Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №84
22.10.2008

ЧАЙХАНА

Свободное законодательное пространство

Разговор с президентом международного Совета мусульманских ученых, одним из самых выдающихся улемов-суннитов современности Юсуфом аль-Карадави записала 9 сентября корреспондент газеты «Египтянин сегодня» Рания Бадви. Предлагаем вниманию наших читателей перевод этой беседы, в которой шейх поведал, в частности, о своих взглядах на принципы управления государством, исламской экономики и издания фетв.

— Многоуважаемый шейх, как мне, простой гражданке, «наставлять правителя, призывать его к хорошему и предостерегать от дурного» в условиях нынешнего политического режима и обилия спецслужб?

— Правитель не обладает святостью, он не правит от имени Бога или неба. Правитель представляет народ. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, однажды заметил: «Меня назначили правителем среди вас. Но я не лучше вас. Если увидите, что я прав, поддерживайте меня. Если увидите, что я неправ, лишите меня слова. Повинуйтесь мне до тех пор, пока я повинуюсь Аллаху. Если я ослушаюсь Аллаха, то нет на вас никакого обязательства повиноваться мне!» Омар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если кто из вас увидит во мне отклонения, пусть исправит меня!» А Омар Бен Абдуль-Азиз: «Я только один из вас. Просто Аллах сделал мою ношу тяжелее вашей». Так как народ выбирает правителя, поэтому он и имеет право давать ему наставления и поправлять его, если тот ошибается.

— То, о чем вы рассказали, теоретически правильно. Но как я, будучи обычной женщиной, которая не имеет никаких связей, могу довести свои слова и точку зрения до президента?

— Когда я хочу сделать наставления президенту, то делаю это напрямую, если смогу до него добраться, или с трибуны во время пятничной молитвы, или же через СМИ: газеты, журналы, спутниковые телеканалы и т. д.

Когда я говорю о гражданине, я не имею в виду отдельное лицо. Гражданин может довести свое мнение до президента через доступные ему инструменты. Такие действия нужно проводить именно посредством таких инструментов.

Например, в странах Запада, когда президент нарушает конституцию, прибегают к процессу импичмента. Поэтому нам тоже нужен такой механизм, чтобы каждый член парламента смог сделать правильный выбор и чтобы парламент действительно обладал реальной силой. Но когда президент держит парламент под своим диктатом, как это происходит сейчас, то как парламент сможет отправить его в отставку, если он совершит ошибку?!

— Как вообще можно этого добиться?

— Пакистан под давлением народа и мирных демонстраций смог отправить своего президента в отставку. Но мы до сих пор не дошли даже до того уровня демократии, каким располагает Пакистан. У нас в стране не было такого президента, который остался бы удовлетворенным одним или двумя президентскими сроками. Каждый хочет править вечно. А когда наступает время уходить, пытается на свое место назначить своего сына.

— А вы не давали наставлений президенту (Хосни Мубарак. — Прим. перев.) раньше?

— С президентом Мубараком я встретился один раз в своей жизни — во время общественного мероприятия. Вот с эмиром Катара я встречаюсь чаще: наставляю его и высказываю ему свои предложения. Моим наставлением прекратить выносить приговоры о смертной казни в отношении исламистов воспользовался ливийский лидер Муамар Каддафи. Человека не вернуть. А вдруг его повесили по ошибке?! А при пожизненном заключении у человека есть возможность подумать над своим поведением. Власти, если выяснится, что он невиновен, могут его освободить. Каддафи ответил на мое наставление положительно и на его основе пошел на мир с исламистами. То же самое могу сказать в отношении президента Башара Асада (президент Сирии. — Прим. перев.). Я часто с трибуны наставляю президентов, бизнесменов, правительства стран. Например, в Катаре я обнаружил, что люди очень часто переплачивают за аренду жилья. И я этой проблеме посвятил несколько своих проповедей, так как считаю, что это несправедливость, которую чинят богатые люди.

— Уважаемый шейх, вы рассматриваете банковские ставки как ростовщичество и соответственно запрещаете их. Но как человеку, несведущему в финансовых делах, приумножать свое имущество?

— Единственный выход — либо банк работает по исламским канонам, либо вы идете и сдаете свои деньги в исламский банк. Не только я так считаю. Так полагает большинство ученых, которые считают банковские ставки ростовщичеством, что запрещено.

— Освобождает ли выплата налогов от выплаты закята?

