Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения, Ид аль-Адха) запомнился в 2012 году (1433 г. Хиджры) беспрецедентной социальной активностью мусульман. К сожалению, в сводки СМИ он войдет, скорее всего, несогласованностью мусульман в дате проведения праздника.
Расхождение в датах проведения — 25 или 26 октября — произошли из-за различия методик определения начала нового месяца по лунному календарю. Ситуация, в принципе, для мировой мусульманской уммы более чем знакомая — раскинувшийся на многих континентах и географических широтах мусульманский мир, представленный как государствами, так и отдельными общинами, регулярно отмечает свои основные праздники с разницей в один-два дня. Это связано, скорее, с географическими особенностями и спецификой наблюдения за движением небесных тел, нежели с политическими или идеологическими моментами.
Кстати, и в нашей стране расхождения в дате празднования — событие не беспрецедентное. Например, в Чеченской Республике нередко празднуют окончание месяца Рамадан и, соответственно, начало праздника Ураза-байрам на день позже остальной России, однако этот факт не спровоцировал такого резонанса, как в 2012 году. Общины, относящиеся к Совету муфтиев России и Координационному центру мусульман Северного Кавказа, провели праздничную молитву и начали обряд жертвоприношения 26 октября, тогда как общины Центрального духовного управления мусульман и Духовного управления мусульман Республики Татарстан объявили датой начала Курбан-байрама 25 октября.
Курбан-байрам в текущем году примечателен еще и тем, что его празднование совпало со священным для мусульман днем — пятницей, что делает паломничество в этом году великим (по-арабски «хадж Акбар»). Об этом перед началом праздничной молитвы рассказал журналистам шейх Равиль Гайнутдин. Рано утром он через многочисленных представителей прессы обратился к согражданам и единоверцам из стран Содружества Независимых государств с поздравлениями. Шейх подчеркнул, что предыстория Курбан-байрама связана с жизнью пророка Ибрахима (библ. Авраама), почитаемого иудеями, христианами и мусульманами, и, таким образом, праздник служит объединяющим началом для представителей авраамических религий.
В связи с тем, что вокруг темы Курбан-байрама традиционно муссируется множество предрассудков и домыслов, связанных с ритуалом жертвоприношения, шейх Равиль Гайнутдин разъяснил представителям прессы нравственный посыл праздника. «Это праздник добра и милосердия, призыв к гуманизму и состраданию. История, произошедшая с пророком Авраамом и его сыном, учит, что никто не имеет права проливать человеческую кровь», — сказал он.
Праздничная молитва в Московской Соборной мечети, а также других мечетях и на дополнительных площадках, выделенных правительством Москвы, началась в девять утра по Москве. Из-за сложных погодных условий (в столице был холодный ветер с дождем) шейх Равиль Гайнутдин сократил праздничную проповедь, ведь более 70 тысяч молящихся совершали молитву на улице.
Количество молящихся на улицах Москвы и места проведения праздничных обрядов традиционно вызывают множество дискуссий. Не секрет, что в последние годы число молящихся на мусульманских праздниках растет лавинообразно. К примеру, в 2010 году в Москве молилось на Курбан-байрам 100 тысяч человек, а уже на следующий год эта цифра возросла до 170 тысяч. Органы госвласти предприняли ряд мер для того, чтобы рассредоточить верующих от центральных улиц Москвы, дабы не допустить транспортного коллапса. В частности, проживающим в Московской области мусульманам было рекомендовано не приезжать в Москву на праздник, а молиться в мечетях и мусульманских домах Подмосковья, а также в помещениях, арендованных для проведения богослужений (всего 20 площадок). Кроме того, Духовному управлению мусульман Европейской части России для проведения молитв внутри Москвы мэрией были предоставлены три специальные площадки в парковых зонах — Лужниках, Южном Бутово и Парке 60‑летие Октября. Действуя таким образом, удалось снизить наплыв людей к Проспекту Мира — до 75 тысяч человек, и до 150 тысяч человек — по всей Москве.
