Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №84
22.10.2008

НАШ ИСЛАМ

фикх

Руководство молитвой (имамат)

Имамат в общем смысле этого слова имеет значение «предстоятельства», нахождения во главе чего-либо. Имамат как руководство государственными делами уммы мусульман известен как имама кубра — «большое» руководство. Оно в гораздо большей степени относится к вопросам гражданского права, нежели непосредственно к вопросам религии. Что же касается имамата как руководства молитвой, то оно имеет название «имама сугра» — малое руководство. Несмотря на это, оно немаловажно для исполнения второго столпа нашей религии — намаза надлежащим образом.

Окончание. Начало в № 34 (83)

«Женщина в целом пригодна для руководства молитвой, поэтому если она руководит молитвой женщин, то это допустимо, и ей следует встать в середине [ряда], согласно рассказанному со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она совершала предвечернюю молитву во главе женщин, встав в середине их [ряда]. Также Умм-Саляма, да будет доволен ею Аллах, совершала молитву во главе женщин и стояла в середине их. И потому — что положение их основано на скрытости [от постороннего взгляда], и это [положение] наиболее скрытно для них.

Однако коллективная молитва для женщин, по нашему мнению, нежелательна. А по мнению аш-Шафи, — желательна, как и коллективная молитва мужчин, и об этом передаются хадисы. Однако [в них идет речь] о [прецедентах,] имевших место на заре Ислама, а впоследствии это [установление] было отменено. И выход на коллективную молитву молодым из них не разрешается, так как со слов Умара, да будет доволен им Аллах, было передано, что он запретил девушкам выходить на молитву. Выход их [в этом случае] — это причина смуты (фитны), а смута запрещена, и то, что приводит к запрещенному, также запрещается. Что касается старых женщин, то о них будет рассказано в другом месте».

Таким образом, если сделать скидку на сегодняшние реалии, то можно говорить о крайней нежелательности, а то и запретности назначения на должность имама человека, который имеет убеждения, противоречащие установлениям шариата (на сегодняшний день получают распространение крайне вредные и провокационные идеи хабашизма, ахмадизма и прочих опасных сект).

Также необходимо избегать назначения людей, известных своей порочностью, ведущих недостойный образ жизни и не соблюдающих основные предписания своей религии, имеющих дурную славу и сомнительное происхождение.

Имам, согласно установлениям шариата, должен иметь качества, соответствующие своей должности, о том же, кому следует отдавать предпочтение в руководстве молитвой, говорится в вышеуказанном труде:

…что касается разъяснения того, кто более достоин имамата и предпочтительнее, то свободный человек предпочтительнее раба; благочестивый человек предпочтительнее грешника; зрячий — слепца; рожденный в законном браке — рожденного в блуде; а не являющийся бедуином из этих людей предпочтительнее бедуина, согласно вышеизложенному.

Далее, лучший из них [для руководства молитвой] — тот, кто лучше знает сунну, далее — лучший среди них в благочестии; лучше читающий писание Всевышнего Аллаха; старший из них [по возрасту в Исламе]. И, несомненно, если эти качества объединятся в одном человеке, то он будет достойнее согласно разъясненному свыше [положению], что имамат основан на достоинстве и совершенстве. И тот, в котором присутствуют эти качества, — наиболее совершенный из людей.

Что касается знаний, благочестия и чтения Корана, то [необходимость наличия этих качеств у имама] очевидна.

Что же касается старшинства по возрасту то [причина предпочтительности его] следующая: кто долго прожил в Исламе, тот больше подчиняется [повелениям Всевышнего] и больше следует Исламу.

В случае же, если эти качества распределены в разных людях, то человек, лучше знающий сунну, предпочтительнее, если он хорошо (то есть правильно. — Прим. пер.) читает [тот минимум Корана], с которым допускается молитва. А [автор] в книге молитвы отдал предпочтение человеку, лучше читающему Коран, сказав: И молитвой руководит человек, лучше читающий Коран, [далее] — лучше знающий сунну, [далее] лучший из них в благочестии; [далее] — старший из них. И доказательство этому — слова Абу-Масуда аль-Ансари, ссылавшегося на Пророка, мир ему и благословение Всевышнего: «Пусть руководит молитвой людей тот, кто лучше читает Коран, если же они равны [в этом], то тот, что лучше знает сунну, если они равны в этом, то тот, что раньше совершил хиджру, если они равны в этом, то старший по возрасту, если они равны (и в этом), то лучший из них нравом, если равны (и в этом), то тот, что красивее лицом (благовиднее)».

