Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Рецензия на монографию Т. С. Сергеевой «Музыка ал-Андалус: рождение западно-арабской классики» - Казанская государственная консерватория - Казань, 2008 - 308 с. ISBN 978-5-85401-094-8
26.03.2012
Иллюстрация

Монография Татьяны Сергеевны Сергеевой — фундаментальный научный труд, посвященный музыкальной культуре арабского Средневековья. Впервые в отечественном музыковедении в нем подробно и обстоятельно рассматривается музыка мусульманского Запада (Магриба), что открывает новое направление для нашей науки.

Как известно, в наши дни западная часть мусульманского мира включает в себя страны Северной Африки, где и поныне живут и развиваются древние музыкальные традиции. Изучение их не входит в задачи автора монографии, однако его труд закладывает необходимую основу и для этого важного дела.

Разумно ограничивая объем исследуемого материала (который, в противном случае, мог бы оказаться поистине безграничным), Т. С. Сергеева посвящает свою работу музыке Кордовского халифата — могущественного мусульманского государства (VIII–XV вв.) на территории Иберийского полуострова. Выбор предмета исследования представляется мудрым и абсолютно верным для первого в отечественной науке обращения к музыкальному искусству арабского Запада. Ведь именно музыка мусульманской Испании (ал-Андалус), по мнению целого ряда авторитетных зарубежных исследователей, стояла у истоков музыкальной традиции всего региона и во многом определила ее облик.

В то же время, музыка средневековой Испании представляет большой интерес с точки зрения культурного взаимодействия крупнейших цивилизаций мира: рождение западно-арабской классики стало результатом синтеза музыкальных традиций арабского Востока (в частности, автор указывает на роль сирийских эмигрантов из Дамаска) и Европы, а также таких самобытных локальных явлений, как искусство испанских евреев.

Справедливо рассматривая проблему культурного синтеза как основу концепции работы, автор предлагает собственную модель взаимодействия музыкальных традиций в культуре Андалусии (в широком смысле данного понятия – как средневекового обозначения всей арабской Испании). Этому вопросу посвящен первая часть первой главы монографии, где лаконично и убедительно формулируются основные стадии синтеза и уровни его иерархии.
Благодаря ясному изложению основных теоретических положений работы в самом ее начале, в дальнейшем исследователь концентрируется преимущественно на ряде исторических аспектов заявленной темы. Каждый из них представляется уместным и необходимым для раскрытия темы; все проблемы освещаются автором на неизменно высоком научном уровне.
Так, во втором разделе первой главы история андалусской музыки рассматривается как часть общей истории Кордовского халифата.

Во второй главе представлен и обобщен богатый исторический материал о социальных институтах и механизмах функционирования музыки в мусульманской Испании, приводятся подробные сведения о наиболее известных музыкантах. В четвертой главе автор не только описывает инструментарий испанских арабов на основе доступных сегодня источников, но и рассматривает его с позиций современного культурологического подхода, включающего в себя филологический и философский аспекты изучения материала.

Возникновению основных жанров андалусской музыкальной классики и их специфике посвящена третья глава монографии. Анализ обширного музыкального материала в этом разделе работы позволяет читателю получить ясное и достаточно полное представление о богатстве и разнообразии средневековой арабской музыки, в том числе о ее ладовых и структурных особенностях, исторической эволюции ведущих жанров.

Монография Т. С. Сергеевой написана живым языком и представляет интерес как для специалистов, изучающих искусство арабского мира, так и для достаточно широкого круга читателей, интересующихся культурой европейского Средневековья. Считаю, что она послужит важным импульсом для дальнейших отечественных исследований в данной области.


Доцент кафедры Истории зарубежной музыки
Московской государственной консерватории
им. П. И. Чайковского, кандидат искусствоведения
Р. А. Насонов

Сергеева Т. С. – Придворная традиция на средневековом арабском Востоке: статус музыканта и проблема творчества

Дж. С. Маркус – Музыкальное измерение Мавлида

idMedina



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.