Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Ислам в Советском Союзе

Фотогалерея

  • Справа налево: Юсуф (Шымкент, Казахстан), Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан (род. 1864, Ташкент), Абдул Гаффар-хаджи Шамсуддин (род. 1884, Усть-Каменогорск, Казахстан)Члены Духовного управления мусульман и ревизионной комиссии во время заседания Пленума САДУМ. Ташкент, 1943 г.
  • Члены руководства Пленума САДУМЧлены Духовного управления мусульман и ревизионной комиссии САДУМ
  • Зияуддинхан кари, сын Эшона Бабахана. Ташкент, 1943 г.Абдул Гаффар-хаджи Шамсуддин
Образование ДУМ Средней Азии (САДУМ)
30.03.2009
Иллюстрация

Осенью 1943 года Советское правительство дало согласие на создание Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана в Ташкенте. Так была открыта новая страница в истории Ислама в СССР, определившая развитие уммы на постсоветском пространстве вплоть до сегодняшнего дня.

В разгар Великой Отечественной войны генеральный секретарь ЦК ВКП(б), председатель Совета народных комиссаров СССР Иосиф Сталин позволил верующим всех религий частично восстановить свою духовную жизнь. Советское государство, будучи в труднейшем положении в конце 1942 года, разрешило открыть религиозные центры в городах СССР. По всему среднеазиатскому региону разнеслась молва, что в России разрешили открыть Духовное управление мусульман и мечети. В стране на смену тотальным гонениям на веру пришли некоторые послабления.

Идею о создании духовного религиозного центра, который объединил бы мусульман Средней Азии и Казахстана, Эшон Бабахан вынашивал давно. Единственное из сохранившихся духовных управлений мусульман – Центральное Духовное управление мусульман России – находилось слишком далеко – в Уфе, за многие тысячи километров, причем не только от Средней Азии, но и от других регионов, например, Закавказья с его многочисленным населением, исповедующим Ислам.

Учитывая раздробленность и слабую взаимосвязь мелких и маломощных мусульманских общин региона, шейх Эшон Бабахан и Зияуддинхан-кари в первой половине 1943 года выступили в числе главных инициаторов процесса ускорения объединения мусульман Средней Азии и Казахстана.

Эшон Бабахан и группа богословов посетили Юлдаша Ахунбабаева, выходца из крестьян Ферганской долины, в то время занимавшего пост председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Эшон Бабахан высказал ему свои предложения и обоснования необходимости создания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана по типу существовавшего в то время Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ). Юлдаш Ахунбабаев, радушно встретив своих высоких гостей, одобрил идею и дал официальное согласие.

12 июля 1943 года группа богословов (Абдураззак Эшон Мухаммад Алымов, Акрамхан Тазиханов, Мулла Садык Исламов во главе с Эшоном Бабаханом) направила письмо на имя председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина об образовании духовного центра мусульман Средней Азии и Казахстана. Вскоре эта инициатива была одобрена.

Из воспоминаний Софияхон Бабахановой: «Летом 1943 года председатель Совета министров Узбекской ССР Абдужаббар Абдурахманов пригласил моего отца и сказал: «Эшон-ата, из Москвы получено разрешение на открытие Духовного управления и мечетей. Вам хорошо известно, что с начала войны мы приняли и разместили эвакуированные заводы и фабрики, миллионы беженцев, по этой причине Правительство в данный момент не сможет предоставить здание для размещения Духовного управления. Решение вопроса о размещении управления мусульман передается на ваше рассмотрение». Немного подумав, отец предложил разместить Духовное управление в махалле «Хазрати Имам» в его доме, который был конфискован еще в 1928 году. Правительство республики в течение трех дней приняло решение о возврате прежним хозяевам дома по адресу: ул. Хамза, тупик 14, дом 59. После встречи отец пришел в приподнятом настроении».

Эшон Бабахан для размещения Духовного управления сознательно предложил махаллю «Хазрати Имам», так как она считалась кварталом «достопочтимого имама» и являлась одним из стариннейших мест Ташкента.

Из воспоминаний Софияхон Бабахановой: «Вскоре после получения согласия центра на открытие Духовного управления отец и брат собрались для поездки в Москву. В те времена Москва казалась нам очень далекой. Гражданской авиации не было, автомобильные дороги были разбиты, оставался только железнодорожный транспорт. Только в одну сторону поездом нужно было ехать около шести суток. В Москве на приеме у И. В. Сталина был только мой отец. По приезде он рассказывал, что беседа проходила через переводчика в кабинете И. В. Сталина. Он уважительно и доброжелательно расспрашивал о настроении мусульман, об их жизни, предложил собрать Курултай мусульман, образовать Духовное управление, призвать мусульман оказать помощь фронту и решительно вести борьбу против захватчиков. Отца угощали чаем и виноградом, он заметил, что кабинет вождя народов был обставлен очень скромно».

