Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №103 — Родную землю объединим и с нее не уйдем
09.04.2010

Помним, скорбим о погибших в терактах

На большей части мирового пространства вечно возникают две близкие проблемы: где много земли, там мало народа, а где мало народа, там много земли. Но эту землю надо еще сохранить за собой. Горные народы могут укрыться среди неприступных вершин, пустынные – в оазисах, а как отстоять земли обитателям плодородных равнин, пересеченных стратегическими речными путями? Поэтому история северных тюрок – это великий эпос о борьбе и компромиссах с одной целью: отстоять свои города и аулы и приумножить поля и пастбища своих предков.
Многие кочевые народы исчезли с карты земли или укрылись в горах и болотах. Но в Среднем или Казанском Поволжье, например, у татар более прочные позиции, чем три века назад. От полупустынь до тундры, от Оки до Енисея раскинулись татарские аулы. От Петербурга до Читы возникли городские общины. На все призывы найти себе другую Родину наши предки отвечали: «Китмибез («мы не уйдем»), мы россияне, а не турки или арабы».


Президент РФ Д. Медведев проводит совещание по борьбе с терроризмом с руководителями республик Северо-Кавказского федерального округа, территориальных подразделений ФСБ и ОВД. Махачкала, 1 апреля 2010 г.

В течение столетий наши предки распространяли свет религии Ислама на миллионах квадратных километров Евразии. Сотрудничающие с властями и обществом Духовные Собрания, преуспевающий и настроенный на сохранение и приумножение национальных ценностей средний класс – это были скрепы единства российских татар-мусульман. Можно и не замечать эту татарскую матрицу даже в Казани, только итогом такого игнорирования всегда становятся межнациональные столкновения и рост межрелигиозной напряженности. Есть ли выход из этого тупика – или россияне, на радость врагам, должны погрузиться в хаос взаимной борьбы?

Этот вопрос вновь резко показал свою актуальность после взрывов, которые прогремели на двух станциях московского метро 29 марта. Трагедия унесла десятки жизней. Погибли не чиновники и не силовики, а мирные жители, ехавшие утром на работу. Насилие с Юга вновь пришло на улицы столицы. Уже два десятилетия через Кавказские горы идут террористы, оружие и деньги для подрывной деятельности. Да, на российской стороне есть противоречия, сопровождающиеся коррупцией и беззаконием. Но их было бы намного проще решить при отсутствии постоянной материальной и идеологической подпитки, которую экстремисты получают из-за рубежа. Россия заперла дорогу террористам в Абхазии и Южной Осетии, но остался еще Восточный Кавказ. Самая тревожная ситуация сложилась в Дагестане. Она усугубляется тревожной обстановкой в Азербайджане, где закрываются суннитские мечети. Это уже вызвало протест религиозных лидеров Южного Дагестана. Конфликт, который никак не может урегулировать азербайджанское Духовное управление, возглавляемое шиитом, лишь способствует разногласиям в рядах официального духовенства и усилению радикалов.

Это уже не первое противоречие, в связи с которым встречаются упоминания Духовного управления мусульман Кавказа с центром в Азербайджане. Мы помним, что уже начиная с конца 1980-х гг. советский мир потрясали межнациональные столкновения. И здесь наиболее сложная ситуация сохранилась в Закавказье – зоне конфликтов между Азербайджаном и Арменией в Карабахе и между Грузией и ее автономиями. Закавказье уже в течение нескольких веков оставалось «задворками империй», а теперь смогло начать относительно самостоятельную игру. В качестве инструмента давления на «тюрьму народов» – Россию – использовали Чечню. Здесь грузинские и азербайджанские национал-радикалы объединились с чеченскими сепаратистами. Тогда муфтий Закавказья Аллахшукюр Пашазаде был избран председателем Высшего религиозного совета кавказских народов. Это произошло 27 сентября 1992 г., когда в Чеченской республике был зарегистрирован международный форум «Кавказский дом». Руководителем его был утвержден тогдашний президент Чечни Джохар Дудаев. И если Дудаев мертв, то ордена от грузинских лидеров (теперь – в лице Михаила Саакашвили) Аллахшукюр Пашазаде продолжает исправно принимать (например, Орден Золотого Руна, врученный осенью 2009 г.). И это, напомним, происходит после российско-грузинского конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г.

Когда началась дискуссия о посте председателя Консультативного совета мусульман СНГ наш сайт IslamRF и газета «Медина аль-Ислам» не стали «вытаскивать» эту широкоизвестную историю. Но возвеличивание Аллахшукюра Пашазаде идет по нарастающей. Мы за компромиссы, но не за капитуляцию. Что же теперь, лояльные России ее граждане должны признать иностранного муфтия и друга ее кровных врагов своим духовным лидером? Может, сразу предложите изменить воинской присяге государству российскому? А что, на азербайджанских граждан она не распространяется? Не изменим: не ждите!

