Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Ханафитское наследие
КИТАБ АЛЬ-ДЖАНАЗА ВА-ЛЬ-ИСТИФАДА МИН ХАЗА (Книга о джаназа)
27.02.2009

СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово

СВЯЩЕННЫЙ КОРАН О СМЕРТИ

Смерть Пророка Йа‘куба

Предсмертные муки неверных

Радость правоверных от встречи с Аллахом

Предсмертный миг врага Аллаха фараона и его гибель

СУННА ПРОРОКА О КАРТИНЕ СМЕРТИ

ДЖАНАЗА

Обмывание (гусль) умершего

Пояснение к решению (хукму) обмывания

Способ обмывания покойника

Условия (шурут) выполнения обмывания

Кем совершается обмывание

Задания и вопросы для самопроверки

Заворачивание умершего (такфин)

Как нести носилки

Задания и вопросы для самопроверки

Джаназа-намаз по покойному

Задания и вопросы для самопроверки

Похороны

Задания и вопросы для самопроверки

Шахиды

Задания и вопросы для самопроверки

Внушение покойному слов свидетельства после захоронения

Захоронения (дафн) в табуте (гробах или ящиках)

Посещение кладбищ (зиярат аль-кубур)

Выражение соболезнования (та‘зия)

Задания и вопросы для самопроверки

ХАДИСЫ ПРОРОКА МУХАММАДА О ПРАВИЛАХ ПОХОРОН

Нельзя желать себе смерти

Долгая жизнь лучше для правоверного

Признак благого конца

Желательно оповещать родственников и друзей о смерти человека

Плач по умершему

Запрещается причитать над покойником с криками и воплем

Запрещается бить себя по щекам и рвать на себе одежду и волосы

Что следует делать, когда человек умирает

Когда человек может получить награду после смерти

Желательно приготовить еду для семьи покойника

Что запрещается делать на кладбище

ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ ПРОРОКА

 

УРОКИ, ИЗВЛЕКАЕМЫЕ ИЗ СМЕРТИ ПРОРОКА МУХАММАДА

 

ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ СПОДВИЖНИКОВ ПРОРОКА МУХАММАДА

Как наступает смерть

ПОЛЕЗНЫЕ ВЫВОДЫ

 

ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ БЛАГОЧЕСТИВЫХ МУСУЛЬМАН

 

ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ ПРАВИТЕЛЕЙ И ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ

 

ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ ГРЕШНИКОВ И РАСПУТНИКОВ

 

ВЕРА В СУДНЫЙ ДЕНЬ

Человек и смерть

Загробная жизнь

Приготовление к смерти

Момент смерти – один из показателей веры

Бессмысленное подозрение

Испытания, мучения и блаженство могилы

Час этот и его предзнаменования

Воскресение

Сбор

Расчет

Сират

Рай и Ад

Описания Рая и его обитателей

Описания Ада и его обитателей

 

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ СУДНОГО ДНЯ

 

ЗАСТУПНИЧЕСТВО ПРОРОКА

Вопросы и ответы

 

ПЕРСОНАЛИИ

Список использованной литературы

 

 

Вступительное слово

В недавнем советском прошлом масса усилий прилагалась к тому, чтобы показать и доказать общественности и самим себе, насколько удалось оторвать народы от религии. Однако на бытовом уровне религиозность сохранялась у всех народов; что же касается этносов с мусульманской верой, то, как замечали западные исследователи, «их религия и культура настолько тождественны, что было бы наивным предположить, будто какая-то часть населения осознанно нерелигиозна».

Символом религиозности у мусульман является в первую очередь ритуал, обрядность. Коммунистическая идеология, сумевшая сформировать соответствующее мировоззрение и образ жизни, в области народных традиций, обычаев и обрядов не смогла предложить ничего нового, поэтому эта сфера оставалась наиболее реальной для сохранения и функционирования религиозного сознания. Более того, в периоды, когда государство усиливало гонения на религию, религиозные настроения в народе только возрастали.

