Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 8 (166) /Октябрь 2015/ ХИДЖРА — НОВЫЙ ЭТАП ЖИЗНИ
03.12.2015

В сознании многих из нас наступление нового года продолжает казаться вратами в лучшую часть нашей жизни, в мир новых возможностей и перспектив, оставляющими все плохое далеко в прошлом. Однако, станет ли новый год на самом деле таким, зависит не от новогоднего волшебства, а от милости Творца, наших стараний и усердий в этом.

Отмечу, что наступление нового года по хидж-ре не относится к числу канонических религиозных праздников. Эта дата является условной, принятой для удобства летоисчисления. Начало отсчета мусульманского календаря с года переселения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) было принято только через несколько лет после его смерти во время правления халифа Умара (да будет доволен им Аллах) в связи с колоссальным расширением территории государства. Использование же лунных месяцев сохранилось в мусульманской традиции еще с доисламской эпохи арабов и было узаконено аятом Священного Корана: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (Св. Коран, 2: 189).

При этом не только луна, но и солнце были определены Всевышним для исчисления времени человечеством. В Священном Коране говорится: «Он (Аллах) раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну — для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего» (Св. Коран, 6: 96).

Но верующий человек стремится во всем увидеть Божественные знамения и извлечь мудрые назидания как из исторических событий, так и из окружающей его действительности. Поэтому сегодня я хотел бы поделиться с вами некоторыми своими размышлениями, связанными с наступлением нового года по хиджре.

Я не буду вдаваться в подробности истории переселения мекканских мусульман и пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), она подробно описана в книгах по его жизнеописанию и многим известна. Отмечу лишь тот факт, что переселение произошло по божественному велению и ни в коей мере не было бегством от трудностей. Переселяясь в Медину, многие мекканские мусульмане оставляли в родном городе все свое имущество и полностью обрывали родственные связи, которые на то время служили гарантией бе-зопасности. Они ехали не в поисках лучшей жизни, не ради материального обогащения, а исполняя повеление Своего Господа, всецело положившись на Него. Подчеркивая важность именно этой мотивации, благословенный Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) провозгласил: «Поистине, дела [оцениваются] по намерениям, и, поистине, каждому человеку [достанется] только то, что он намеревался [обрести], совершивший переселение к Аллаху и Посланнику Его переселится к Аллаху и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится [лишь] к тому, к чему он переселялся» (Бухари, 1; Муслим, 1907). Этими словам заключительный Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) провозгласил основополагающий принцип нашей религии о том, что Господь будет судить деяния человека не по внешней форме, а по тому устремлению, с которым он совершил тот или иной поступок.

Часто бывает так, что некоторые люди, стремясь хоть как-то оправдать свои поступки, пытаются облачить свои корыстные, а порой и даже греховные устремления в личину внешних благодеяний, считая, что это не только спасет их от Божьего наказания, но и станет причиной награды. Однако, Господь не примет подобных дел, сколь красивыми и праведными бы они не казались.

Многие из нас хотели бы оказаться среди тех мекканских сподвижников Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), дабы по первому его зову совершить хиджру-переселение и удостоиться высочайшей награды Всевышнего. Однако, больше ни один переезд, сколь бы нам этого не хотелось, не будет считаться хиджрой, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Нет хиджры после освобождения Мекки» (Муслим, 1864). В тоже время благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) раскрыл для нас иной путь, следуя по которому мы сможем удостоиться награды мухаджира, продолжив: «Но есть усердие и намерение». В другом своем изречении он поведал, что «Мухаджир — это тот, кто прекращает (совершение) грехов и ошибок» (Ибн Хиббан, 4862).

Комментируя этот хадис, выдающийся татарский богослов Ризаэтдин Фахретдин писал: «Хотя хиджра и завершилась с освобождением Мекки, желающие могут удостоиться ее награды и положения мухаджира даже находясь у себя дома, если будут остерегаться совершения запрещенного Всевышним».

