Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №85
27.10.2008

НАШ ИСЛАМ

АПОЛОГЕТИКА ИСЛАМА

Лишают ли мусульмане Бога «права на вочеловечение»?

Вопрос к мусульманам:

Почему Ислам учит, что Бог, Который все может, почему-то не может воплотиться, стать человеком? Что Ему может помешать? Вы же сами противоречите понятию всемогущества Божия: раз Он всемогущ, почему Он не может человеком стать, оставаясь при этом Богом? Мы верим, что Он и Бог, и человек одновременно. Поэтому Он может по Своему выбору поступать и как Бог, и как человек. Например, Он может как человек идти пешком по земле. Это Его воля и как Бога, и как человека, идти по-человечески, а не «проникать пространство и время». Что здесь противоречит Его Божеству? То, что Он избрал человеческий способ передвижения для Своего человеческого естества? Но это Его воля и Его возможность как всемогущего Бога. Действительно всемогущего, в том числе и могущего совершать простые человеческие действия. Поэтому в Евангелии постоянно можно видеть, что Христос ведет Себя как обычный человек, но, когда надо, проявляет Свое Божество.

Ответ:

Во-первых, в этом упреке усматривается аналогия со знаменитым атеистическим парадоксом: «Может ли Бог сотворить такой камень, который Сам не сможет поднять?». Если убрать из парадокса обычную игру словами, хитро скрывающую разницу в понятиях, обозначаемых одним словом, то вопрос будет звучать так: «Может ли Бог уничтожить Себя как Всемогущего?». Безусловно, Бог может все, но это не значит, что Он будет хотеть и делать нечто, противоречащее Его совершенному разуму.

Вот вы задаете вопрос: «А что могло помешать Всемогущему Богу принять на себя человеческую плоть?» Отвечаем: Что-то постороннее не могло. Но Бог принимает только такие решения, которые соответствуют Его абсолютному совершенству, Его известным нам атрибутам: совершенному разуму, всезнанию, всемогуществу и т. д. Заключить себя в плоть — значит ограничить себя пространством и временем, пребывать только в одном месте пространства и в один промежуток времени, утратить возможность быть вездесущим, всезнающим.

Кроме того, представление о том, что Творец всего миробытия Сам воплощается, то есть присваивает Себе, Своему существу тварные, появившиеся во времени и пространстве свойства, в корне меняет представление о Нем как о безначальном Господе — ведь плоть не безначальна, она появилась вместе с тварным миром как его важнейший атрибут, она отграничивает одно от другого и ограничивает одно другим. Получается, что какая-то часть существа Творца ранее не существовала, а затем в какой-то отрезок времени начала существовать. Это представление о серьезном изменении сущности Бога!

Нам говорят: но ведь Бог сотворил же когда-то мир, до творения мира Он был или не был Творцом? Мы согласны: был. Из факта творения мира мы и узнаем, что Творец мира был Творцом и до акта творения, то есть вечно является Творцом, это Его атрибут. Нам говорят тогда: точно так же, дескать, Он принял и плоть человека, оставаясь неизменным. Но тут мы возражаем: творение мира не затрагивало Его собственного существа, Он хотел и творил, значит, творчество есть Его изначальное качество. Однако стать Самому принципиально иным, то есть стать ограниченным, тварным существом, это значит измениться в самом Своем существе. Как Бог мог быть воплощенным до создания Им плоти вообще?

Кроме того, и согласно христианской интерпретации Писания, воплощение Бога мыслится не вместе с творением мира, а вместе с рождением Иисуса Христа, мир ему, то есть в уже весьма поздний период человеческой истории. Приобретение тварных свойств, ограничивающих свободу самопроявления, то есть, по сути, отрицающих всемогущество, вездеприсутствие, всезнание и т. д., есть серьезное, принципиальное изменение существа, сущности Творца. А Бог, согласно Библии, неизменен, ибо изначально совершенен абсолютно, так что лучше быть не может.

