Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №80
19.09.2008

ТЕМА НОМЕРА

Пейзаж после битвы

Голодные года вслед за тучными

Август 2008-го надолго запомнится нашим современникам как время больших перемен. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, вопреки позиции США и Европейского сообщества, не могло не привести к росту конфронтации. И хотя военные действия закончились быстро и вопрос о санкциях против России не стоит на повестке дня, произошел ряд весьма неприятных событий, прежде всего, для российской экономики и потребителей. Трудно сказать, насколько они связаны с этим охлаждением отношений. Но цена нефти упала от почти 150 до 90 долларов за баррель, рубль продолжает падать по отношению к доллару, а 17 сентября курс акций на крупнейшей российской бирже просел почти на 15 процентов. Не весело и рядовым потребителям: цены на картофель почти не падают, но взлетели цены на мясо. Наконец-то, даже немного снизились вздувшиеся цены на жилье, но взять ипотечный кредит в банке стало сложнее и дороже. Если учесть, что естественные монополии вновь грозят повышением цен, а правительство — повышением возраста выхода на пенсию, то становится совсем не смешно. Вслед за этим хочется вновь задать свой весенний вопрос: не идут ли голодные года вслед за тучными? И хотя в российской экономике мы видим много положительных тенденций, неприятные вопросы не отступают.

Где проходят границы суверенитета?

На середину сентября независимость Абхазии и Южной Осетии наряду с Россией признало только Никарагуа. Впрочем, Президент этой гордой центральноамериканской страны Даниэль Ортега уже добрые три десятилетия показывает фигу США. Его сограждане от этого лучше жить не стали, чего не скажешь о Южной Осетии. Этой республике только на восстановление из российского бюджета выделяют более 13 миллиардов рублей. Итого, каждый югоосетин обойдется нашему бюджету в 200 000 рублей. Это вдобавок ко всему Северному Кавказу, который привык жить на российские дотации.

Такое перераспределение денег не вызывает восторга у граждан России из республик-доноров, прежде всего Татарстана и Башкортостана. В свое время, в начале 1990-х гг., провозгласив государственный суверенитет, они получили возможность не только контролировать свои недра, но мирно экспортировать нефть через российские трубопроводы. Многие эксперты и сегодня считают, что, договорившись о разделе доходов от черного золота, местные элиты и политически активные граждане решили, что им лучше мирно сосуществовать с федеральным центром. Соответствующие условия были прописаны в договорах, межбюджетных и отраслевых соглашениях между республиками и федеральным центром. Первый из них был подписан Президентом России
Б. Н. Ельциным и Президентом Татарстана М. Ш. Шаймиевым 15 февраля 1994 года.

В период президентства В. В. Пути-на договоры сошли на нет, а недра были вновь объявлены общефедеральной собственностью. Добиться подписания нового варианта договора уже в форме федерального закона сумел только тот же М. Ш. Шаймиев. Депутаты Федерального Собрания от Башкортостана однозначно голосовали «против», ведь Уфа не сумела получить аналогичный договор. Но и в нем нет пункта о правах Татарстана на землю, а всего лишь о преимуществах при нефтедобыче на выработанных месторождениях. Поэтому в условиях высоких цен на нефть о суверенитете в двух мусульманских республиках Приволжского федерального округа вспоминают как о времени, когда изрядная часть доходов от экспорта «черного золота» делилась прямо в них. Конечно, доставалось всем далеко не по-равному, но в целом в регионе оказывалось больше, чем сейчас. Поэтому в Казани и Уфе под суверенитетом понимают, прежде всего, не наличие границ, танков и боевых кораблей, а стабильные доходы от экспорта нефти. Тема сверхдоходов от экспорта углеводородного сырья, не доходящих до республик, становится все болезненней в Казани и Уфе. Не снижающийся уровень инфляции на базовые продукты и услуги вряд ли добавляет спокойствия…

«Знай хорошо татарский, и знай хорошо русский. Они оба для нас — самые нужные и значимые языки».

Эти хрестоматийные строчки еще времен сталинской эпохи стали вновь часто цитируемыми в последнее двадцатилетие. Сегодня жители Татарстана моложе тридцати лет, вне зависимости от национальности, имеют неплохое представление о татарском языке, культуре, истории. Огромный прогресс в аналогичном направлении достигнут в Башкортостане. Но если в Татарстане по результатам переписи 2002 года более половины населения владеет титульным языком республики, то башкирским в Башкортостане — немногим более четверти. В большинстве крупных городов Башкортостана, включая Уфу, башкиры не дотягивают до 20 процентов, в то время как процент татар в аналогичных городах колеблется от 45 до 55 (в Казани — 47 процентов).

С 1 сентября 2009 года отменяется национально-региональный компонент в образовании, что фактически уничтожает преподавание языка, литературы, истории нерусских народов. Способствует ли это стабилизации обстановки и рождению новой общности россиян? Не секрет, что в столицах северокавказских республик все государственное образование ведется на русском языке, а взрывы и убийства там происходят с удручающей регулярностью. За два десятилетия большинство этнических русских покинули Северный Кавказ. И, наоборот, в Казани, где все дети изучают татарский язык, численность русского населения почти не сократилась.

