Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 8 (166) /Октябрь 2015/ Хиджра
03.12.2015

С переездом Пророка из Мекки в Медину обозначился поворотный рубеж в истории ислама — хиджра (переселение), от которой впоследствии взяло начало новое, мусульманское летоисчисление.

Заговор курайшитов

Вскоре после присяги о защите, данной Пророку жителями Медины, мекканские мусульмане стали перебираться туда. Сам же Пророк остался в Мекке, ибо еще не получил Божьего соизволения на переселение. С ним пребывали также его верные соратники, Абу-Бакр и Али.

И вот в Дар-ан-Надву, Дом собраний мекканцев близ Каабы, сошлись знатные люди всех основных курайшитских родов, дабы предпринять решительные действия против Пророка. К ним присоединился и сам Дьявол, явившийся в облике благообразного шейха из Неджда.

— Закуйте Мухаммада в кандалы и заприте в укромном местечке на всю оставшуюся жизнь, — предложил кто-то.

— Ей-богу, это далеко не лучший способ, — возразил недждский шейх. — Весть о том, что он в темнице, обязательно просочится наружу и достигнет его сторонников, а те устроят побег. После число почитателей Мухаммада возрастет настолько, что они смогут одолеть вас. Нет-нет, это не подходит. Придумайте что-нибудь похитрее.

— Давайте выселим его, прогоним из нашего города, — выступил другой курайшит. — Нам не будет дела, куда он пошел, где он, что с ним. Дружелюбие и согласие воцарятся меж нами, и заживем как прежде.

— И это не выход, — опять вмешался в разговор шейх. — Вы разве не видите, насколько он сладкоречив, до чего изящен его слог и как легко склоняет к себе сердца людей?! Право, если вы так поступите, где у вас гарантия, что Мухаммад не обратится к другим племенам и не покорит их красноречием, подминая под себя, чтобы возглавить поход на вас? Он будет топтать вашу землю, отнимет у вас власть и станет распоряжаться вами по своему усмотрению. Быть может, у кого-нибудь созрел другой план?

— Воистину, — воскликнул Абу-Джахль, — мне пришла в голову мысль, до которой вы еще не додумались.

— О чем это ты?

— А вот послушайте. Я полагаю, каждый из курайшитских родов должен выставить от себя по храброму юноше, вооружив его острым мечом. Молодые люди отправятся к Мухаммаду и сообща нанесут ему смертельный удар, избавя нас от него. В таком случае кровь Мухаммада ляжет на все роды, абдманафиты не смогут идти разом против всех нас и будут вынуждены удовлетвориться выкупом. Мы же с готовностью заплатим цену крови.

— Дело говорит! — одобрительно воскликнул шейх. — Больше и толковать не о чем.

Порешив на этом, главари язычников разошлись по своим кварталам.

Провал покушения

О злодейском замысле Бог оповестил Пророка через архангела Гавриила. Тот посоветовал не оставаться на ложе в ночь спланированного убийства.

Едва сгустились сумерки, как заговорщики собрались под дверью Пророка. Оставалось дождаться, пока тот заснет, тогда они смогут наброситься на него. Заметив их, Посланник Божий попросил Али возлечь на его ложе и закутаться в зеленый плащ, которым он сам обычно укрывался как одеялом. «Тебе-то ничего не сделают!» — заверил Пророк двоюродного брата.

Когда, по мнению заговорщиков, подошел урочный час, они заглянули в замочную скважину и различили во тьме, как им показалось, Мухаммада, спавшего под знакомым им зеленым плащом. Волею Господней Пророк сделался незрим для заговорщиков, и те не заметили его исчезновения.

Пещера на горе Саур

Сразу же или несколько позже Пророк прибыл в дом Абу-Бакра, сообщив ему о Божьем дозволении покинуть город. Поскольку взоры преследователей были устремлены на север, откуда открывался путь на Медину, Пророк не пошел той дорогой, а вместе с Абу-Бакром отправился на юго-запад, к горе Саур. Там, в пещере на вершине горы, можно было немного переждать, пока неверные не прекратят погоню.

Тем временем курайшиты разослали погоню во все стороны, перекрыв дороги, ведущие из Мекки. Были наняты опытные следопыты, которым надлежало вывести отряд к Посланнику Божьему. Схватившего его ждала награда в сто верблюдиц.

И вот преследователи вышли к горе Саур и поднялись на вершину. Они находились прямо над пещерой, где прятались Пророк с Абу-Бакром, так что тем отчетливо были слышны их голоса.

— Ей-богу, — прошептал еле слышно Абу—Бакр, — если кто-то из язычников вдруг взглянет себе под ноги, он нас непременно заметит!

