Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Рецензия на книгу А. Усманходжаева «Жизнь муфтиев Бабахановых: служение возрождению ислама в Советском Союзе». — Москва–Н. Новгород: ИД «Медина», 2008. – 266 с.
21.01.2009
Иллюстрация

Одной из крупных юбилейных дат 2008 года стало 65-летие основания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. К юбилейным торжествам, которые прошли в октябре прошлого года в Ташкенте в Издательском доме «Медина» вышла книга Амирсаида Усманходжаева о трех поколениях муфтиев из рода Бабахановых. О Шамсиддинхане Бабаханове — ученом, богослове и дипломате — вспоминает выдающийся правовед и дипломат современного Узбекистана доктор Акмаль Саидов.

Когда пишешь о необычном человеке, вполне естественно хочется начать с каких-то превосходных степеней, красивых слов и неожиданных пассажей. Шамсуддинхан ака Бабаханов был именно необычным. И вспоминая о нем как о религиозном и государственном деятеле, ученом и дипломате, смело можно утверждать, что во всех своих ипостасях он никогда не действовал по укоренившимся стандартам, то есть не укладывался в общепринятые рамки. Он был «внерамочный», более того, и не стремился вмещать себя в какие-то предустановленные границы – ради служебной карьеры, творческого успеха или же материальных благ. И потому даже те общепринятые затасканные и избитые хорошие слова, которые обычно говорят вслед ушедшему человеку, не применимы к Шамсуддинхан аке, несовместимы с ним. Прозвучит, наверное, отчасти кощунственно, но я возьму на себя смелость сказать: не ощущаешь отсутствия этого человека! В том смысле, что его незримое присутствие среди нас, его родных, друзей и коллег продолжается.

Много раз встречаясь с теми, кто его знал и любил, я заметил такую любопытную вещь: во время разговоров о Шамсуддинхан аке не только я, но и другие ведут себя так, будто ждут, что сейчас откроется дверь и войдет он сам – широкий, мощный, талантливый, умеющий быть душой любого дела и начинания.

Шамсиддинхан БабахановКак раз в таком ракурсе и сделана книга А. Усманходжаева «Жизнь муфтиев Бабахановых: служение возрождению ислама в Советском Союзе». Она не является простой книгой памяти – эта книга о блестящей династии Бабахановых, которые продолжают быть среди нас и духовная энергетика которых, очевидно, не только не ослабевает, но и усиливается.

Эта книга посвящена трем поколениям муфтиев из рода Бабахановых, деятельность которых была направлена на распространение и повсеместное утверждение миротворческих идей Ислама, очищение от ереси его священных принципов и на преодоление накопившихся за длительное время идейных расхождений, которыми отличаются различные течения в Исламе. Когда читаешь эту книгу нет тягостного впечатления, что она – прелюдия забвения. Читая ее страницы, полные духовной энергии, жизни и оптимизма, лишний раз убеждаешься, что полет династии Бабахановых остановить невозможно ничем и никому.

Увы, я не могу причислить себя к старым друзьям Шамсуддинхан ака, знавшим его с детства, или с юности, или со студенческих лет.

Мы познакомились в 1991 году дома у Л. Я. Гулямова, ныне заместителя председателя Комитета по межпарламентским связям Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, во время поминок его отца. Потом была встреча у Гавхар Рахимовой во время поминок ее сестры, народной артистки Тамара-ханум. Шамсуддинхан ака был другом сына Гавхары Рахимовой Марат ака со времен учебы Шамсуддинхан ака в Каире.

На первых же встречах он произвел неизгладимое впечатление. По нему сразу можно было понять, что он человек очень творческий и разносторонний. В Шамсуддинхан ака не чувствовалось никакого официоза и чопорности, присущей человеку элитному, достигшему высот общественного положения и признания в религиозном мире.

Мне посчастливилось работать и быть рядом с Шамсуддинхан ака на дипломатическом поприще. По своим масштабам его можно сравнить с человеческой глыбой. Но глыбой не тяжелой, чопорной, а цельной. Именно цельность личности Шамсуддинхан ака притягивала и манила. Цельность и независимость. Потрясающая открытость, воистину сакральное мироощущение, которого так не хватает сегодня нам, утонувшим в пучине повседневности.

А еще привлекала к Шамсуддинхан ака устремленность в будущее, которым он, собственно и жил. Очень вдохновенно принял Шамсуддинхан ака государственную независимость Республики Узбекистан и ее вхождение в мировое сообщество равноправных государств. Тогда как многие его сверстники и более молодые коллеги залегли в «ностальгический окоп», Шамсуддинхан ака перепрыгнул его, не заметив, и пошел дальше. Я не раз пытался разговорить Шамсуддинхан ака, узнать личную оценку, прошлого, но так никогда и не услышал ее. Поначалу думал – маскируется, как любой дипломат, а потом вдруг осознал: да ему дела нет до прошлого и ставшего историей, он устремлен вперед и не собирается терять время на рефлексию по «золотым», «серебряным» и любым другим годам прошлого. По-настоящему драгоценными Шамсуддинхан ака считал те годы, которые Бог подарил ему для жизни в новом времени.

