Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №83
13.10.2008

НАШ ИСЛАМ

ФИКХ

Руководство молитвой (имамат)

Имамат в общем смысле этого слова имеет значение «предстоятельство», нахождение во главе чего-либо. Имамат как руководство государственными делами уммы мусульман известен как имама кубра — «большое» руководство. Оно в гораздо большей степени имеет отношение к вопросам гражданского права, нежели непосредственно к вопросам религии. Что же касается имамата как руководства молитвой, то оно имеет название «имама сугра» — малое руководство. Несмотря на это, оно имеет немалую важность для исполнения второго столпа нашей религии — намаза надлежащим образом.

Известно, что участие в коллективной молитве является одной из подтвержденных сунн нашего Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, граничащей с ваджибом — обязательным поклонением. Поэтому вопросу выбора имама — предстоятеля на молитве — посвящена целая глава исламского богословия, четко регламентировавшего вопросы, гарантирующие исполнение данного столпа религии в наиболее приемлемом виде. Итак, во-первых, имам — это гарант действительности молитвы совершающих за ним людей. И действительность эта обусловлена наличием следующих условий, на которые указывают многочисленные труды исламских богословов.

Молитвой здоровых мужчин должен руководить мужчина, мусульманин, находящийся в здравом уме, правильно читающий тот минимум Корана, с которым молитва является действительной, не имеющий недостатков, подобных заиканию, шепелявости и не страдающий такими заболеваниями, как недержание мочи. Однако одного лишь наличия этих условий недостаточно, и в вопросе выбора имама необходимо руководствоваться также и другими соображениями. Об этом автор «Бадаи ас-санаи» пишет: «…Разрешается [хотя и нежелателен] имамат раба, бедуина, слепца, явного грешника (фасик), человека, рожденного вне брака. Это мнение большинства [ученых]. А имам Мялик сказал: “Не разрешается молитва за явным грешником”. Основанием для его высказывания является то, что руководство молитвой относится к вопросам доверия. А явный грешник — предатель [доверия], и поэтому нет ему свидетельства, так как свидетельство относится к доверию. [В нашу пользу] говорит сказанное Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Всевышнего: “Молитесь за всяким праведником и грешником”. И хотя [этот] хадис (а Аллах лучше знает) касается пятничных и праздничных молитв из-за связи их с правителями, большинство которых — явные грешники, он внешне является доказательством в рассматриваемом сейчас вопросе, потому что исходит из общего смысла слов умум аль-ляфз, а не конкретной причины [из-за которой они были произнесены] (хусус ас-сабаб). А еще сподвижники Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, такие как ибн-Умар и другие, и последователи их следовали за аль-Хаджажем в пятничной и других молитвах, несмотря на то что он был наиболее грешным из своих современников. А Умар б. Абдель-Азиз даже говорил: “Если бы каждая община привела самого дурного своего представителя, и мы привели бы Абу-Мухаммада, то одолели бы их”. А Абу-Мухаммад — кунья (прозвище по отцу или матери) аль-Хаджажа».

И было передано со слов Абу-Саида, вольноотпущенника Абу-Усайда: «Когда я женился, то позвал [на свадьбу] нескольких сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, среди которых были Абу Зарр [аль-Гыфари], Хузейфа и Абу-Саид аль-Худри. И когда наступило время молитвы, они выдвинули меня вперед, и я совершил во главе их молитву, будучи в то время еще рабом». А в другой версии [хадиса] он сказал: «И встал впереди Абу-Зарр, чтобы возглавить молитву, но ему сказали: “Ты встаешь впереди, находясь в чужом доме?!” И выдвинули меня, и я совершил во главе их молитву». Это известный хадис, который привел Мухаммад в книге о том, кому разрешено [возглавить молитву].

И было передано, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, оставил Ибн Абу-Махтума, когда выступил в поход, а тот был слепцом: потому что действительность молитвы зависит от способности выполнять основные ее элементы, а эти люди способны их выполнять. Однако другие категории лиц предпочтительнее, так как руководство молитвой основывается на достойных качествах [имама]. И поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, совершал молитву во главе других, а они не возглавляли его молитву. И так же каждый из праведных халифов в свое время. Люди не желают молиться за этими людьми, и их руководство молитвой ведет к уменьшению джамаата, а это нежелательно. Среди рабов, бедуинов и рожденных вне брака преобладает невежество. Что касается раба, то причина в том, что он не имеет свободы от служения своему хозяину для обучения знаниям. А аш-Шафи сказал, что если раб равен другому человеку по знаниям и благочестию, то он равен другому. И молитва за другим человеком [в этом случае] не будет для меня предпочтительнее. И привел в доказательство хадис Абу-Саида, вольноотпущенника Абу-Усайда. Однако этот хадис указывает на дозволительность [молитвы за рабом], и речь здесь идет не о предпочтительности. А уменьшение джамаата и умаление его достоинства по сравнению с достоинством свободных людей являются причиной нежелательности [его имамата].

Среди бедуинов также преобладает невежество, Всевышний Аллах сказал: «Бедуины оказываются самыми упорным в неверии и лицемерии. Они больше других не признают ограничений, которые Аллах ниспослал Своему Посланнику. Воистину Аллах — Знающий, Мудрый» (сура 9, аят 97).

Также невежество преобладает и среди внебрачных детей, потому что у них нет того, кто воспитал бы их и обучил основам шариата.

Имамат — это величайший вопрос доверия, которым не располагает явный грешник, ведь он не исполняет доверенное надлежащим образом; а слепца направляют к кибле другие, и в вопросе [определения киблы] он становится последователем другого человека, и во время молитвы он может отклониться от нее. Вот что было передано со слов ибн-Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Он отказывался от руководства молитвой после того, как ослеп, и говорил: “Как я могу возглавлять молитву, когда вы меня ровняете [направляя в сторону киблы]?”».

Кроме того, слепец не может избежать попадания скверны [на свое тело и одежду], поэтому зрячий [в этом вопросе] предпочтительнее. Однако это в том случае, если [в мечети] нет никого, кто сравнился бы с ним в достоинствах. В противном же случае слепец будет предпочтительнее, и поэтому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, оставил вместо себя Ибн Умм Махтума.

Также нежелателен имамат человека, имеющего заблуждения [в вопросах веры] и привносящего незаконные новшества в религию (еретика). На это указал Абу-Юсуф в «аль-Амали», сказав: «Я считаю нежелательным, чтобы имам был заблудшим человеком и еретиком, потому что люди не желают молиться за ними». Но дозволяется ли (то есть является ли действительной. — Прим. пер.) молитва за ними? Некоторые из наших шейхов сказали: «Молитва за заблудшим не разрешается», а автор «аль-Мунтака» (избранное) упомянул сообщение со слов Абу-Ханифы, что он не считал допустимым молитву за заблудшим человеком. Верно же следующее мнение: если он имеет заблуждения, делающие его неверным, то молитва за ним не допускается, а если имеет заблуждение, не делающие его неверным, то допускается.

(Продолжение следует.)

Из книги Абдальхамида Тахмаза.
Перевод Руфата АХМЕТЖАНОВА




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.