— Дружище Абу-Бакр, — успокаивал его Посланник Божий, — что, по-твоему, может случиться с двумя, если третьим с ними — Сам Господь?!

И волею Божьей преследователи повернули обратно, чтобы продолжить поиски в другом направлении. Впоследствии чудесное спасение Пророка было запечатлено в айате 9: 40.

Через три дня запал преследователей поугас, и Пророк с Абу-Бакром спустились к подножию горы, где их уже поджидал проводник Ибн-Аркат с тремя верблюдицами — своей и двумя хозяйскими. Позади себя Абу-Бакр устроил своего слугу Амира. Вчетвером они тронулись внаправлении Медины.

Погоня Сураки

Сторонясь главной дороги и пробираясь еле приметными тропинками, маленький караван держался берега Красного моря.

Несмотря на все предосторожности, путешествие не обошлось без осложнений. Бедуинский вождь Сурака ибн Малик из племени мудлидж пустился в погоню за беглецами. Когда он уже настиг их, вдруг конь под Суракой споткнулся, и незадачливый преследователь покатился по земле. Поднявшись, он подошел к коню и понял, что тот увяз передними ногами в песке. Стоило Сураке освободить животное, как из-под передних копыт коня вырвался клуб дыма вперемешку с песком. И мудлиджит понял, что караван — под небесной защитой.

— Погодите! — закричал он вслед беглецам. — Это Сурака ибн Малик! Дайте мне поговорить с вами, ничего плохого я вам не сделаю.

— Спроси, чего он хочет, — велел Пророк Абу-Бакру, и тот прокричал вопрос.

— Желаю получить от тебя письменное свидетельство твоего покровительства, только и всего. — Вождь бедуинов был само миролюбие.

— Составь ему такую грамоту, Абу-Бакр, — попросил Пророк.

Заполучив заветное свидетельство, довольный Сурака отправился восвояси.

У шатра Умм-Мабад

Некоторое время спустя караван набрел на шатер некой старой женщины по имени Умм-Мабад из племени хузаа. Муж ее в тот момент пас стадо. Путники обратились к хузаитке с просьбой продать им чего-нибудь из съестного — мяса или молока. В ответ она принялась жаловаться на засуху и недород:

— Было бы у нас что поесть, я бы вас угостила без всякой платы.

— А там, кажется, овца? — Пророк заметил ее в углу шатра.

— Да эта доходяга слишком слаба, чтобы идти со стадом, — объяснила Умм-Мабад.

— Но молоко-то она дает?

— Вряд ли, сил у нее маловато.

— Можно, я ее подою?

— Боже правый, если тебе удастся, попробуй.

Погладив вымя животного, Пророк призвал имя Господне, и молоко заструилось. Он надоил огромную посудину, предложил молока сначала хозяйке, а затем — спутникам. И только после всех сам утолил жажду. «Напояющий да оделит себя последним из всех!» — наставил Посланник Божий.

Еще раз наполнив посудину до краев, он оставил ее хозяйке шатра, после чего караван продолжил шествие.

Прибытие в Медину

В понедельник 12 раби I караван достиг селения Куба, что на южной окраине мединского оазиса. Здесь Пророк пробыл три дня, а в пятницу направился к центру мединского оазиса. Время пятничной молитвы застало его в долине Рануна. Здесь ее и совершили.

Каждый квартал, через который неспешно проходил караван, надеялся стяжать честь принять у себя высокого гостя. Вожди родов один за другим выходили навстречу и, беря под уздцы верблюдицу Посланника Божьего, зазывали его к себе:

— Пойдем к нам, наш род многочислен, у нас достаточно снаряжения и надежная защита.

— Отпустите верблюдицу, — отвечал неизменно Пророк, — она следует повелению Божьему.

А верблюдица все брела и брела, пока не остановилась в квартале семейства малик из рода наджжаритов. На площадке для сушки фиников она преклонила колени. Однако Пророк не сразу спешился. Животное поднялось с земли, но, чуть продвинувшись, повернуло назад и вышло на прежнее место. Когда Посланник Божий опустился на землю, к нему подбежал хозяин ближайшего дома — Абу-Аййуб. Подхватив вьюки, он быстро-быстро понес их к себе. Вот так и случилось, что Пророк оказался в гостях у Абу-Аййуба.

Люди вспоминали, как женщины с детьми приветствовали высокого гостя стройными распевами сложенных в его честь стихов:

Взошла над нами полная луна,

С Саниййат-аль-Вади озарилась страна.

Покуда есть, кому к Богу взывать —

Благодарения наши за сию благодать.

По книге Н. В. Ефремовой и Т. К. Ибрагима «Жизнь пророка Мухаммада» (М.: Ладомир, 2009–2010); сокращенная версия.

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.