Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №99 — Святые лики семи пиров священной Бухары
27.11.2009

Бухара известна всему миру многими учеными, мыслителями, теологами. Отметим только двоих из них. Имам аль-Бухари (810–870), имел также другие почетные имена: «имам аль-мухаддисин» (имам – предводитель мухаддисов) и амир аль-муминин фи-ль-хадис (амир правоверных по хадисам). Его произведение кратко именуемое «Ас-Сахих ал-Бухари» считается вторым после Корана источником исламской религии. Энциклопедист Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980–1037), автор интереснейших сочинений в области медицины, философии, логики, психологии, математики, физики, зоологии, музыки, поэзии. Величайшим творением Авиценны, принесшим ему мировую известность, является «Канон врачебной науки» («Аль-канун фит-тибб»). Пять книг этого фундаментального труда стали общепризнанной научной энциклопедией всех медицинских знаний последующих столетий. Европейские ученые и мыслители эпохи возрождения, включая Леонардо да Винчи, с глубоким вниманием изучали и цитировали произведения Авиценны из Бухары. Сегодня в Бухаре, где они родились, в память о них воздвигнуты центры культуры, музеи, именем Авиценны, кроме того, названы медицинский колледж и студенческий городок.

АвиценнаВ исламском мире также хорошо известны великие представители суфизма, способствовавшие становлению Бухары в священный, благородный город исламской религии. Согласно одной из точек зрения, ат-тасаввуф – производное от слова «суф» – шерсть. Бытуют и другие мнения о происхождении слова суфизм. Совершим краткую экскурсию в историю суфизма. Суфизм – вначале мистико-аскетическое философское течение в исламе, основной целью которого было познание Бога, чему и обучал суфиев их наставник, формируется в исламе в VIII – начале IX в. Однако согласно традиции аскетические настроения, положившие начало суфизма, создали сподвижники Пророка Мухаммада, Абу-д-Дарда, Абу Зарр, Хузайфа (умерли во второй половине VII в.).

Одним из основателей суфизма считается аль-Хасан аль-Басри – тонкий психолог, создатель науки о «сердцах и помыслах». В проповедях его учеников и последователей появились мотивы бескорыстной любви к Богу (махабба, хубб), тоски по Нему, стремлению сблизиться с Ним. С того времени они стали особенностью и отличительной чертой суфийской идеологии, придав ей отчетливый мистический оттенок. В течение IX в. была разработана теория и практика суфизма, появились суфийские школы, наиболее влиятельными из которых были басрийская, багдадская и харасанская. В X–XI вв. возросла популярность суфийского образа жизни и мировоззрения его традиций.

Суфийские знания были систематизированы, закреплены суфийские терминологии для обозначения различных этапов мистического пути душевного «состояния» и переживаний мистика, элементов суфийской практики. Суфийским учениям изначально присущ глубокий анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, внимание к личному переживанию и внутреннему осознанию религиозных истин.

В числе известных ханафитских богословов (факихов) Средней Азии – аль-Калабади (аль-Калабази) из Бухары, (ум. в 990 или 995 г. в Бухаре), автор одного из самых известных ранних системных трудов по мистицизму на арабском языке. До нас дошли два его сочинения. Одно из них, «Ат-таарруф ли-мазхаб ахль-ат-тасаввуф», являлось основным при изучении суфизма первые три века ислама. Известный шейх Сухраварди (ум. в 1191) писал: «Если бы не “Ат-таарруф”, мы бы не знали суфизм». Аль-Калабади четко изложил систему взглядов и практику суфиев, предпринял попытку примирить с положениями ислама те идеи мистицизма, которые с ними не совсем состыковывались, разъяснил, что суфизм как система не вызывает сомнения в своей правоверности. Труд из 75 глав разбит на три части: первая – историческая; вторая – апологетическая; третья –практика суфизма.


Роберт Альмеев, директор Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника, кандидат исторических наук

В XI–XII вв. в Хорасане образовался и затем широко распространился по всему мусульманскому миру институт «наставник» (пир, ишан, шейх, муршид) – «ученик» (мурид). К концу XII в. сложился институт силсила – непрерывный генеалогической цепи духовной преемственности.

