Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №98 — Россия и исламский мир: второе тысячелетие сотрудничества
26.10.2009


Верховный муфтий Сирии Ахмад Бадруддин Хассун,
мэр Москвы Юрий Лужков и муфтий шейх Равиль-хазрат Гайнутдин
на открытии конференции. Фото: «Газета»

Международная конференция «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности» состоялась 24 сентября в Колонном зале Дома союзов в Москве. В здании, где обычно проходят государственные похороны или концерты, состоялось мероприятие, организованное Советом муфтиев России (СМР). Оно было приурочено к 40-летию Организации Исламская конференция (ОИК), чей юбилей праздновался в эти дни на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Там были лидеры государств мира. В видеоприветствии президента России Дмитрия Медведева участникам конференции указывалось: «В современной России, где проживают миллионы мусульман, многое делается для открытия новых мечетей и медресе, для реконструкции памятников исламской культуры. Мы высоко ценим вклад мусульманских организаций в укрепление взаимопонимания между разными конфессиями, в обеспечение стабильности и межэтнического согласия в нашем обществе». Это заявление, как и летние встречи президента с муфтиями России в Московской соборной мечети и Сочи, показало усиление общественного веса российской уммы, признание ее государствообразующего статуса.

Территорию Россию как земли дар уль-Ислам (мира Ислама) охарактеризовал генеральный cекретарь ОИК Экмелетдин Исханоглу. В его видеоприветствии отмечалось: «Отношения России с Исламом и исламским миром имеют глубоко уходящие исторические и географические корни. Некоторые важнейшие главы истории Ислама были написаны в этой стране».


Главы тюркоязычных государств на саммите в Нахичевани, 3 октября 2009 года

Мэр Москвы Юрий Лужков в свою очередь указал на важнейшие корни исторического единства россиян: «Когда на нас навалился фашизм, то все народы, все представители конфессий... русский, татарин, башкир или представители кавказских народностей, вместе боролись в единой братской семье, защищая нашу большую, многообразную, многонациональную, многоконфессиональную Родину, и победили». Мэр, открывший мечеть Шахидов на Поклонной горе, и тут не удержался от исламской терминологии: «Религия — это джихад. Но джихад не тот, который пугает людей, а тот, который помогает человеку созидать, потому что созидание — это тоже борьба, это тоже усилия, это тоже преображение, которое каждый из нас должен делать и в культуре, и в человеческом общении, и в бизнесе, и в финансах, и в экономике, и в государственном строительстве. Поэтому мы тоже в Москве совершаем джихад». Юрий Лужков отметил тут расширение соборной мечети и возвращение Исторической мечети в Замоскворечье, а также то, что «мы под руководством Равиля-хазрата... договорились о том, что будем строить еще, еще и еще мечети, чтобы каждый мог прийти и успокоить свою душу». Действительно, гораздо проще контролировать ситуацию в мечетях и медресе, чем в подполье, что отказываются признать ряд местных чиновников и православных иерархов. Спальные районы больших городов России, как и ранее в Европе, становятся центрами религиозной жизни в стране.

На конференции 24 сентября центральным стало выступление председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина (с ним вы можете ознакомиться на 2-й странице этого номера. — Прим. ред.). Очень важно, что он воскресил идеи о единстве российских мусульман основателя джадидизма Исмаил-бея Гаспринского. Тот в книге «Россия и Восток» (1881) утверждал: «Мне кажется, что в будущем, быть может недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы». Равиль-хазрат Гайнутдин просуммировал: «Поводом для таких провидческих слов, высказанных Гаспринским... послужило... его глубокое и, подчеркнем, верное убеждение в том, что вклад мусульманских народов России в ее самобытное цивилизационное развитие мог бы быть вполне сопоставлен с тем, что внес в него русский православный народ». К тому же «российское мусульманское сообщество является надежным мостом, соединяющим мир ислама и нашу многонациональную державу». Здесь «на рубеже VIII–IX вв. сформировалась Волжская Булгария, первое на территории современной России государство с официально обозначенной конфессионально-культурной традицией». Самый горячий отклик вызвало высказывание Равиля-хазрата: «Первое масштабное государственное объединение русского православного и тюркских мусульманских народов произошло в XIII–ХIV вв. в составе мусульманской Золотой Орды, когда именно благодаря политической воле золотоордынских ханов началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы. Можно согласиться с мнением выдающегося российского историка ХIХ в. Н.М. Карамзина: “Москва обязана своим величием ханам”. Эта оценка касается и России в целом».

