Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №99 — Святые лики семи пиров священной Бухары
27.11.2009

Бухара известна всему миру многими учеными, мыслителями, теологами. Отметим только двоих из них. Имам аль-Бухари (810–870), имел также другие почетные имена: «имам аль-мухаддисин» (имам – предводитель мухаддисов) и амир аль-муминин фи-ль-хадис (амир правоверных по хадисам). Его произведение кратко именуемое «Ас-Сахих ал-Бухари» считается вторым после Корана источником исламской религии. Энциклопедист Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980–1037), автор интереснейших сочинений в области медицины, философии, логики, психологии, математики, физики, зоологии, музыки, поэзии. Величайшим творением Авиценны, принесшим ему мировую известность, является «Канон врачебной науки» («Аль-канун фит-тибб»). Пять книг этого фундаментального труда стали общепризнанной научной энциклопедией всех медицинских знаний последующих столетий. Европейские ученые и мыслители эпохи возрождения, включая Леонардо да Винчи, с глубоким вниманием изучали и цитировали произведения Авиценны из Бухары. Сегодня в Бухаре, где они родились, в память о них воздвигнуты центры культуры, музеи, именем Авиценны, кроме того, названы медицинский колледж и студенческий городок.

АвиценнаВ исламском мире также хорошо известны великие представители суфизма, способствовавшие становлению Бухары в священный, благородный город исламской религии. Согласно одной из точек зрения, ат-тасаввуф – производное от слова «суф» – шерсть. Бытуют и другие мнения о происхождении слова суфизм. Совершим краткую экскурсию в историю суфизма. Суфизм – вначале мистико-аскетическое философское течение в исламе, основной целью которого было познание Бога, чему и обучал суфиев их наставник, формируется в исламе в VIII – начале IX в. Однако согласно традиции аскетические настроения, положившие начало суфизма, создали сподвижники Пророка Мухаммада, Абу-д-Дарда, Абу Зарр, Хузайфа (умерли во второй половине VII в.).

Одним из основателей суфизма считается аль-Хасан аль-Басри – тонкий психолог, создатель науки о «сердцах и помыслах». В проповедях его учеников и последователей появились мотивы бескорыстной любви к Богу (махабба, хубб), тоски по Нему, стремлению сблизиться с Ним. С того времени они стали особенностью и отличительной чертой суфийской идеологии, придав ей отчетливый мистический оттенок. В течение IX в. была разработана теория и практика суфизма, появились суфийские школы, наиболее влиятельными из которых были басрийская, багдадская и харасанская. В X–XI вв. возросла популярность суфийского образа жизни и мировоззрения его традиций.

Суфийские знания были систематизированы, закреплены суфийские терминологии для обозначения различных этапов мистического пути душевного «состояния» и переживаний мистика, элементов суфийской практики. Суфийским учениям изначально присущ глубокий анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, внимание к личному переживанию и внутреннему осознанию религиозных истин.

В числе известных ханафитских богословов (факихов) Средней Азии – аль-Калабади (аль-Калабази) из Бухары, (ум. в 990 или 995 г. в Бухаре), автор одного из самых известных ранних системных трудов по мистицизму на арабском языке. До нас дошли два его сочинения. Одно из них, «Ат-таарруф ли-мазхаб ахль-ат-тасаввуф», являлось основным при изучении суфизма первые три века ислама. Известный шейх Сухраварди (ум. в 1191) писал: «Если бы не “Ат-таарруф”, мы бы не знали суфизм». Аль-Калабади четко изложил систему взглядов и практику суфиев, предпринял попытку примирить с положениями ислама те идеи мистицизма, которые с ними не совсем состыковывались, разъяснил, что суфизм как система не вызывает сомнения в своей правоверности. Труд из 75 глав разбит на три части: первая – историческая; вторая – апологетическая; третья –практика суфизма.


Роберт Альмеев, директор Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника, кандидат исторических наук

В XI–XII вв. в Хорасане образовался и затем широко распространился по всему мусульманскому миру институт «наставник» (пир, ишан, шейх, муршид) – «ученик» (мурид). К концу XII в. сложился институт силсила – непрерывный генеалогической цепи духовной преемственности.

