Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №84
22.10.2008

НАШ ИСЛАМ

фикх

Руководство молитвой (имамат)

Имамат в общем смысле этого слова имеет значение «предстоятельства», нахождения во главе чего-либо. Имамат как руководство государственными делами уммы мусульман известен как имама кубра — «большое» руководство. Оно в гораздо большей степени относится к вопросам гражданского права, нежели непосредственно к вопросам религии. Что же касается имамата как руководства молитвой, то оно имеет название «имама сугра» — малое руководство. Несмотря на это, оно немаловажно для исполнения второго столпа нашей религии — намаза надлежащим образом.

Окончание. Начало в № 34 (83)

«Женщина в целом пригодна для руководства молитвой, поэтому если она руководит молитвой женщин, то это допустимо, и ей следует встать в середине [ряда], согласно рассказанному со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она совершала предвечернюю молитву во главе женщин, встав в середине их [ряда]. Также Умм-Саляма, да будет доволен ею Аллах, совершала молитву во главе женщин и стояла в середине их. И потому — что положение их основано на скрытости [от постороннего взгляда], и это [положение] наиболее скрытно для них.

Однако коллективная молитва для женщин, по нашему мнению, нежелательна. А по мнению аш-Шафи, — желательна, как и коллективная молитва мужчин, и об этом передаются хадисы. Однако [в них идет речь] о [прецедентах,] имевших место на заре Ислама, а впоследствии это [установление] было отменено. И выход на коллективную молитву молодым из них не разрешается, так как со слов Умара, да будет доволен им Аллах, было передано, что он запретил девушкам выходить на молитву. Выход их [в этом случае] — это причина смуты (фитны), а смута запрещена, и то, что приводит к запрещенному, также запрещается. Что касается старых женщин, то о них будет рассказано в другом месте».

Таким образом, если сделать скидку на сегодняшние реалии, то можно говорить о крайней нежелательности, а то и запретности назначения на должность имама человека, который имеет убеждения, противоречащие установлениям шариата (на сегодняшний день получают распространение крайне вредные и провокационные идеи хабашизма, ахмадизма и прочих опасных сект).

Также необходимо избегать назначения людей, известных своей порочностью, ведущих недостойный образ жизни и не соблюдающих основные предписания своей религии, имеющих дурную славу и сомнительное происхождение.

Имам, согласно установлениям шариата, должен иметь качества, соответствующие своей должности, о том же, кому следует отдавать предпочтение в руководстве молитвой, говорится в вышеуказанном труде:

…что касается разъяснения того, кто более достоин имамата и предпочтительнее, то свободный человек предпочтительнее раба; благочестивый человек предпочтительнее грешника; зрячий — слепца; рожденный в законном браке — рожденного в блуде; а не являющийся бедуином из этих людей предпочтительнее бедуина, согласно вышеизложенному.

Далее, лучший из них [для руководства молитвой] — тот, кто лучше знает сунну, далее — лучший среди них в благочестии; лучше читающий писание Всевышнего Аллаха; старший из них [по возрасту в Исламе]. И, несомненно, если эти качества объединятся в одном человеке, то он будет достойнее согласно разъясненному свыше [положению], что имамат основан на достоинстве и совершенстве. И тот, в котором присутствуют эти качества, — наиболее совершенный из людей.

Что касается знаний, благочестия и чтения Корана, то [необходимость наличия этих качеств у имама] очевидна.

Что же касается старшинства по возрасту то [причина предпочтительности его] следующая: кто долго прожил в Исламе, тот больше подчиняется [повелениям Всевышнего] и больше следует Исламу.

В случае же, если эти качества распределены в разных людях, то человек, лучше знающий сунну, предпочтительнее, если он хорошо (то есть правильно. — Прим. пер.) читает [тот минимум Корана], с которым допускается молитва. А [автор] в книге молитвы отдал предпочтение человеку, лучше читающему Коран, сказав: И молитвой руководит человек, лучше читающий Коран, [далее] — лучше знающий сунну, [далее] лучший из них в благочестии; [далее] — старший из них. И доказательство этому — слова Абу-Масуда аль-Ансари, ссылавшегося на Пророка, мир ему и благословение Всевышнего: «Пусть руководит молитвой людей тот, кто лучше читает Коран, если же они равны [в этом], то тот, что лучше знает сунну, если они равны в этом, то тот, что раньше совершил хиджру, если они равны в этом, то старший по возрасту, если они равны (и в этом), то лучший из них нравом, если равны (и в этом), то тот, что красивее лицом (благовиднее)».