В этих условиях 2 августа текущего года в Казани состоялась встреча руководителей национальных конгрессов и ассоциаций народов Поволжья и Урала, где был создан их Координационный совет. В него вошли: Всеудмуртская ассоциация «Удумурткенеш», Все-мирный курултай башкир, Ассоциация финно-угорских народов РФ (мордва), Чувашский национальный конгресс, Всемарийский Совет, Всемирный конгресс татар. Следует особо отметить, что речь здесь идет об умеренных национально-культурных движениях, а не радикальных организациях, выступающих за независимость своей республики или всего Волго-Уральского региона (Идель-Урала) в целом. В заявлении «Сохраним единство народов» указывается, что «в федеративном государстве речь должна идти только о полноценной системе национального образования каждого народа на своем языке». Далее говорится: «Мы, представители коренных народов Поволжья и Приуралья, обращаемся к широкой российской общественности с просьбой разделить нашу озабоченность и поддержать наше стремление сохранить национальную идентичность, родной язык, систему образования, самобытную культуру, традиции и обычаи предков. Мы вынуждены апеллировать к международной общественности, поскольку наши многократные обращения во властные структуры Российской Федерации не возымели должной реакции». Следует особо отметить, что представители четырех из шести этих народов в большинстве своем являются православными христианами. В последние века эти этносы не мыслили свое существование, кроме как в составе России. Но финно-угорские народы призвал к борьбе за независимость Президент Эстонии Ильвес. Неужели он прав в том, что только сепаратизм может спасти эти народы от ассимиляции и русификации? В это не хотелось бы верить.

Ответа на совместное обращение движений шести титульных народов Волго-Уральского региона не последовало. На августовском педсовете в пригороде Казани Президент Татарстана Шаймиев прямо заявил министру образования и науки России Фурсенко о необходимости сохранения национально-регионального компонента в образовании. Госсовет Татарстана обратился в Федеральное собрание России. Но ответа все нет. Начался учебный год, и усилились опасения учителей языков нетитульных народов за свою судьбу. По вышеуказанным причинам выше всего подняли планку в Башкортостане, где представители движения «Кук буре» четко увязали вопрос об образовании на родном языке с вопросом о единстве России. Мы уже неоднократно предупреждали, что вопрос сохранения национально-регионального компонента в образовании перейдет в сферу политики. К счастью, новая Россия — это не Грузия Саакашвили. Выход есть. И школа на родном языке послужит единству демократического федеративного российского государства.

Дамир МУХЕТДИНОВ,
кандидат политических наук

Айдар Хабутдинов, доктор исторических наук, профессор Казанского филиала Российской академии правосудия:

— Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии вновь резко подняло планку претензий на самостоятельность на постсоветском пространстве. Нельзя забывать, что, кроме политической составляющей, стабильное государство должно иметь доходную экономику и национальную систему образования. В Казани неоднократно ставился вопрос: если Содружество России и Белоруссии превращается в реальное единое государство, число членов которого расширяется, то почему это не может произойти и за счет Татарстана? Повторяюсь, здесь главными аргументами станут экономическая самостоятельность и обеспечение сохранения и развития родного языка и культуры.

 

 


Умар-хазрат Идрисов, председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области:

— Нельзя недооценивать оппонентов и исключать вероятность возникновения сепаратистских и радикальных образований в Поволжье и на Урале.

В годы президентства Владимира Путина был усилен центральный аппарат — через создание федеральных округов и аффилированных структур, прямое назначение губернаторов и пр.

Это было хорошо с точки зрения управленческой. Но, с другой стороны, мы сейчас пожинаем плоды недальновидной деятельности в плане конфессиональных отношений начала 1990-х гг., следует признать – работы с низовым уровнем, с молодежью не велось. Если бы одновременно с централизацией государства шла бы и централизация мусульман, то через сильные мусульманские структуры можно было бы этим процессом национализма управлять. Ислам проповедует, прежде всего, исламские ценности и глубоко чужд идее этнического превосходства. А Ислам тогда шельмовали, разъединяли. Вот и пожинаем плоды.

Приведу пример: наши молодые ребята, которые 10 лет ходили здесь, в Нижнем Новгороде, в мечеть, отучившись пару недель в Альметьевске (Татарстан), приезжают сюда и говорят, что там их научили правильно молиться. Получается, что все, чему их учили здесь, неправильно! Эти выпускники таким образом в одночасье перечеркивают традиции Ислама, которые складывались здесь веками.

Стоит учитывать еще ряд факторов: этнонациональные трения в рамках одной конфессии, то, что изменилось лицо российской уммы: если раньше в Центральной части России большинство составляли татары, то сейчас это и азербайджанцы-шииты, и узбеки-хизбутовцы, и турки-«суфисты» в узком смысле этого слова.

Наконец, нельзя забывать, что большинство Духовных управлений мусульман возглавляют люди предпенсионного возраста, а региональные религиозные объединения мусульман – зачастую и вовсе 70-, 80-летние старики, которые не только не могут активно работать в качестве объединителя башкирской и татарской молодежи, но и просто проводить обряды. Все эти факторы, сложенные вместе, и приводят к нестабильности.




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.