Татары – народ мирный, но мы храним память о защищавших Россию в Чечне в 1990-е гг., в Дагестане в 1999 г. и в Цхинвале в 2008 г. Мы будем молиться в память об этих героях России и называть улицы их именами… В апреле, накануне 65-тилетия Великой Победы, за которую отдали жизнь миллионы советских мусульман, в Баку пройдет саммит религиозных лидеров. Мы выступаем за то, чтобы его участники, посетили памятник воинам-азербайджанцам, павшим за «…наш Союз большой!».

Мусульмане Волго-Уральского региона не выражали протеста, когда их лидерами становились азербайджанцы. Классическим примером тому является избрание голосами татар в 1906 г. одного из основателей Азербайджанской республики в 1918 г. Алимардана Топчибашева в качестве председателя мусульманской фракции I Госдумы и партии «Иттифак-аль-муслимин». В начале 1920-х гг. сопредседатель Всесоюзного ЦИКа – коллективного президентства СССР – Нариман Нариманов воспринимался как единый лидер советских тюрок. Но тогда мы были гражданами единой Российской империи, а затем единого СССР, распавшегося в 1991 г. Сегодня российские мусульмане лояльны к внешней политике своего государства. Не лишне вспомнить и то, как многолетний госсоветник президента Татарстана Минтимера Шаймиева в ранге вице-премьера был вынужден покинуть свой пост, когда его комментарий по Косово разошелся с линией МИД России.

Мусульмане-сунниты всегда являлись большинством на евразийских просторах. Эта традиция связана еще с временами Хазарского каганата. Суннитсткими были и основные центры образования – включая Дагестан, Булгар, Казань, Бухару и Ташкент. Благодаря этому единству СССР в 1950-е гг. обладал 2-мя из 14 основных языков мира – русским и татарским. Но имперские и советские наследники миссионера Николая Ильминского сделали все возможное для разрушения языковых и культурных связей между российскими тюрками. Теперь бывшие граждане единой Родины учатся в Стамбуле и Анкаре, а не в Уфе и Казани… В итоге в Азербайджане литературным языком объявлен тюрк дили, а суннитские мечети не могут пройти регистрацию и закрываются…

Итак, да здравствует, великая победа над татарским культурным влиянием и татарским языком?! Сейчас по 309-му закону заодно закрываются и национальные школы – наверное, для того, чтобы ваххабитам было проще вести свою русскоязычную пропаганду. Лучше всего эту причинно-следственную связь поняли в наиболее пострадавшей от международного радикализма и терроризма республике. Поэтому президент Чечни Рамзан Кадыров везде выступает за преподавание на родном языке и обучение ему молодежи. 25 апреля день родного языка отмечала Чечня, а 26-го апреля, в день рождения Габдуллы Тукая, традиционно отмечают праздник родного языка татары. Ведь наш национальный гимн, которым заканчиваются все мероприятия так и называется: «Туган тел» (родной язык). Так что будем теперь «дружить языками»…

Екатерина Великая создавала Духовные Собрания мусульман для того, чтобы религиозные лидеры российских мусульман жили в пределах российского государства и были его подданными, а не подчинялись иностранным авторитетам. В 1767 г., побывав в Казани и Булгаре, императрица поняла, что татары никогда не покинут своей священной Родины на Волге, а значит, всегда будут связаны с государством российским. В 1913 г., в год празднования 300-летия династии Романовых, великий Тукай сказал, что русские и татары «связаны одной глубокой нитью». Тезис вроде бы доказан, но его вновь и вновь оспаривают. Лидеры и советской России более 200 лет придерживались политики Екатерины II – старались держать духовных лидеров мусульман поближе к себе. Кажется, куда как ближе к федеральной власти расположен председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Его легитимность основывается на опыте сотрудничества с председателем Центрального Духовные управления мусульман муфтием шейхом Талгатом Таджутдином. Равиль-хазрат поддерживает регулярные контакты с лидерами всех российских мусульман, особенно с муфтиями Северного Кавказа, выступающими за укрепление связей. Равиль-хазрат получил образование в Бухаре, к нему особенно тепло относится учитель российских муфтиев шейх Мухаммадсадык Мухаммад-Юсуф. Не чужд Равиль-хазрат как уроженец Заказанья и Татарстану.

Российские мусульмане всегда рады своим братьям по умме. Однако мы слишком хорошо помним, чем им пришлось заплатить за это радушие в 1990-х гг., когда в Россию хлынули проповедники экстремизма, ненависти, да и просто терроризма, а затем вернулись из чужих краев их одурманенные ученики-россияне. Поэтому мы уж как-нибудь обойдемся без чужеземных менторов, а в качестве наставников и образцов возьмем наших предков-россиян: Кунта-хаджи и Сайпуллу-кади Башларова, Шигабетдина Марджани и Ризу Фахретдина…

Дамир МУХЕТДИНОВ,
главный редактор газеты



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.