Во-вторых, мы не имеем прямых свидетельств из Откровения Бога, чтобы с Ним произошли такие изменения. Ведь Он открыл людям Свое свойство неизменности, о чем немало есть свидетельств в Библии, а вот о свойстве оставаться всемогущим и вездесущим, но одновременно создавать видимость Своей телесной ограниченности, — об этом ясных свидетельств в Библии нет. Да, христиане их находят, но на основе своей веры, основанной на убежденности в правильности своего Предания, то есть позиций священников церкви, которых после их смерти их преемники считают святыми. Но только из текста Библии, даже и из Нового Завета, такие суждения не выводятся, что засвидетельствовано самыми авторитетными святыми священниками: «Если мы осмелимся отвергнуть неписаные обычаи, как якобы не имеющие большого значения, то обязательно повредим Евангелию в самом главном, — более того, оставим от апостольской проповеди одну внешнюю оболочку» (св. Василий Великий).

Таким образом, мы сталкиваемся с разницей в вероучениях, которая основывается не на текстах Библии и Корана, не содержащих видимых противоречий, а на разнице в толковании этих текстов с использованием в качестве дополнительных оснований для богословских выводов еще и «неписаных обычаев», преданий, учений, находящихся за рамками Библии.

Нам неизвестно ни одно место из Писаний монотеизма, где говорилось бы, что Бог хочет воплотиться. Весь Танах, согласно толкованию его хранителей — сынов Израиля, однозначно не допускает эту мысль. Текст Нового Завета, с которым мы внимательно ознакомились, даже и в части высказываний учеников и последователей Иисуса, мир ему, а не только его собственных слов, также не содержит ясных указаний на это. Это учение из христианского Предания, в котором есть ссылки на Библию, но они носят не доказательный, а вероукрепляющий характер.

Если бы Бог прямо сказал: Слушай, Израиль! Я хочу... Или: Скажи, о Пророк, им, что Я... Однако в ваших источниках приводятся лишь цитаты, в которых вы усматриваете некоторые намеки, которые вы дополняете уже не текстом Писания, а «неписаными обычаями» и «тайно переданными устными преданиями», ибо, как сказал святой Василий Великий, «из всех хранимых Церковью догматов и традиций одни получены из письменного источника, а другие приняты от переданного тайно Апостольского предания. Для благочестия же те и другие имеют одинаковую силу».

Мы же следуем предписанию Аллаха: «Но если станут принуждать они тебя Мне в сотоварищи призвать такое, о чем ты знания (из Божьих Откровений) не имеешь, не повинуйся (в этом деле) им» (Коран 29:7).

Впрочем, схожие положения есть и в Библии: «Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Прит. 30:5–6). И в Новом Завете:

«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18–19).

В-третьих, мы сами закономерно ставим следующий вопрос: Допустим, Владыка миров в глазах людей идет по земле как простой человек, не имеющий ни всемогущества, ни вездесущия — Он остается при этом на самом деле безначальным, всемогущим и вездесущим? Ему по-прежнему служат легионы ангелов, Ему подконтрольна в каждый миг вся вселенная? Он действительно не нуждается для реализации Своих желаний в пище и питье, в обогреве, в преодолении каких-либо препятствий?

Если Он остается на самом деле всемогущим, каковым является изначально, тогда Он только показывает людям некий внешний образ человека, иллюзию, как показывал горящий и несгораемый куст Моисею, мир ему, ибо на самом деле Он не такой, как человек, как куст, как любое иное сотворенное! Может быть, вы имеете в виду, что Он как-то не по настоящему, призрачно от всемогущества отрекся, только «принял образ раба», но не реально, сущностно, стал им?

Если же не остается, тогда... Безначального, Всемогущего и Вездесущего больше нет и не будет, потому что Он Себя в этом качестве уничтожил (прости, Господи!), а стать Безначальным невозможно...

Поэтому наш ответ в целом прост: ничто стороннее не могло помешать Творцу явить Себя в образе человека, но Творец избирает Себе для общения с заблудшим человечеством посредников: ангелов и людей, Своих святых посланников, которые доносят людям Его волю. И мы не видим ни одного основания ни в тексте Писания, ни в жизни, считать кого-либо из этих посланников Самим Творцом, Который как бы ограничил Свое всемогущество и вездеприсутствие.

Али Вячеслав ПОЛОСИН




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.