В Ташкенте по предложению Эшона Бабахана для проведения Курултая был создан подготовительный комитет, в который вошли видные богословы Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана. К участию в работе подготовительного комитета были привлечены имевшие опыт организаторской работы авторитетные богословы России: председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) шейх Габдуррахман Расули; мухтасиб Москвы, имам-хатыб Московской Соборной мечети Халил-Рахман Насретдинов и мухтасиб Казани, имам-хатыб Казанской мечети «Марджания» шейх Киям(етдин) Кадыров (аль-Кадыри).

Члены подготовительного комитета в течение августа – сентября 1943 года выезжали в области, города и кишлаки пяти республик для разъяснения целей создаваемого духовного центра мусульман Среднеазиатского региона, а также для выборов делегатов на первый Курултай. Мусульмане настороженно относились к разъяснениям членов комитета, потому что многие из них или их родственники на себе испытали гнев атеистов и видели разрушительную силу коммунистической идеологии по отношению к последователям Ислама.

Благодаря убедительным беседам членов подготовительного комитета, проведенным с верующими со всего региона, на первый Курултай (съезд) было избрано 160 делегатов. Первый Курултай мусульманских улемов проходил 15–20 октября 1943 года в Ташкенте в доме Эшона Бабахана по адресу: ул. Карасарайская, проезд Бежинский, дом 13. Делегатов у порога дома со слезами радости встречали члены подготовительного комитета во главе с Эшоном Бабаханом. Для обслуживания делегатов были привлечены дети, невестки, родственники и соседи Эшон Бабахана, а также известный в Ташкенте Азиз ошпаз (повар) и его помощник Файзи. Все они на протяжении шести дней пекли лепешки, самсу, на обед и ужин готовили разные блюда узбекской кухни, заваривали зеленый и черный чай для делегатов.

Курултай принял решение о создании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана – САДУМ. Председателем САДУМ единодушно был избран 85-летний шейх Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан с присвоением ему высокого сана муфтия пяти республик. Заместителем председателя САДУМ был избран шейх Мурат Ходжа Салехи, ответственным секретарем – Зияуддинхан-кари, которому тогда было 35 лет. Было принято решение о создании в каждой республике региона представительства САДУМ во главе с казиями. Ими стали: Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан – по Узбекистану, Абдул Гаффар Шамсутдин – по Казахстану, Салех Бабакалан – по Таджикистану, Олимхон Тура Шакир – по Кыргызстану, Анна Ишан – по Туркменистану. Члены правления и представители САДУМ в республиках составили «образцовое ядро» вновь образованного духовного органа мусульман региона.

За основу руководства в деятельности САДУМ были провозглашены Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. В Уставе САДУМ были утверждены права и обязанности правления как высшего духовного органа мусульман Средней Азии и Казахстана, определены функции подразделений в центре и на местах. В Уставе также были определены следующие задачи:

– через официальные религиозные объединения, расположенные в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане управлять религиозными делами и обрядами;

– среди верующих проповедовать основы Ислама;

– решать отдельные сложные и конфликтные вопросы, касающиеся религиозных обрядов, через имамов-хатыбов разъяснять верующим указания по этим вопросам;

– воспитывать верующих в духе правдивости, честности, трудолюбия и законопослушности;

– вести борьбу среди духовенства и верующих против вредных обычаев;

– обнародовать фетвы по вышеперечисленным вопросам;

– издавать религиозную литературу;

– устанавливать связи с зарубежными мусульманскими организациями, знакомить братьев-мусульман зарубежья с духовной и светской жизнью мусульман пяти республик.

Все расходы на подготовку и проведение первого Курултая были покрыты за счет пожертвований Эшона Бабахана, членов подготовительного комитета и отдельных верующих-мусульман. Также силами родственников в течение летнего периода 1943 года был проведен ремонт дома, возвращенного через 15 лет после конфискации (двор площадью более десяти соток, со строениями около 700 квадратных метров, с внутренним и внешним дворами). Этот дом по личному и бескорыстному решению Эшона Бабахана был передан вновь созданному САДУМ.

В октябре 1943 года САДУМ было размещено в махалле «Хазрати Имам», в этом же доме была основана библиотека САДУМ, в которую Эшон Бабахан безвозмездно передал тайно сохраненные от атеистов веками накопленные его предками и дедушкой Саломатхон более тысячи книг и рукописей.


Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2020 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.