— Если бы Египет был действительно исламским государством, то нужно было бы платить закят, а остальную часть покрывать налогами, так как одного закята, размер которого составляет 2,5% общего объема сбережений и материалов, предназначенных для торговли, недостаточно. Одних этих средств не хватит на строительство дорог, мостов, улиц… Можно высчитать размер закята от общего объема налогов и освободить от налогов. Например, в США и некоторых европейских странах людей и организации, которые занимаются благотворительностью, освобождают от налогов. Но в целом закят не освобождает от налогов. Налоги должны изыматься законным путем: их нужно изымать исходя из уровня доходов каждого отдельно взятого гражданина.

— Однажды вы заметили, что в религии есть так называемое «свободное пространство для издания законов». Ученые должны исходя из условий своего времени и среды выносить правовые суждения (иджтихад. — Прим. перев.). С другой стороны, это может стать прецедентом раскола мусульманских улемов относительно того или иного вопроса.

— Прежде всего ученый, который выносит суждения юридическо-богословского характера, должен принадлежать сообществу улемов, имеющих право выносить подобного рода суждения.

И второе, выносить такие суждения в тех областях, в которых оно дозволено. Принадлежать к числу таких улемов — значит удовлетворять всем условиям, которые необходимы при вынесении решений правового характера: знание Корана и хадисов, прекрасное владение арабским языком, усул-уль-фикх — знание принципов мусульманского законодательства, кыяс — суждение по аналогии, отличать согласованные хадисы от несогласованных.

Человек, который не может прочитать две строки из книги по праву, не владеет ни синтаксисом арабского языка, ни его грамматикой и не имеет представления об основах красноречия, не вправе выносить правовые суждения. Как может инженер, к примеру, говорить о медицине, или врач о бухгалтерии, или физик-атомщик о проведении медицинской операции.

Так почему же в данный момент мы превратили религию в поприще, где кто угодно, невзирая на то, имеет он знания или нет, может легко принимать решения?!

А мои слова о том, что «выносить правовые суждения только там, где они дозволены», значат, что есть определенные области в мусульманской юриспруденции, закрытые для принятия правовых решений и суждений. В основном это императивные нормы. А правовые решения выносятся в отношении диспозитивных норм.

— Многоуважаемый шейх, как нам отличить ученого, обладающего правом выносить такие суждения, от обычных шейхов и просто от людей, осуществляющих призыв, которым сегодня открыты даже спутниковые каналы?

— Человек, у которого болеет ребенок, ищет наилучшего врача в округе, опыту которого доверяют люди. Так и мы должны поступать в отношении религии: обращаться только к тем, у кого есть опыт и знания; сторониться тех, которые издают фетвы в угоду властям. Мы должны держаться на расстоянии от таких ученых, но полагаться на мнение тех, кого мы знаем и кому мы доверяем.

— Как вы уже сказали, религия, вынесение правовых норм оказались доступны каждому человеку. Вы считаете, что так должно быть, или это связано с тем, что не хватает ученых людей?

— Не хватает авторитетных людей, которые несли бы ответственность за речи и выступления перед народом того или иного ученого. Мы часто на спутниковых каналах видим ораторов, не имеющих никакого отношения к сообществу людей, ответственных за вынесение правовых суждений. Многие выступают на телевидении только потому, что они приходятся родственником к какому-нибудь министру или другому официальному лицу. В итоге компетентные люди оказываются на втором плане.

— Почему получилось так, что ученые из наставников правителей превратились в обычных чиновников?

— Ученые в прошлом были сильны тем, что владели вакфами и существовали за счет этих вакфов. Теперь они лишены вакфов и их содержание осуществляется за счет государства. Кто платит, тот и правит…

Поэтому шиитские ученые оказываются намного сильнее суннитских, ведь они не занимают ответственных постов в государственных структурах. Их содержит сам народ, исповедующий шиитский толк Ислама, отдавая 2% своих доходов, которые выделяет [из своего бюджета] имаму или своему духовному наставнику.

Благодаря этому их ученые богаты. У нас же ученые являются госслужащими. Если ученый угодит своему руководителю — будет вознагражден, если нет — будет лишен своей заработной платы. Так обстоит дело в отношении всех: шейха «аль-Азхара», муфтия страны, директора университета «аль-Азхар», большого ученого, молодого ученого.

Каждый является госслужащим, лишенным реальной власти. Хасан Аль-Басри, например, был крупнейшим ученым и очень часто делал критические замечания в отношении правителей и наместников своего времени. Когда представителей племени Бану Умайя спросили: «В чем секрет этого мужчины?» — один из бедуинов ответил: «Его секрет в его богатстве. Когда народ проявляет потребность в его знаниях и религии, он не требует за это деньги».

Проблема в том, что ученый нуждается в средствах правителя, а правитель в свою очередь далек от знаний и религии. В этом кроется слабость суннитских улемов в целом и улемов «аль-Азхара» в частности.

Перевод
Марата АХМЕТЖАНОВА




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.