Однако, несмотря на предпринятые меры, осталась нерешенной проблема нехватки молельных мест для мусульман в Москве. Об этом упомянул и шейх Равиль Гайнутдин. Во время общения с прессой он констатировал: «Мусульманское духовенство, не имея достаточного количества площадок, достаточного количества мечетей, не может охватить всех мусульман своими проповедями и наставлениями». Такое положение дел приводит к тому, что мусульмане, не знающие основ своей религии, поддаются на пропаганду экстремистов.
Милосердие и народная дипломатия
Через считанные дни после Курбан-байрама россияне праздновали День народного единства. Как сделать народное единство понятием не абстрактным, а разделяемым каждым членом нашего многонационального и многоконфессионального общества? Над этим вопросом сегодня ломает голову множество специалистов в госструктурах и общественных организациях. Между тем, у мусульман в данном направлении имеются перспективные наработки. К примеру, Департамент социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности СМР подготовил целую палитру разнообразных мероприятий, приуроченных к празднику Курбан-байрам.
Рука помощи и поддержки, протянутая ближнему в трудные для него времена — лучшее свидетельство дружбы и единства. Памятуя об этом, департамент совместно с Фондом «Закят» Московского мухтасибата ДУМЕР провел просветительские и благотворительные мероприятия и праздничные молитвы в местах лишения свободы, организовал встречу с военнослужащими и детский праздник. Волонтеры департамента навестили ветеранов и малоимущих пенсионеров.
Наиболее яркими и запоминающимися акциями стали раздача цветов на одной из оживленных пешеходных улиц Москвы и бесплатное угощение москвичей традиционными блюдами. С 26 по 29 октября несколько тысяч человек отведали бесплатное угощение в заведениях общественного питания с халяльной кухней. В каждом из заведений находился представитель Совета муфтиев России, который отвечал на вопросы посетителей.
Благотворительную помощь нуждающимся оказали в эти дни большинство мусульманских общин России, особое внимание при этом уделялось детям. Достаточно отметить, что в Соборной мечети Нальчика было роздано 500 детских подарочных наборов, а Духовное управление мусульман Пензенской области приготовило детям две тысячи подарков и раздало малоимущим более тонны мяса жертвенных животных.
Слово «курбан» означает «приближение», объясняли в дни праздника имамы с минбаров мечетей. Разъяснение собственной культуры и традиций, поиск взаимопонимания с окружающими является важной частью праздника. В этом контексте можно поставить в пример мусульманскую общину г. Асбеста Свердловской области. При ее участии 26 октября в городском историческом музее открылась культурно-просветительская выставка «Мирас-Наследие», посвященная истории татарской и башкирской общин Асбеста, их духовной и материальной культуре.
В Твери в день праздника состоялась торжественная встреча, организованная Мусульманским религиозным обществом города. На мероприятии присутствовали представители городской администрации, председатели двадцати мусульманских общин Тверской области, а также представители традиционных конфессий. От имени православной общины мусульман поздравил Торжокский благочинный отец Николай. В Соборной мечети г Кемерово 28 октября был организован День открытых дверей для представителей любых вероисповеданий и национальностей.
К сожалению, праздник омрачили акты агрессии и вандализма, направленные против мечетей. Накануне Ид аль-Адха провокационные надписи были нанесены на забор мусульманского молельного дома в Тамбове, готовился теракт против строящейся мечети в Новосибирске. Тревожные новости поступали из Казани — по сообщениям официальных источников, там была проведена спецоперация против злоумышленников, готовивших теракты на Курбан-байрам.
Межрелигиозный диалог
В связи с этим особую значимость приобретают солидарность и дружеские отношения представителей разных религий, которые ценят единство и братство и совместно работают против раздробления нашего общества.