Просматривая фотографии в книге А. Усманходжаева заметил, что на большинстве из них Шамсуддинхан ака стремителен и неудержим. Запечатленный в кадре, он как будто только и ждет момента, чтобы покинуть его границы и рвануться к какой-то очередной цели. Сама собой возникла мысль: дай Бог каждому из нас прожить свою жизнь столь же ярко – на одном дыхании, на одном движении, всегда в полете, без остановок, посадок и пересадок! Такой полет невозможно остановить, поскольку он не физический, а ментальный, духовный…

Тюркский поэт и мыслитель Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни , живший в начале XI века давая советы правителю (Элику) как и кого назначать своими послами писал:


Не торопясь, Элик, решай дела

При назначенье нового посла.
Пусть вступит на чужие берега
Достойный Божий раб и твой слуга.
Ему нелегкий путь предуготован,
Пусть будет он умен и образован,
Чтоб все твои дела в краях чужих
Он возвышал своим участьем в них.
И подтвердить пусть будет он готов
Улыбкою своей правдивость слов.
Но пусть, слова обдумывая чьи-то,
Он понимает, что за ними скрыто.
В чужих краях, элик, твои дела
Зависят от способностей посла.
…Твой подданный, что к золоту стремится,
Для должности посольской не годится.
Пусть тем мужам, кто любит пить вино,
Послами стать не будет суждено.
Пусть будет твой посол добросердечен,
Умом и бескорыстием отмечен.
И скромность в довершение всего
Пусть будет украшением его,
Чтоб с ним никто не избегал сближенья
И не терял, сближаясь, уваженья.
Пусть, многих языков владея знаньем,
Он будет дружен и с правописаньем.
Когда хорош посланник властелина,
Для радости владыки есть причина.
Меж тем как глупый и плохой посол –
Источник многих бед и многих зол.

Подумать только: этому стихотворению почти тысячи лет, а оно звучит и сегодня как практическая инструкция по подбору послов. Шамсиддинхан ака полностью соответствовал всем этим высоким критериям быть Послом.

Дипломатический путь Ш.З. Бабаханова шел от народной дипломатии к профессиональной. Он начал свою дипломатическую деятельность, можно сказать, задолго до официального назначения его Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Узбекистан в Арабской Республике Египет. Речь идет о его деятельности на ниве народной дипломатии, а именно – о работе в Отделе международных связей мусульманских организаций СССР начиная с 1962 года. Другими словами, он имел более 30-летний опыт международной работы.

Можно указать на три направления деятельности Ш.З. Бабаханова в сфере народной дипломатии.

Первое направление – работа в Отделе международных связей мусульманских организаций СССР. Он вел весьма активную дипломатическую деятельность по установлению и развитию международных связей с мусульманами зарубежных стран. При этом он принимал активное участие в дипломатических переговорах и приемах, сопровождал зарубежные делегации по стране, организовывал и участвовал в работе международных, религиозных конференциях. Вследствие всего этого он устанавливал и развивал личные контакты со многими религиозными и общественными деятелями зарубежных стран.

Второе направление – участие в работе ряда всемирных неправительственных международных и отечественных организаций, таких как Всемирный совет мира, Всемирный верховный совет по мечетям, Комитет солидарности стран Азии и Африки, Советский и Узбекский Комитета защиты мира, Советский и Узбекские фонды мира.

Третье направление – установление и развитие сотрудничества с исламскими образовательными и исследовательскими центрами и организациями различных мусульманских стран. Этому способствовала прекрасное знание арабского, английского, русского, фарси и узбекского языков, а также научные изыскания в области исторического и культурного наследия исламской цивилизации. В знак международного признания научных достижений в 1985 году Ш.З. Бабаханова избрали действительным членом Королевской Академии Иордании.

Разносторонняя деятельность Ш.З. Бабаханова на поприще народной дипломатии способствовала дальнейшему повышению международного авторитета САДУМ в деле религиозной и миротворческой активности, сплочения рядов мусульман на основе идеалов мира, добрососедства и дружбы между народами.