Религиозные обряды в традиционном мусульманском обществе считались необходимым актом, сопровождающим наиболее важные этапы жизни людей: рождение, вступление в брак, смерть. Среди значительной части этнических мусульман они не просто сохранились до сего дня, но и получили «второе рождение» в условиях либерализации общественной жизни. По опросам социологов, почти половина мусульман свою причастность к Исламу связывала с соблюдением определенных обрядов; не случайно религиозные деятели на первое место ставили обрядовую деятельность Ислама.

Одним из основных обрядов в Исламе является джаназа, или похоронный обряд. При всех различиях между традициями разных мусульманских этносов, связанных с похоронами, основные черты джаназа среди всех народов оставались идентичными, так как они базируются на письменных предписаниях шариата – мусульманского законодательства. Любые тонкости, имеющие отношение к данному обряду, получили детальную проработку в трудах мусульманских ученых-богословов на протяжении многих поколений.

Само собой разумеется, что основными и базовыми источниками для этих трудов служили Священное Писание Ислама – Благородный Коран, и Сунна Посланника Аллаха . Тем не менее различное понимание тех или иных указаний Пророка Мухаммада , данных в разное время и при различных обстоятельствах, обусловили возникновение нескольких юридически равных подходов в фикхе (мусульманском праве). Исторически среди российских мусульман наибольшее распространение получили две богословские школы (мазхабы) – ханафитская и шафиитская. Первой придерживаются мусульмане Северо-Западного Кавказа, татары, башкиры, ногайцы и казахи, а также выходцы из Средней Азии. Вторая школа распространена на Северо-Восточном Кавказе среди чеченцев, ингушей и народов Дагестана.

Представляемая на суд читателя работа, раскрывающая широкий круг вопросов по обряду джаназа, выполнена на основе труда известного мусульманского богослова Аляуддина Абу Бакра аль-Касани с необходимыми правками и вставками, учитывающими реалии сегодняшнего дня. Уникальность этой книги заключается в том, что это – первый на русском языке масштабный труд, подробно освещающий с шариатской точки зрения все темы, так или иначе относящиеся к похоронному обряду; кроме того, здесь одинаково представлены точки зрения тех самых двух мазхабов, распространенных в России – ханафитского и шафиитского – в связи с чем она с равным успехом может быть востребована в самых различных кругах нашей многонациональной уммы. Наконец, нельзя не пройти мимо еще одного обстоятельства – в современной России, к сожалению, не так много значимых книг по шариату, изданных Духовными управлениями мусульман; более того – практически их можно пересчитать по пальцам. На этом нерадостном фоне Духовное управление мусульман Нижегородской области – приятное исключение из правил, выполняющее свое прямое предназначение духовного руководителя и лидера мусульманской общины, тем самым подавая красивый и необходимый пример многочисленным исламским организациям современности; ибо Всевышний Аллах сказал: «спрашивайте у обладателей знания…» (сура ан-Нахль, аят 43).

Книга «Китаб аль-джаназа ва-ль-истифада мин хаза» станет достойным продолжением серии трудов по фикху, начатых Духовным управлением мусульман Нижегородской области в 2004 г. В предыдущих трудах многотомной работы «Ханафитский фикх в новом обличье» были подробнейшим образом изучены шариатские предписания по вопросам ритуального омовения, обязательных и дополнительных молитв, поста, очистительной милостыни и паломничества к святым местам; к печати готовится том о вопросах брака. Каждый из этих трудов уже успел стать и настольной книгой для нынешних мусульманских деятелей и учебным пособием – для будущих имамов и áлимов. Остается надеяться, что эта чрезвычайно насущная и нужная работа будет продолжена как в Нижнем Новгороде, так и в других традиционных мусульманских центрах Российской Федерации.

Ректор Нижегородского исламского института
им. Хусаина Фаизханова
Дамир-хазрат Мухетдинов

Нижний Новгород, 2007 г



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.