Центр Сибирского федерального округа, третий по количеству населения город России — Новосибирск динамично развивается на протяжении последней сотни лет со времен прохождения через него Транссибирской магистрали. Из-за бурного экономического развития город является центром притяжения мигрантов, что сказывается на увеличении прихожан в новосибирских мечетях. О жизни мусульман сибирской столицы нам рассказал муфтий Новосибирской области в 2006-2013 годах Накип Шакирзянович Шакирзянов.
— Ас-саляму алейкум, Накип-хазрат! Прежде всего, расскажите о том, как вы оказались в Сибири?
— После окончания медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре меня направили имамом в г. Октябрьский в Башкирии, через 2,5 года я вернулся на родину в Кировскую область, где проводил джума-намазы в одном из частных домов. Затем меня направили в Самару, но там был свой местный имам. Лишь в 1987 году меня назначили в Новосибирск.
Молитвенная комната здесь располагалась на втором этаже в доме по адресу: ул. Дарьяльская, 4 на окраине города. 1 октября 1987 года я провел первую пятничную молитву. Садака сдавалось в кассу мечети, и за 3 года удалось накопить на покупку автомобиля «Жигули» для мечети. Религиозная жизнь мусульман Новосибирска ограничивалась в основном меджлисами. Каждый день мы проводили уроки по обучению арабскому алфавиту и чтению Корана. Постепенно количество людей, приходящих на молитвы, увеличилось. Постепенно сформировался актив, и мы стали бороться за возвращение мусульманам города здания исторической мечети.
— Как происходила эта борьба?
— В 1916 году в центре города мусульмане заложили первый камень в основание будущей мечети. Сегодня это здание расположено по адресу: ул. Фрунзе, 1а. В июне 1938 года мечеть отобрали, мусульман выселили. В советские годы у них было посменно пять подпольных молитвенных домов: только обоснуются в одном, их переселяют в другое место. В
— Известно, что в этой мечети в
— Да. В
— А как в городе появились другие мечети?
— Народу становилось больше, требовались новые молитвенные помещения. Еще до возвращения старой мечети, в 1991 году нам выделили участок земли на ул. Красина. Здесь был котлован, из которого кирпичный завод брал глину. После прекращения разработки котлована местные жители завалили его мусором. С помощью предпринимателя Ф. М. Абдрафикова мы организовали ООО «Булгар», взяли кредит, расчистили площадку, забили сваи. Поддержали татарские бизнесмены, с которыми нас свел заслуженный тренер РФ М. Г. Фиткулин. В сентябре 1998 года торжественно открыли мечеть. Позже рядом с ней появились дом имама и хозяйственные постройки. Мы вместе с азербайджанскими предпринимателями организовали компанию по ремонту дорог. Администрация города в качестве помощи общине выделяла нам участки для ремонта, мы их ремонтировали, а значительная часть доходов направлялась на нужды мечети. Это одна из крупных мечетей Сибири, в залах на цокольном и первом этажах размещается более 300 человек, на балконе второго этажа — до 250. Хотя по пятницам приходит гораздо больше людей, свыше 1000 человек.
— Кто сегодня прихожане Вашей мечети?
— К нам приходят люди самых разных национальностей: выходцы с Северного Кавказа и из Средней Азии, татары, русские, арабы. Для всех хватает места. Уже в 1993 году я начал читать проповеди сначала на татарском и русском языках, потом только на русском языке. Много русских принимают ислам... Скромность и нравственность — то, чего сегодня не хватает российскому обществу, а люди находят это в исламе.
— Над чем сейчас работаете?
— Над строительством мечетей. Большая мечеть на ул. Мира уже завершена. С прошлого Рамазана там проходят молитвы. В мечети три этажа, каждый из которых вмещает по 600 человек. Сейчас подаем заявку на строительство мечети в 5–6-м микрорайоне г. Новосибирска.
— Но ведь было сообщено в СМИ, что Вы официально отказались от планов по строительству этой мечети?
— Не совсем так. На основании ходатайства мусульман этих микрорайонов мы обратились в мэрию и нам выделили земельный участок, который ранее занимали предприниматели из числа ветеранов силовых структур. Им сначала выделили этот участок, но с условием его облагородить и построить торговый комплекс. Этого не было сделано и мэрия через суд эту землю отобрала, передала нам, но прежние хозяева не освободили ее, а подкупили националистов, организовали пикеты: «Хватит мечетей! Не нужна нам еще одна мечеть». Приближались выборы мэра и к нам обратились из администрации с просьбой воздержаться от строительства мечети. Мы пошли навстречу, временно отказались от строительства. Но сейчас, после избрания нового мэра вновь намерены поднять этот вопрос. Мечеть в 5–6-м микрорайоне необходима.
Кроме того, рядом с мечетью на ул. Мира мы вырыли котлован под медресе. Я хочу заложить фундамент здания на 5 этажей. Сколько сможем — столько построим. Хотим в одном крыле разместить также дом престарелых, в другом — квартиры и общежития для имамов и шакирдов. Медресе в Сибири необходимо. Ближайшие высшие учебные заведения — на Урале и в Поволжье. А если мы будем выдавать дипломы имамов и муэдзинов, к нам поедут и с Дальнего Востока, и с Сибири.
— Как, по Вашему мнению, будет развиваться ислам в Новосибирске через
— Прогнозы — дело неблагодарное, но одно могу сказать, пока я жив — буду строить мечети, буду работать на благо ислама!
Беседовал Алексей Старостин