Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №93 — Пути Ризаэтдина Фахретдина Российские мусульмане на путях интеграции
29.04.2009

В последние годы российская умма, особенно ее молодое поколение, все больше начинает ориентироваться на поиски традиций своих предков. Наши Всероссийские мусульманские форумы и Фаизхановские чтения оказались, к счастью, началом доброй традиции. Стоит отметить, что два года назад ни в Москве, ни в Казани не сумели адекватно отметить юбилеи Всероссийских мусульманских съездов 1917 года и связанный с ними 150-летний юбилей муфтия Галимджана Баруди. В этом году 150-летие со дня рождения муфтия Ризаэтдина Фахретдина вызвало намного больше энтузиазма. Прошли мероприятия на его родине, в ауле Кичучатово Альметьевского района Татарстана, и в самом Альметьевске, в Казани состоялась конференция имамов и готовится научная конференция.

Пиком празднований cтала Всероссийская научно-практическая конференция-чтения «Просветительские традиции ислама в Урало-Поволжье:
I Фахретдиновские чтения», состоявшаяся 7 апреля в Уфе. Ее пленарная часть прошла в здании Национального молодежного театра в присутствии сотен слушателей из числа имамов республики, ученых и студенчества. В числе организаторов конференции — Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО) и Нижегородский исламский институт имени Х. Фаизханова, Совет по делам религий при правительстве Республики Башкортостан, ДУМ РБ, Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ), Башкирский государственный педагогический университет (БГПУ) им. М. Акмуллы, Институт этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук (УНЦ РАН) и Институт истории языка и литературы УНЦ РАН. В лучших традициях мировой науки сборник конференции был выпущен в ИД «Медина» к ее открытию и роздан участникам.

Личность Ризы Фахретдина собрала вокруг себя деятелей основных муфтиятов европейской России. Если учесть присутствие представителей Северного Кавказа, то мероприятие получило общенациональный характер. Во вступительном слове ректор БГПУ Раиль Мирваевич Асадуллин задал камертон конференции. Из его уст прозвучал ключевой термин «российские мусульмане». Именно его чаще всего использовал сам Риза-казый. И здесь уроженец Заказанья Шигабутдин Марджани, альметьевских степей — Риза Фахретдин и Приуралья — Мифтахетдин Акмулла были частью единого миллета Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС).

В приветствии президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова говорится, что «личность Ризаэтдина Фахретдина являет собой пример «духовного джихада», он проповедовал, что лучший способ познания мира заключается в содружестве религии с наукой... Он свято верил, что придут времена, когда истина восторжествует, потому что никто не имеет права лишить людей права на убеждения».

Но свобода не обозначает вседозволенность и слепое следование чужим традициям. Советник администрации президента Российской Федерации, член правления Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Алексей Алексеевич Гришин указал на более чем тысячелетнюю традицию сосуществования христиан и мусульман на российской территории. Поэтому членам российской уммы нужно опираться на свое богословское наследие, а не следовать за чужими доктринами. Игорь Валентинович Симонов, советник аппарата полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе, указал, что чтения, посвященные российским богословам и ученым, становятся доброй традицией в ПФО. Самыми стабильными здесь являются нижегородские Фаизхановские чтения.

Председатель Совета улемов ДУМНО Дамир-хазрат Мухетдинов отметил, что Риза Фахретдин создал выдающуюся традицию издания научно-богословского журнала, создания учебной литературы и биографий выдающихся деятелей мусульманского мира, как российских, так и зарубежных. Причем все это делалось в традициях ханафитского мазхаба. Благодаря этим заделам Р. Фахретдину удалось добиться многого. Сегодня в Нижнем Новгороде, да уже и по всей России в наших учебных пособиях, на страницах журнала «Минарет», энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации», многих других изданий и сайтов мы стремимся продолжить традиции великого улема.

Директор Института этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук доктор исторических наук Айслу Билаловна Юнусова отметила, что Риза-казый жил в эпоху коренных изменений в российском обществе. Он стал лидером ЦДУМ в 1921 году, в дни разрухи и голода. Буквально за два года ему удалось установить вертикаль власти на огромных пространствах. Он хотел, чтобы среди российских мусульман жили его идеи и открытия...

Автор этих строк указал на неустанную борьбу Ризы-казыя за единство российской уммы. Именно он выдвинул идеи единой религиозной автономии российских мусульман и всероссийского Голямалар Шурасы (Совета улемов). При этом Риза-казый выступал за принципы правового государства, парламентского режима, равноправия всех граждан независимо от религиозной, этнической и половой принадлежности как основы для создания гражданского общества в России. Он призывал не разделяться на племенные группы, так как раскол порождает утрату религии. Риза-казый верил, что образованная молодежь продолжит и разовьет традиции российской уммы.

Верность идей Ризы-казыя подтверждается и последними достижениями российской науки. 17 апреля в Центре национальных проблем Федерального института развития образования в Москве прошел семинар, посвященный обсуждению монографии «Проблема идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа». Книга объединила звездный состав участников: это В. А. Лекторский, М. Н. Кузьмин, О. И. Артеменко, Э. А. Баграмов,
В. И. Гараджа. Здесь прозвучали мысли о необходимости существования такого российского пространства, где принадлежность к единой гражданской нации давала бы возможность сохранить основы своей религии, языка, культуры.
А пока россияне прежде всего определяют себя по этнической принадлежности и религии. Стремление же навязать обществу господствующую религию, ввести ее в школьную программу приводит к стремлению создать религиозно однородные регионы. Причем в силу высокой рождаемости и более высокой сплоченности у мусульман Северного Кавказа это получается намного лучше, чем в преимущественно русских регионах.

В Волго-Уральском регионе вопрос стоит, скорее, о гарантированном государством доступе к образованию на родном языке и ознакомлению русских сограждан с языком и историей титульного народа. Ведь в Казани существует полумиллионная русская община, тогда как в Грозном, по словам президента Чечни Рамзана Кадырова, о русских напоминают преимущественно могилы. Отмена национально-регионального компонента и проведение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) только на русском языке привели к ряду петиций, митингов и судебных исков. Федеральный закон об образовании за 17 лет менялся столько же раз, что, мягко говоря, совсем ненормально. Если родной язык и история уйдут из светских школ, то они окажутся в лучшем случае в стенах мектебе и медресе, в худшем — в полуподпольных кружках, где уже явно будут доминировать не традиции ханафитского мазхаба.

Семинар в Центре национальных проблем образования собрал звездный состав участников практически из всех отраслей гуманитарного знания. Но представители федеральных и региональных властей и близких к ним центров не явились. В итоге позиции российских мусульман и прежде всего татар пришлось объяснять автору этих строк. Однако ученые всегда понимают друг друга, и лейтмотивом обсуждения стала необходимость диалога, развития языков, традиций и культур, создания единой федеральной образовательной концепции, которая до сих по отсутствует. Ключевой была идея о невозможности существования гражданской нации без создания гражданского общества и ликвидации ксенофобии.

Таким образом, идеи единства российских мусульман продолжают жить и развиваться. Концепция Ризы-казыя о необходимости формирования гражданского общества в России не теряет актуальности. Путь Ризы Фахретдина приобретает все новых сторонников на просторах нашей Родины...

 

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук,
Казань



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.