В VIII–XI вв. строятся первые обители суфиев. Наиболее ярко, разнообразно и многочисленно зодчество суфийских обителей Мавераннахра представлено в Бухаре. Здесь для суфиев возводились рабаты, хонако, именуемые порой завией, такией.

В XII–XIII вв. суфизм превращается в важный элемент религиозной жизни мусульманского общества в целом. Большая заслуга в окончательной легализации идей суфизма принадлежит аль-Газали (1058–1111), который признал ценность морально-этических норм и способов глубокого осознания смысла веры, выработанных суфиями. В это время с влиянием суфизма вынуждены были считаться не только теологи, но и власть имущие, правители областей, городов. Захоронения суфийских святых (мазар) становятся объектами посещения (зиярат, зияратгоха).

Накануне и в период монгольского завоевания Средней Азии неповоротливая старая государственная система была неспособна противостоять завоевателям. Официальные представители ислама – уляма и факихи – были ослаблены настолько, что ислам, ставший государственной религией в Средней Азии в эпоху Саманидов, потерял этот статус.

Именно в этот период суфизм начинает занимать ведущие позиции. Благодаря своему возрастающему влиянию, получившему массовый характер, суфии начинают возглавлять открытое сопротивление завоевателям. О том, что суфийские общины Бухары XII–XIII вв. имели тесные связи с ремесленными кругами, в том числе с тайными организациями ремесленников (футувва), свидетельствуют следующие факты. В 1206 году против руководителей религиозной общины и одновременно раисов Бухары произошло восстание ремесленников во главе с Меликом Санджара – сыном мастера по выделке щитов. Ремесленники выгнали Садра Мухаммада ибн Ахмада ибн Абдулазиза и его семью из Бухары. В 1238 году, по рассказу Джувейни, в трех фарсахах от Бухары было селение Тараб, в котором жил и работал мастер по выделке сит Махмуд Тараби. Он возглавил восстание против монголов. Жители, недовольное тогдашними порядками, порывали с институтом уляма и посвящали себя суфизму.

С суфиями начинают считаться монголы. По инициативе кубравийских шейхов во второй половине XIII в. в Бухаре начинается процесс привлечения монгольских правителей к исламу. Хан Береке, брат Батыя, посещал Сайфиддина Бохарзи (1190–1261) в Бухаре, чтобы получить его благословение, сам Сайфиддин Бохарзи воздействовал на монгольских правителей. Известна оксфордская рукопись его послания к Амиру Чагатая Хабаш Амиду (Джейли Ахмеду), в которой Сайфиддин Бохарзи критиковал этого крайне могущественного правителя Чагатайского улуса за вмешательство в дела духовенства, за назначение на руководящие посты невежественной молодежи.

Мать Менгу, Хулагу, Кубалая пожертвовала 1000 балышей серебра на постройку в Бухаре медресе и основание вакфа, распорядителем которого был назначен Сайфиддин Бохарзи, признанный «шайхом мира» (шейх аль-алам).

Специфической чертой суфизма в Средней Азии было то, что тут он не выступал как ересь и оппозиция исламской доктрине, а действовал в рамках сунны и шариата, то есть был абсолютно легитимен.

Со времени Амира Темура (ум. 1405) суфии начали занимать особо прочные позиции во всех сферах жизни.

Хаджаган (мн. ч. от перс. хаджа – «господин») – самоназвание самостоятельного мистического течения в исламе, объединяющего суфийские общины Мавераннахра, возводивших цепь духовной преемственности (силсила) к своему основателю Абд аль-Халику аль-Гиждувани. Это учение практически полностью воспринял основатель братства Накшбандия Бахауддин Накшбанд.

С XV в. суфийское братство Хаджаган Накшбанди становится основным суфийским направлением в жизни среднеазиатского общества, затем оно распространилось далеко за его пределами.

В следующем номере мы остановимся подробнее, насколько это возможно, на семи пирах Хаджаган – Накшбанди, которые родились в округе Бухары, здесь творили и были похоронены, то есть чьи могилы сегодня являются местами посещения – мазарами, зияратами мирового значения.


Медресе «Мир-Араб» в Бухаре

(Продолжение следует.)

Роберт АЛЬМЕЕВ



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.