Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №92 — Мозаика
02.04.2009

Страницу подготовила Нина АЛЕКСАНДРОВА

ДИАЛОГ цивилизаций

Русская миссия в Кабуле

Шир-Али-ханВ 1878 г. член Императорского русского географического общества
И. Л. Яворский в составе русского посольства отправился в далекое путешествие по Афганистану и Бухарскому ханству. 26 мая вся миссия в полном составе была представлена Туркестанскому генерал-губернатору. Начальником миссии был назначен генерал-майор
Н. Г. Столетов. В помощники к нему был назначен полковник О. Разгонов. В состав миссии вошли также топограф Н. А. Бендерский, переводчик с персидского языка подпоручик Назиров, переводчик тюркских наречий Зааман-бек Шихалибеков, И. Я. Яворский был назначен врачом. Начальник миссии предполагал, что в Афганистане трудно будет производить открыто съемки маршрута, метеорологические наблюдения. Доктор Яворский предложил свои услуги генерал-майору Столетову: «Здесь, в Средней Азии, чего нельзя делать другому европейцу, то врачу, окруженному в глазах туземцев чуть ли не ореолом всемогущества, — можно. Вот поэтому я и думал, что, не навлекая подозрений, могу производить наблюдения, объяснив это просто требованиями своей науки». Больше года длилась миссия русского посольства. О происшествиях в пути, встречах, своей врачебной практике доктор Яворский поделился на страницах дневника, вышедшего в 1882 году в Санкт-Петербурге в двух томах в типографии доктора М. Хана.

Около 12 часов начальник миссии, одевшись в полную парадную форму, отправился на аудиенцию к эмиру Шир-Али-хану. Он поехал один, даже без переводчиков, в сопровождении только везира и афганского конвоя, объявив всем остальным членам миссии, что им незачем представляться к эмиру и что он представится один. Скоро, однако, генерал возвратился и приказал всем нам поскорее одеться в полную парадную форму. Он объявил, что эмир желает видеть всю миссию, в полном составе. Я, несмотря на свою слабость, тоже оделся и вместе с прочими отправился в путь <…>.

Шир-Али-ханЛишь только мы вошли на террасу, как эмир встал со своего довольно скромного кресла, сделал два-три шага нам навстречу и подал руку начальнику миссии. В это время остальные члены миссии встали в ряд, приложив руку к козырьку. Эмир ответил на приветствие миссии тоже поднятием руки к козырьку каски, которою была покрыта его голова. После этого начальник миссии поочередно представил эмиру всех членов миссии. Вообще эмир во время представления ему миссии каждому члену что-либо сказал: любезность, остроту, шутку и вообще, говоря простым, но тем не менее очень выразительным языком, «за словом в карман не лазил» <…>.

Затем он с полчаса разговаривал с нами о разных вещах. Эмир-Али-хан имел вид пожилого, но еще очень красивого человека, лет 50 слишком. Его невысокая, коренастая фигура дышала силой и энергией. Большие, черные глаза проницательно смотрели из-под густых, слегка поседевших бровей. Орлиный нос заканчивал общее выражение лица, придавая ему характер твердости. Окладистая борода, с легкой проседью, спускалась на грудь. Он говорил громким, несколько хрипевшим голосом. Последнее обстоятельство зависело от катара горла, на который потом он и не преминул пожаловаться, прося моей помощи.

Металлическая каска, со страусовыми перьями в шишаке, совсем не шла к эмиру, закрывая его вообще невысокий лоб: она придавала ему характер дикаря-повелителя, нарядившегося в павлиньи перья. На нем был мундир синего цвета с красной лентой через правое плечо. Мундир был подхвачен кушаком с золотым позументом; на кушаке висела шашка, рукоятка которой, богато украшенная золотой насечкой, очень изящной работы, говорила до известной степени и о достоинстве самого клинка. Рукоятка сабли была без темняка. На расшитой золотом и шелком груди мундира не было ни одного ордена или какого-либо значка. Штаны на нем были обыкновенные генеральские, с красными лампасами.