В VIII–XI вв. строятся первые обители суфиев. Наиболее ярко, разнообразно и многочисленно зодчество суфийских обителей Мавераннахра представлено в Бухаре. Здесь для суфиев возводились рабаты, хонако, именуемые порой завией, такией.

В XII–XIII вв. суфизм превращается в важный элемент религиозной жизни мусульманского общества в целом. Большая заслуга в окончательной легализации идей суфизма принадлежит аль-Газали (1058–1111), который признал ценность морально-этических норм и способов глубокого осознания смысла веры, выработанных суфиями. В это время с влиянием суфизма вынуждены были считаться не только теологи, но и власть имущие, правители областей, городов. Захоронения суфийских святых (мазар) становятся объектами посещения (зиярат, зияратгоха).

Накануне и в период монгольского завоевания Средней Азии неповоротливая старая государственная система была неспособна противостоять завоевателям. Официальные представители ислама – уляма и факихи – были ослаблены настолько, что ислам, ставший государственной религией в Средней Азии в эпоху Саманидов, потерял этот статус.

Именно в этот период суфизм начинает занимать ведущие позиции. Благодаря своему возрастающему влиянию, получившему массовый характер, суфии начинают возглавлять открытое сопротивление завоевателям. О том, что суфийские общины Бухары XII–XIII вв. имели тесные связи с ремесленными кругами, в том числе с тайными организациями ремесленников (футувва), свидетельствуют следующие факты. В 1206 году против руководителей религиозной общины и одновременно раисов Бухары произошло восстание ремесленников во главе с Меликом Санджара – сыном мастера по выделке щитов. Ремесленники выгнали Садра Мухаммада ибн Ахмада ибн Абдулазиза и его семью из Бухары. В 1238 году, по рассказу Джувейни, в трех фарсахах от Бухары было селение Тараб, в котором жил и работал мастер по выделке сит Махмуд Тараби. Он возглавил восстание против монголов. Жители, недовольное тогдашними порядками, порывали с институтом уляма и посвящали себя суфизму.

С суфиями начинают считаться монголы. По инициативе кубравийских шейхов во второй половине XIII в. в Бухаре начинается процесс привлечения монгольских правителей к исламу. Хан Береке, брат Батыя, посещал Сайфиддина Бохарзи (1190–1261) в Бухаре, чтобы получить его благословение, сам Сайфиддин Бохарзи воздействовал на монгольских правителей. Известна оксфордская рукопись его послания к Амиру Чагатая Хабаш Амиду (Джейли Ахмеду), в которой Сайфиддин Бохарзи критиковал этого крайне могущественного правителя Чагатайского улуса за вмешательство в дела духовенства, за назначение на руководящие посты невежественной молодежи.

Мать Менгу, Хулагу, Кубалая пожертвовала 1000 балышей серебра на постройку в Бухаре медресе и основание вакфа, распорядителем которого был назначен Сайфиддин Бохарзи, признанный «шайхом мира» (шейх аль-алам).

Специфической чертой суфизма в Средней Азии было то, что тут он не выступал как ересь и оппозиция исламской доктрине, а действовал в рамках сунны и шариата, то есть был абсолютно легитимен.

Со времени Амира Темура (ум. 1405) суфии начали занимать особо прочные позиции во всех сферах жизни.

Хаджаган (мн. ч. от перс. хаджа – «господин») – самоназвание самостоятельного мистического течения в исламе, объединяющего суфийские общины Мавераннахра, возводивших цепь духовной преемственности (силсила) к своему основателю Абд аль-Халику аль-Гиждувани. Это учение практически полностью воспринял основатель братства Накшбандия Бахауддин Накшбанд.

С XV в. суфийское братство Хаджаган Накшбанди становится основным суфийским направлением в жизни среднеазиатского общества, затем оно распространилось далеко за его пределами.

В следующем номере мы остановимся подробнее, насколько это возможно, на семи пирах Хаджаган – Накшбанди, которые родились в округе Бухары, здесь творили и были похоронены, то есть чьи могилы сегодня являются местами посещения – мазарами, зияратами мирового значения.


Медресе «Мир-Араб» в Бухаре

(Продолжение следует.)

Роберт АЛЬМЕЕВ



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.