вести себя в отношении лезгин, провоцировать их, то каждый такой шаг будет способствовать поднятию градуса напряжения, увеличению антиазербайджанских настроений в лезгинском обществе.

– Справедливости ради надо заметить, что политическая традиция разделения наций была основана еще в советское время. Сегодня много говорится о том, какой должна быть национальная идея и национальная политика в России. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

– Разумеется, сегодняшние проблемы имеют корни в политике коммунистического режима. И в советское время у лезгин в Азербайджане не было ни национальных школ, ни газет, ни телевидения, ни радио. Сегодня и в наследнице СССР – Российской Федерации – национальная политика не в полной мере отвечает интересам ее коренных народов. За последние 15 лет я не припомню случая, чтобы по центральному телевидению показывали выступление чувашского, татарского или башкирского ансамблей. Различные этносы России почти ничего не знают друг о друге.

Национальная идея должна сплачивать народ как единую нацию. Национальная идея – это равенство и справедливость.

Подготовила Наиля ТАРДЖЕМАНОВА



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.