Ш.З. Бабаханов пришел на профессиональную дипломатическую работу в 58 лет, абсолютно зрелым человеком, будучи всемирно известным религиозным деятелем и ученым. Это равно сильно тому, чтобы военную службу в армии начать с полного генерала. Дипломатия, между тем, – не спринтерский бег и не борцовская схватка. Возраст здесь подчас – на пользу, а не в ущерб. Действительно, на долю Ш.З. Бабаханова выпала уникальная дипломатическая карьера. Он оказался прирожденным дипломатом: работал Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Узбекистан в Арабской Республике Египет и Королевства Саудовской Аравии, а также по совместительству в Алжире, Бахрейне, Кувейте и Иордании. В общей сложности пробыл послом – 8 лет. Таким образом, неординарный и необычный дипломат Ш.З.Бабаханов оказался таким же выдающимся и успешным и на дипломатическом поприще.

Назначение Ш.З. Бабаханова послом Узбекистана в АРЕ породило уникальный в своем роде феномен. Арабская дипломатическая община сразу и безоговорочно восприняла Ш.З. Бабаханова как своего. К моменту его приезда в Каир за ним тянулся шлейф популярности как видного религиозного деятеля и ученого не только в родной стране, но и в арабском мире.

Обратимся еще раз к истории. Патриарх мировой дипломатии Г. Никольсон, ссылаясь на книгу мэтра французской дипломатии Франсуа де Кальера, писал, что «качествами идеального дипломата являются правдивость, аккуратность, спокойствие, терпение, хороший характер, скромность, лояльность. Это также и качества идеальной дипломатии. Но читатель может возразить, – продолжал Г. Никольсон, – «Вы забыли назвать ум, знания, наблюдательность, осторожность, гостеприимство, очарование, прилежание, мужество и такт». Я не забыл о них, я считал, что эти качества сами собой разумеются», а Ш. Камбон добавлял о необходимости для дипломата «независимости ума».

У Ш.З. Бабаханова эти вечные дипломатические ценности присутствовали в полной мере и в нужных пропорциях. Именно по этой причине к Бабаханову как Послу относились с уважением в арабском мире.

Скромность, а не бахвальство, деловитость, а не пустословие, верность данному слову и международным обязательствам, трудолюбие и любовь к своему делу – таков в целом быль стиль работы Ш.З. Бабаханова.

Язык Ш.З. Бабаханова был точным, образным, в необходимых случаях твердым. В ходе переговоров его речь была конкретной и вежливой. Одним словам, его дипломатический стиль отличался серьезностью и основательностью.

Где бы не был Шамсуддинхан ака, он старался вникнуть в историю, культуру, политику других народов, что также свидетельствует о его высоких профессиональных качествах.

Как человек в высшей степени добросовестный Ш.З. Бабаханов очень старательно исполнял принятые им на себя дипломатические обязанности, а будучи одарен необыкновенными способностями, исполнял эти обязанности с умением и большим знанием дела. Этими качествами и отличается его дипломатическая деятельность, как ни тяжела она была для него как первого узбекского Посла в арабских странах. Как страстный патриот своей Родины он последовательно продвигал интересы Узбекистана и с достоинством поддерживал международный престиж страны.

Ш. З. Бабаханов своими необыкновенными дарованиями и нравственными достоинствами успевал заручаться любовью и уважением членов дипломатического корпуса и всех, с кем сталкивала его дипломатическая жизнь. Уважение, которое все питали к Послу Бабаханову как человеку высокообразованному и не менее нравственному, оказало большую услугу и Узбекистану, представителем которого он состоял. В Каире и Эр-Рияде он сумел окружать себя людьми во всех отношениях достойными. Друзьями и коллегами его были выдающиеся государственные, общественные и религиозные деятели арабских стран, дипломаты, ученые, представители культуры, пользовавшиеся почетом в своей стране и за границей. Он благодаря личным своим достоинствам всегда умел расположить к себе людей, с которыми имел дело. Да иначе и быть не могло, потому что сам Шамсуддинхан ака ставил выше всего интересы мира и дружбы, уважения и сотрудничества и удовольствие ему доставляло только общество людей, одинаково с ним настроенных в этом отношении. Такие личности, как Ш.З. Бабаханов, цементируют узы дружбы, придавая им неразрывный характер.

Таким образом, можно без преувеличения утверждать, что Ш.З. Бабаханов заложил своею личностью, безупречной, чистой, светлой, основы независимой узбекской дипломатии в арабских странах.

Мы имеем полное право гордиться династией Бабахановых. Муфтии Бабахановы как люди были личностями, безусловно, светлыми. Трудно назвать других религиозных деятелей, которые в нравственном отношении могли бы быть поставлены выше них. Личная польза играла ничтожную роль во всей их жизни и деятельности. Они жили почти исключительно для пользы своего Отечества. Если к кому-нибудь можно применить древне латинское изречение: «Saluti publicae vixit totus» («Общественному благу – вся жизнь!»), то именно к ним.

Акмаль Саидов, профессор, Чрезвычайный и Полномочный посол

На фото: Шамсиддинхан Бабаханов



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.