Высказывание Равиля-хазрата близко к словам тогда президента России Владимира Путина, высказанным 26 августа 2005 года на торжественном собрании, посвященном 1000-летию Казани: «Ряд отечественных историков прямо называют историю Золотой Орды частью истории самой России. Еще задолго до появления централизованной российской государственности было немало примеров политического взаимодействия русских и татар... Фактически, защищаясь от других иноземных захватчиков, и Русь, и поволжские ханства одновременно, а часто и вместе отстаивали право на то, чтобы окончательно укрепиться на своей исконной земле». Конечно, высказывание Равиля-хазрата более радикально. Однако исторически именно обладание «ярлыком на великое княжение Владимирское» дало возможность Москве (даже не центру удельного княжества в домонгольcкую эпоху) объединить вокруг себя земли северо-востока и северо-запада Руси, включая Великий Новгород, перенести в Москву кафедру митрополита. И наоборот, земли, не попавшие под контроль Золотой Орды, перешли в состав Литовско-Польского государства. Если даже они и оказались через несколько веков в составе российской державы, то были потеряны в 1991 году с образованием независимых Украины и Беларуси.


Госсекретарь США Хиллари Клинтон с президентом Татарстана М. Шаймиевым
в мечети Кул-Шариф. 14 октября 2009 года

Муфтий Р. Гайнутдин вновь напомнил о миллионах исторических российских мусульман. «Тех, кто считает, что Россия — только православное государство и должны жить в России только русские, я считаю врагами нашего государства!» — сказал глава СМР на пресс-конференции, посвященной данной конференции. Последние археологические исследования четко показывают, что земли к востоку от Днепра и к югу и востоку от Оки уже тысячелетие назад, в эпоху Хазарского каганата, вошли в дар уль-Ислам, а Волжская Болгария является лишь верхушкой айсберга.

О европейском профиле Европы на конференции 24 сентября говорил и президент Союза мусульман Европы Абу Бакр Ригер: «За последние годы Европа все больше и больше осознает присутствие Ислама. Для начала давайте обозначим, кто же такие европейские мусульмане, от Казани до Кордовы, от Москвы до Бирмингема... Европейские мусульмане — это не только поколение молодых мусульман, рожденных в Европе, чьи родители иммигрировали в Европу, но также традиционные мусульмане Балкан, России и Андалузии и постоянно растущее число мусульман среди коренных европейцев. Все эти мусульмане говорят на европейских языках и являются полноправными гражданами Европы. Получив исламское образование, мы, европейские мусульмане, продолжаем восхищаться культурным наследием Европы, от Гете до Толстого». Таким образом, Россия — это не только восток христианской, но и мусульманской Европы.

Конференция «Россия и исламский мир» безусловно стала триумфом СМР и лично Равиля-хазрата. В ней увидели и союз двух влиятельных общин — московской и кавказской. Поэтому здесь отсутствовали лидеры Центрального духовного управления мусульман, а делегация Духовного управления мусульман Татарстана покинула зал, после того как муфтию республики не было предоставлено место в президиуме. Но в реальности число кавказцев уже превысило число татар в столице, да и ряде больших городов Центральной России и Сибири, так что лидерам СМР приходится маневрировать. Наоборот, в городах Среднего Поволжья и Уральского региона доминируют татарские, а местами — татаро-башкирские общины. Впрочем, на уровне светских лидеров наряду с президентами Чечни и Ингушетии присутcтвовали президент Башкортостана и вице-премьер правительства Татарстана.

Важной темой стало и внешнеполитическое направление. Причем если патриарх Московский и всея Руси Кирилл собирает у себя послов мусульманских стран перед поездкой на Ближний Восток, то мусульманские лидеры встречаются с представителями западных демократий. Если северокавказские муфтии отказываются от поездки в США, то татары как нация дипломатов не отказываются от встреч. Знаковой стала поездка государственного секретаря США Хиллари Клинтон в Казань. «Модель Татарстана» оказывается вновь задействованной теперь на уровне межрелигиозного диалога. А 8 октября в резиденции СМР состоялась встреча председателя СМР муфтия шейха Равиля Гайнутдина с чрезвычайным и полномочным послом Великобритании в Москве госпожой Прингл.

Но основной сферой контактов российских мусульман остается дар уль-Ислам. Здесь можно вспомнить и ассоциированное членство России в ОИК и ИСЕСКО (мусульманское ЮНЕСКО), такие площадки для диалога, как «Россия и исламский мир»; «Всемирная конференция по диалогу между культурами и религиями», «Диалог цивилизаций», телевизионный канал «Россия сегодня» («Русия аль-яум»). В мусульманском мире возникают и новые центры влияния. Последним из них стал Совет сотрудничества тюркоязычных государств, созданный 3 октября на саммите в Нахичевани. В нем участвовали президент Турции Абдуллах Гюль, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, вице-премьер Туркменистана Хыдыр Сапарлыев. С этими государствами (кроме, пожалуй, Туркменистана) у российской уммы есть прочные связи. Так что стабильные контакты существуют, и сейчас нужно лишь усиливать и расширять направления для партнерства России и исламского мира. Мусульмане нашего Отечества традиционно приложат все силы для их укрепления, как они делали это при муфтиях Мухаммеджане Хусаине и Габдессаляме Габдуррахиме, Ризаэтдине Фахретдине и Габдуррахмане Расули.

Дамир МУХЕТДИНОВ,
кандидат политических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.