Хотел бы обратить ваше внимание на то, что словам пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), разъясняющим понятие мухаджира, предшествует его объяснение еще нескольких важных понятий. В начале этого хадиса он говорит: «Сообщаю вам, что верующим (му’мин) является тот, кому люди доверяют самих себя и свое имущество, мусульманином (муслим) является тот, от рук и языка которого защищены люди, а усердствующим (муджахид) является тот, кто усердно повинуется Всевышнему».

Уважаемые мусульмане!

Начало нового года — это очередное напоминание о безвозвратном уходе одного временного промежутка нашей жизни, за каждое мгновение которой мы будет держать отчет перед своим Создателем в день Великого Суда. Именно поэтому это — прекрасное время для того, чтобы вспомнить, что хорошего или плохого каждый из нас успел совершить за прошлый временной промежуток. В суете повседневной жизни многим из нас не хватает времени, чтобы оглянуться назад, проанализировать свои собственные поступки. За возможность реализовать некоторые из них нам следует возблагодарить Создателя, а за совершение других — покаяться Ему и исправить. Благодаря самоанализу и самоотчету в эти дни человек может построить правильные планы на будущее, в котором он будет стараться не повторять ошибок прошлого и наметит благие дела, приносящие пользу для его мирской жизни, а самое главное — для Вечности.

Точно так же как на работе мы составляем планы на будущий год, отчитываемся за прошлый период, сопоставляем плановые и фактические показатели, анализируя все эти данные, нам просто необходимо делать это и в отношении своей духовности.

Отсутствие самоотчета и планирования своего духовного развития приводят к тому, что человек теряется в жизненной суете, просто течет по течению жизни, которое иногда может завернуть и в греховное русло. Только внимательно анализируя и планируя свою жизнь, человек сможет вовремя увидеть собственную ошибку, избавиться от нее и не увязнуть в болоте грехов.

Подобные практики были характерной особенностью первых поколений мусульман, которые, как отмечают ученые, даже записывали все свои повседневные действия и поступки, а потом на основе их анализа благодарили Всевышнего за совершенные благодеяния и каялись Ему за грехи и ошибки. Безусловно, что они являются «путеводными звездами» для последующих мусульман, для нас с вами, и даже в аспекте самоанализа можно увидеть, насколько трепетно они исполняли веление своего Господа: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (Св. Коран, 59: 18–19).

Обратите внимание, что в этих священных аятах завтрашним днем Всевышний Аллах называет день Великого Суда, указывая, таким образом, на его скорое и внезапное наступление. Часто бывает так, что мы откладываем многие дела на завтра, на следующую неделю или год, и даже на пенсию, забывая при этом, что внезапная смерть может призвать нас ко Всевышнему в любое мгновение. Предупреждая об этом, Всевышний говорит в Своем заключительном Послании человечеству: «Наступление Часа подобно мгновению ока или даже быстрее. Воистину, Аллах способен на всякую вещь!» (Св. Коран, 16: 77).

Дорогие мои братья и сестры!

На десятый день наступления нового года по хиджре, в день Ашура, мы вспоминаем многочисленные милости Всевышнего Аллаха, дарованные в этот день многим Его пророкам и их народам. Согласно преданиям, именно в это время Господь принял покаяния Адама и Дауда, вознес Идриса и Ису, вывел Нуха на сушу, спас от огня Ибрахима, а Мусу и его народ — от Фараона, возвратил царство Сулейману, выпустил на свободу Юнуса и сотворил по Своей безграничной Милости еще множество чудесных событий. Впоследствии эти пророки и их народы отмечали этот день постом, ежегодно благодаря таким образом Своего Господа. Общеизвестно, что заключительный Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) продолжил эту традицию, призывая своих последователей по возможности соблюдать пост девятого, десятого и одиннадцатого числа месяца мухаррам.

Давайте и мы отметим эти дни постом и молитвой, обращаясь к Всемогущему и Всемилостивому Творцу с просьбой о даровании в новом году мира и спокойствия всему человечеству, избавлению несчастных страдальцев от зла притеснителей, исцелению от болезней и эпидемий, укреплении нашей богобоязненности и увеличении добродетели!

Ислам ЗАРИПОВ,

имам-хатыб Московской Соборной мечети



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.