Далее, среди шейхов (мазхаба) есть те, которые использовали хадис согласно внешнему его смыслу, и отдали предпочтение [в руководстве молитвы] человеку, лучше читающему Коран, потому что Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, начал [в хадисе] с него. Но наиболее верно [следующее мнение]: если человек, лучше знающий сунну, хорошо знает, как читать минимально допустимый объем [из Корана] в молитве, то он предпочтительнее. О предпочтительности этого также говорится и в преданиях Абу-Ханифы, в которых указывается на то, что после минимально допустимого объема чтения существует потребность в знаниях, чтобы была возможность исправить то, что может случиться в молитве. Также при чтении существует потребность в знании об ошибках, нарушающих молитву. Поэтому имеющий больше знаний — предпочтительнее. И было сказано: «Поистине, если больше всех знающий человек был из тех, кто сторонится явных грехов (фавахиш), а лучше читающий Коран — благочестивее, то тот, что больше знает — предпочтительнее». Однако Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, в своем изречении отдал предпочтение человеку, лучше читающему [Коран], потому что в то время лучше чтец был и больше всех знающим, поскольку Коран во времена Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, воспринимался со всеми его смыслами и установлениями. Что же касается нашего времени, то человек может быть искусным в чтении и при этом не иметь никаких знаний. Поэтому человек, имеющий больше знаний, предпочтительнее. Если же они будут равны [в этом], то [тогда] предпочтительнее тот, что обладает большим благочестием из них, потому — что потребность при совершении молитвы после знаний и допустимого минимума чтения в благочестии сильнее. Пророк. Мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто совершил молитву позади богобоязненного ученого человека, то словно совершил молитву за пророком».

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдал предпочтение мусульманину, раньше совершившему хиджру, потому что хиджра в то время была обязательной. Но впоследствии была отменена словами посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего: «Нет хиджры после победы (аль-фатх)».

А благочестивому отдается предпочтение, чтобы посредством его молитва была в стороне от греха. Если же они будут равны и в этом, то тогда [предпочтение отдается] лучшему чтецу Корана, согласно словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Знатоки Корана приближенные Аллаха и Его избранники».

Если же они читают одинаково, тогда [предпочтение отдается] старшему из них по возрасту. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: [Почитайте] старших! Если возраст их будет одинаков, то [предпочтительнее тот], что красивее лицом, потому — что желание людей молиться за ним больше <….>.И нежелательно человеку молиться впереди другого в его доме, согласно переданному нами хадису Абу-Саида, вольноотпущенника Абу-Усайда, а также согласно словам Пророка, мир ему и благословение Всевышнего: «Пусть никто не главенствует во владении другого и не садится на место брата [то есть единоверца] своего, ведь тот лучше знает открытые [для постороннего взгляда] места своего дома» (в другой версии — «в своем доме»). Это нежелательно также и потому, что [гость], встав впереди хозяина дома, покажет свое пренебрежение им среди семьи его и близких. А это не является похвальным качеством. Если же [хозяин] позволит ему, тогда не страшно. Потому что нежелательность была из-за его права [на руководство молитвой]. Однако Мухаммад рассказал в сообщениях, не являющихся основными [в ханафитском мазхабе], что если гость был обладающим властью, то ему разрешается возглавлять [молитву] без разрешения [хозяина], потому что разрешение для подобных гостей [на руководство молитвой] установлено посредством доказательства, а оно подобно разрешению посредством канонического текста. Что же касается того, что гость был правителем (султаном), то право на руководство молитвой принадлежит ему, где бы он ни был. И никому не следует вставать перед ним [в молитве], кроме как с его разрешения. Аллах же лучше знает.

Из книги
Абдальхамида Тахмаза.

Перевод
Руфата АХМЕТЖАНОВА




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.