В течение всего апреля на землях Донбасса и Причерноморья царили отчуждение и страх. Украинское общество раскололось, а новая киевская власть не желает разговаривать с собственным же народом. На этом фоне ситуация в Крыму, где конфликты стремятся решить не путем убийств и кровопролития, представляет собой положительный контраст.
16 марта на республиканском референдуме большинство крымчан проголосовали за вступление в Россию. Однако извне продолжались попытки по дестабилизации ситуации на полуострове. Поэтому крайне важным стало решение Меджлиса и Курултая крымскотатарского народа, принятое 29 марта, о вхождении его представителей в правительство Крыма. Такой компромисс был достигнут вследствие переговоров, которые с 27 марта вел председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин и к которым присоединился президент Татарстана Рустам Минниханов.
1 апреля президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с президентом Татарстана. Последний указал: «Хотел бы доложить про мои поездки в Крым.. Есть несколько злободневных вещей, которые я хотел бы довести и получить Ваше одобрение... было бы неплохо, если бы действующим законом от 1991 года [Закон „О реабилитации репрессированных народов“] приравнять и крымских татар... Второе... Владимир Владимирович... активисты крымских татар хотели бы с Вами встретиться, если это будет возможно... И третье... всё-таки место проживания, вот эти поселения, во‑первых, надо узаконить. Во-вторых, необходимо инфраструктурно поддерживать, наверное, [создать] какую-то программу». Президент России ответил: «обязательно поручу всё это проработать, все вопросы, все три».
11 апреля 2014 года Государственный Совет Республики Крым принял конституцию республики. К сожалению, даже члены правительства Крыма были ознакомлены с ее текстом, который готовился в Москве, только за день до опубликования. В настоящее время, по сравнению с началом
На примере Крыма в нашем государстве впервые возникла русская республика в составе России. В конституции Крыма ничего не говорится о суверенитете, но определяются его полномочия как субъекта Федерации. Согласно статье
Ничего не говорится в новой конституции Крыма о титульном характере крымскотатарского народа, хотя аналоги в России есть, например в конституции Башкортостана: «принимая во внимание, что башкирский народ в XVI веке добровольно присоединился к России».
Если чьи-то полномочия и усилились на полуострове, то это, несомненно, главы Республики Крым, к которому перешел полный контроль над исполнительной властью. Ранее, по конституции 1998 года, основные полномочия главы Крыма были распределены между Верховным Советом Автономной Республики Крым и органами исполнительной власти Украины, включая президента Украины. При этом, по новой конституции, глава Крыма, в отличие от требований конституций Татарстана (ст. 91) и Башкортостана (ст. 86), не обязан владеть государственными языками.
21 апреля 2014 года вышел в свет указ президента РФ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Он продолжил линию законодательства первого года суверенной России. Так, еще в конце советской эпохи был принят Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года №
«О реабилитации
Россия, как и Украина, подписала в 1992 году еще один важный документ, гарантирующий права в т. ч. и крымских татар — «Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов». По нему государства СНГ брали на себя некоторые обязательства, «безоговорочно осуждая имеющую в прошлом тоталитарную практику насильственного переселения народов, национальных меньшинств и отдельных граждан бывшего СССР... Подтверждая право депортированных лиц, национальных меньшинств и народов на восстановление исторической справедливости и возвращение в места их проживания на момент депортации».
Однако Украина так и не создала механизм возвращения всех крымских татар из мест ссылки. По подсчетам, в Средней Азии и других регионах находится не менее 150 тысяч представителей этого народа. К тому же крымские татары не составляют даже относительного большинства ни в одном административном районе полуострова, что также затрудняет выстраивание автономных территориальных структур. Поэтому даже на заседании Курултая 29 марта решение о территориальной автономии не было принято. Курултай и Меджлис так и не приняли решение о механизме постоянного взаимодействия или, наоборот, противостояния с республиканскими и, что более важно, с федеральными властями, тем самым отложив на будущее вопрос о квотах во власти. Важную роль здесь сыграла позиция экс-лидера Меджлиса Мустафы Джемилева, который не воспользовался возможностями, предоставившимися в ходе разговора с президентом России Владимиром Путиным. Но, как показывает исторический опыт, вопрос о власти откладывать нельзя.
Указ 21 апреля носит компромиссный характер. Здесь говорится о «незаконной депортации с территории Крымской АССР армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов». Следует указать, что все эти народы, кроме крымских татар, обладают собственными независимыми государствами, и речь идет об их диаспорах на полуострове, охватывающих максимум несколько тысяч человек. Среди мер «по восстановлению исторической справедливости» указывается: «определить особенности применения Федерального закона от 30 июня 2006 г. №
Разочарование крымских татар вызвано тем, что от указа они ожидали вариант соглашения, где решались бы вопросы распределения власти, землепользования, восстановления топонимики, существовавшей до депортации, и обеспечения возвращения крымских татар, еще оставшихся в Средней Азии.
Совет муфтиев России не может подменить органы власти. Но мы всегда стремились донести нужды российских мусульман, теперь уже включая и мусульман Крыма, до федеральных властей. 2 апреля 2014 года состоялась встреча председателя СМР шейха Равиля Гайнутдина со статс-секретарем — заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным. Следуя своему обещанию донести по возвращении в Москву опасения и чаяния крымских татар, глава Совета муфтиев проинформировал замминистра об итогах своей поездки в Крым. По словам главы СМР, именно ДУМ Крыма и Меджлис являются духовной и общественной организациями, имеющими реальное влияние на крымскотатарское население полуострова, поэтому взаимодействие с иными религиозными и общественно-политическими центрами не представляется эффективным и может помешать конструктивному диалогу с крымскотатарским обществом.
14 апреля шейх Равиль Гайнутдин встретился с первым заместителем руководителя администрации президента РФ Вячеславом Володиным, где проинформировал последнего об итогах своей поездки в Крым и довел до его сведения позицию крымских татар, их видение дальнейшего развития Крымского полуострова и сохранения в регионе межнационального и межрелигиозного согласия. Глава СМР подчеркнул важную роль Духовного управления мусульман Крыма во главе с муфтием хаджи Эмирали Аблаевым в консолидации крымских татар на основе многовековой духовной традиции. Первый замглавы администрации президента поблагодарил муфтия за его братскую пастырскую миссию в Крым и высоко оценил итоги визита для дальнейшего конструктивного развития ситуации в Крыму.
Апрель стал временем нарастающей блокады полуострова со стороны Украины и роста насилия в самой Украине, особенно на юго-востоке. В этих сложных условиях увеличивается значение сотрудничества различных этнических общин в Крыму, их взаимодействия с властями. Поэтому необходимо избежать роста конфронтации и напряженности и обеспечить решение проблем людей законными методами.
Дамир Мухетдинов
первый зампредседателя ДУМЕР,
член Общественной палаты РФ