29 октября в резиденции Совета муфтиев России прошла конференция под названием «Подвиг пророка Авраама (мир ему) через призму трех конфессий». Как известно, в иудаизме, христианстве и исламе Ибрахим-Авраам считается первым пророком, провозгласившим идею единобожия. От его имени произошло и общее название для трех монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама) — авраамические. В священных писаниях авраамических религий — Библии и Коране — фигура пророка Авраама является одной из ключевых. Общее пророческое наследие объединяет представителей трех вероисповеданий и служит основой для диалога. Ежегодно накануне Ид аль-Адха миллионы мусульман, находясь в Мекке, совершают обряды хаджа, символизирующие различные эпизоды из жизни Авраама и членов его семьи. Да и сам Курбан-байрам отмечается в память о пророке Ибрахиме, через которого Всевышний установил запрет на человеческие жертвы во имя той или иной идеи, а жизнь человека признана наивысшей ценностью. Об этом говорилось и в праздничном обращении шейха Равиля Гайнутдина, под патронатом которого прошла встреча представителей разных религий.
Председательствующий на конференции заместитель председателя СМР, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Фарид Асадуллин напомнил участникам о юбилейных датах и важных инициативах в межрелигиозной и межцивилизационной плоскости. «Более 15 лет назад начал свою работу Межрелигиозный совет России. Генассамблея ООН приняла в 2002 году резолюцию «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями», практическим воплощением которой стало учреждение Международного общественного форума «Диалог цивилизаций», — рассказал заместитель муфтия.
С докладом «Основной смысл мусульманского праздника Курбан-байрам» на конференции выступил имам Московской Соборной мечети Ислам-хазрат Зарипов. «Создатель ясно дает понять, что жертва сынов Адама должна заключаться не в прерывании своей или чужой жизни, а в ее использовании на всеобщее благо ради довольства Господа. Истинное служение Господу заключается в жертвовании своей жизни, здоровья и времени для совершения добра и принесения пользы обществу, несмотря на все трудности и искушения», — рассказал имам. Никто не имеет права «жертвовать» своей или чужой жизнью ради каких бы то ни было идей или под знаменем религии, — подчеркнул докладчик.
Раввин Шимон Левин тепло поздравил мусульман с праздником Курбан-байрам и рассказал о месте и роли пророка Авраама в вероучении иудаизма. Сюжет о жертвоприношении Авраамом своего сына описан и в иудейских источниках и считается одним из десяти испытаний, которые прошел этот пророк. Наследие Авраама — это основа и источник монотеистических религий, убежден раввин.
В ходе конференции было озвучено предложение сделать мероприятие ежегодным и расширить его масштаб.
Пресс-служба ДУМЕР
Поздравление МУФТИЯ
Дорогие сограждане!
От всей души поздравляю весь российский народ, а также гостей нашей страны с государственным праздником — Днем народного единства! Молитвенно желаю мира, благополучия и процветания нашей стране и каждому ее жителю!
Мусульмане России высоко ценят межнациональное и межрелигиозное согласие, которое по праву считается одним из самых значимых достояний нашего Отечества. Внося свой посильный вклад в развитие и процветание России, мы приветствуем каждую позитивную инициативу, направленную на укрепление нашей дружбы и добрососедства.
Народное единство, гражданская солидарность представителей самых разных социальных, этнических и религиозных групп — залог могущества нашего государства, нашего благоденствия и способности противостоять любым внешним угрозам.
Наше единство испытано и подтверждено веками, оно есть основа нашей духовной культуры. Молю Всевышнего о мире и согласии на российской земле во имя будущих поколений!
Муфтий шейх Равиль Гайнутдин
Председатель Совета муфтиев России
В Государственном кремлевском дворце прошел концерт, посвященный
Курбан-байраму
Праздничный концерт «В кругу друзей», посвященный Курбан-байраму, прошел 18 ноября 2012 года в Государственном кремлевском дворце в Москве. Репортаж с концерта читайте в следующем номере газеты «Ислам минбаре». Фото: Ильяс Калимуллин.