Далее, среди шейхов (мазхаба) есть те, которые использовали хадис согласно внешнему его смыслу, и отдали предпочтение [в руководстве молитвы] человеку, лучше читающему Коран, потому что Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, начал [в хадисе] с него. Но наиболее верно [следующее мнение]: если человек, лучше знающий сунну, хорошо знает, как читать минимально допустимый объем [из Корана] в молитве, то он предпочтительнее. О предпочтительности этого также говорится и в преданиях Абу-Ханифы, в которых указывается на то, что после минимально допустимого объема чтения существует потребность в знаниях, чтобы была возможность исправить то, что может случиться в молитве. Также при чтении существует потребность в знании об ошибках, нарушающих молитву. Поэтому имеющий больше знаний — предпочтительнее. И было сказано: «Поистине, если больше всех знающий человек был из тех, кто сторонится явных грехов (фавахиш), а лучше читающий Коран — благочестивее, то тот, что больше знает — предпочтительнее». Однако Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, в своем изречении отдал предпочтение человеку, лучше читающему [Коран], потому что в то время лучше чтец был и больше всех знающим, поскольку Коран во времена Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, воспринимался со всеми его смыслами и установлениями. Что же касается нашего времени, то человек может быть искусным в чтении и при этом не иметь никаких знаний. Поэтому человек, имеющий больше знаний, предпочтительнее. Если же они будут равны [в этом], то [тогда] предпочтительнее тот, что обладает большим благочестием из них, потому — что потребность при совершении молитвы после знаний и допустимого минимума чтения в благочестии сильнее. Пророк. Мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто совершил молитву позади богобоязненного ученого человека, то словно совершил молитву за пророком».

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдал предпочтение мусульманину, раньше совершившему хиджру, потому что хиджра в то время была обязательной. Но впоследствии была отменена словами посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего: «Нет хиджры после победы (аль-фатх)».

А благочестивому отдается предпочтение, чтобы посредством его молитва была в стороне от греха. Если же они будут равны и в этом, то тогда [предпочтение отдается] лучшему чтецу Корана, согласно словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Знатоки Корана приближенные Аллаха и Его избранники».

Если же они читают одинаково, тогда [предпочтение отдается] старшему из них по возрасту. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: [Почитайте] старших! Если возраст их будет одинаков, то [предпочтительнее тот], что красивее лицом, потому — что желание людей молиться за ним больше <….>.И нежелательно человеку молиться впереди другого в его доме, согласно переданному нами хадису Абу-Саида, вольноотпущенника Абу-Усайда, а также согласно словам Пророка, мир ему и благословение Всевышнего: «Пусть никто не главенствует во владении другого и не садится на место брата [то есть единоверца] своего, ведь тот лучше знает открытые [для постороннего взгляда] места своего дома» (в другой версии — «в своем доме»). Это нежелательно также и потому, что [гость], встав впереди хозяина дома, покажет свое пренебрежение им среди семьи его и близких. А это не является похвальным качеством. Если же [хозяин] позволит ему, тогда не страшно. Потому что нежелательность была из-за его права [на руководство молитвой]. Однако Мухаммад рассказал в сообщениях, не являющихся основными [в ханафитском мазхабе], что если гость был обладающим властью, то ему разрешается возглавлять [молитву] без разрешения [хозяина], потому что разрешение для подобных гостей [на руководство молитвой] установлено посредством доказательства, а оно подобно разрешению посредством канонического текста. Что же касается того, что гость был правителем (султаном), то право на руководство молитвой принадлежит ему, где бы он ни был. И никому не следует вставать перед ним [в молитве], кроме как с его разрешения. Аллах же лучше знает.

Из книги
Абдальхамида Тахмаза.

Перевод
Руфата АХМЕТЖАНОВА




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.