Эмир много расспрашивал начальника миссии о России; между прочим,— о числе жителей, числе войск, количестве государственных доходов и т. п. Он расспрашивал также о том, существуют ли в России железные дороги. Получив утвердительный ответ, он спросил, есть ли они также и в Туркестанском крае. Вообще видно было, что эмир хотел как можно больше узнать о той стране, с которой он хотел заключить союз дружбы.

 

КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ

Душой кривя, не станешь ты правей,

Судьба твоя — кривой разлет бровей,

Так что же, помни мудрость вековую:

Ставь чашу криво, только не пролей.

Мехсети Гянджеви

 

ДАТЫ И СОБЫТИЯ АПРЕЛЯ

5 — 100 лет со дня рождения Асафа Зейналлы (1809–1932), азербайджанского композитора.

10 — 70 лет со дня рождения Бике Рахимовой (род. 1939), татарской поэтессы.

16 — 110 лет со дня рождения Зайнап Камаловой (1899–1977), актрисы, заслуженной артистки ТАССР.

16 — 75 лет со дня учреждения звания Герой Советского Союза (1934).

17 — 120 лет со дня рождения Дулата Али (1889–1920), татарского политического деятеля, журналиста.

 

веселая мудрость

Веселая мудрость

Ходжа Насреддин — герой, который никогда не боялся трудностей, не лез за словом в карман, его основная черта — всегда выходить из любой жизненной ситуации победителем.

Хвост петуха

Вор украл петуха Насреддина и засунул в хурджин. Насреддин побежал следом, догнал вора и говорит:

— Верни моего петуха.

— Я твоего петуха и в глаза не видел, — стал отпираться вор, но хвост петуха торчал из хурджина, и Насреддин сказал:

— Тебе охотно верю, но вот хвост подводит.

И он вытащил из хурджина своего петуха.

 

Женитьба на вдове

Насреддин женился на вдове, причем оказался ее четвертым мужем. Вскоре он тяжело заболел, жена села у его изголовья и стала причитать:

— На кого же ты меня покидаешь?

Тут Насреддин поднял голову и сказал:

— На пятого дурака.

 

Как Насреддин отомстил зятю за дочь

Дочь Насреддина пришла плача к отцу и стала жаловаться, что муж изрядно поколотил ее. Насреддин тут же схватил палку, отдубасил ее как следует, и сказал:

— Ступай, скажи твоему мужу, что если он поколотил мою дочь, то я отыгрался на его жене.

 

Что сказал вол?

Насреддин гулял с приятелями по полю. Вдруг замычал вол, и приятели говорят:

— Молла, вол зовет тебя.

Насреддин пошел к волу, приложился ухом к его морде, вернулся и сказал:

— Он говорит: чего это ради ты прогуливаешься с этими ослами?

 

Берегись

Насреддин проходил по улице. Хаммал (грузчик), который тащил бревно, задел его и только потом закричал:

— Берегись!

Насреддина сильно ушибло, но он не сказал ни слова, стал ждать подходящего случая. Спустя три дня он видит, что тот же хаммал идет по улице с большим грузом.

Насреддин огрел его посохом по голове и крикнул:

— Берегись!

 

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные статьи 2009 года.

Сапронова, М. А. Зин аль-Абидин Бен Али // Вопросы истории. — 2009. — № 1. — С. 21–35. — (Исторические портреты).

О втором президенте Тунисской Республики, получившем звание «Лучший президент арабского мира».

Богучарский, Е. Некоторые вопросы становления дипломатии арабских государств (Вторая половина XX — начало XXI вв.) // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 1. — С. 77–83. — (Большой Ближний Восток).

Васильев, А. Алайская царица // Родина. — 2009. — № 1. — С. 57–60. — (Судьбы).

О судьбе предводительнице кара-киргизских племен Курманджан-датхе, ставшей символом мудрости и справедливости для современного Кыргыстана.

Тагиев, З. Эпитеты Ислама, или Как правильно понимать Ислам // Сознание и физическая реальность. — 2009. — № 1. — С. 8–11. — (Философия).



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.