Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №184 — Мусульманская община Ивановской области
15.04.2011

12 февраля ознаменовалось знаменательным событием в жизни мусульман Ивановской области: в торжественной обстановке в присутствии представителей местной власти, религиозных деятелей соседних регионов и областей, а также прихожан и представителей национально­культурной автономии татар области состоялось открытие молельного дома в городе Фурманов Ивановской области. В торжественном мероприятии приняли участие представители ДУМЕР во главе с первым заместителем председателя ДУМЕР Дамиром Мухетдиновым, который передал мусульманам города Фурманов искренние слова приветствия и поздравления председателя ДУМЕР и СМР муфтия шейха Равиля Гайнутдина. В свете этого знаменательного события предлагаем вам познакомиться с историей и современной жизнью мусульман Ивановской области.

Соборная мечеть г. Иваново

История мусульманской общины

Среди населения Ивановской области сохраняются устойчивые представления о двух деревнях Тейковского района как о некогда татарских. Имеются исторические сведения о проживании татар, в том числе служилых, в городе Юрьевце, Юрьевецком и Кинешемском районах и других населенных пунктах северо-востока области. В качестве отдельных локально-этнографических групп специалисты выделяют юртовских (в районе Юрьевца) и мугреевских татар. Обширный пласт тюрко-мусульманской топонимики также традиционно связывается с татарами.

Интенсивная миграция татарского населения в регион началась в период его бурного промышленного подъема в конце XIX века и продолжалась несколькими волнами в 1920–1930-е и 1950-е годы. С 1870-х годов действовало мусульманское кладбище в Иваново-Вознесенске, в 1910–1914 годах существовал нереализованный проект строительства мечети в Иваново-Вознесенске. Основными регионами происхождения татар-мигрантов того периода были Нижегородская область (в наибольшей степени села Камкино, Пошатово, Маклаково, а также Урга, Трехозерка, Семеновка, Уразовка и др.), Буинский и Чистопольский районы Татарстана, Ульяновская область (Старокулаткинский и соседние с ним районы). При этом новые переселенцы, приезжая к своим родственникам и землякам, чрезвычайно быстро адаптировались в новой для них обстановке. Большое число татар поселилось в частном секторе, где они собственными силами строили себе жилье. Таким образом в городе Иваново возникло 4 места компактного расселения татар в районах Глинище, Сортировка, Меланжевый, Ленинский путь, наиболее крупными среди них являлись два первых. При этом в районе Сортировки проживали главным образом нижегородские, а в Глинище — ульяновские и казанские татары.

В других городах также образовались подобные места компактного расселения татар. В Кинешме по одному из них даже возникла Татарская улица, имелась Татарская слободка в городе Юже.

В ряде школ городов Иваново, Кинешма и др. в 1920–1930-е годы существовали татарские классы. Особенно много детей обучалось в подобных классах школы № 17 города Иваново по улице 10 августа. В этот же период существовали татарские детские сады.

Статистика

Фярит Ляпин с мэром Иванова Александром Фоминым

В 1989 году в Ивановской области насчитывалось 9,9 тысячи татар (0,75% всего населения), они являлись третьим по численности этносом после русских и украинцев. Численность других традиционно мусульманских этносов не превышала 1 тысячи человек.

Согласно переписи 2002 года, в области проживало 8,2 тысячи татар (0,72% населения области) и около 500 близкородственных им башкир. Некоторое уменьшение численности татар по сравнению с 1989 года председатель Татарской национально-культурной автономии Ивановской области Ф.У. Ляпин объясняет частичной их ассимиляцией. Есть и иное объяснение: убыль татар почти не выходит за рамки процесса естественной убыли населения, характерного для данного региона. Кроме того, в межпереписной период среди татар области наблюдалась незначительная миграция в Москву, Московскую область и Татарстан. Татары обладают устойчиво высоким социальным статусом, обусловленным как хорошей степенью владения русским языком, так и высоким уровнем образованности. Во многом авторитет татар обусловлен наличием в области ряда успешных и популярных лидеров, таких как Ф.У. Ляпин и И.Ф. Салихов.

При оценке уровня религиозности татарского населения Ивановской области следует учесть прежде всего тот факт, что вся деятельность по организационному оформлению мусульманской общины в этом регионе велась исключительно татарами. Все без исключения имамы Ивановской области являются татарами, за исключением собственных шиитских лидеров у азербайджанцев. Неофициальные муллы советского периода также отмечены только из числа татар.

Общая численность представителей всех мусульманских народов составила по переписи 2002 года 16,8 тысячи человек (1,46% населения области). Кроме того, в последние годы наблюдается процесс прихода к исламу представителей немусульманских народов. Основной контингент принимающих ислам русских составляют образованные девушки и, значительно реже, юноши с четкой мотивацией жизненных целей, из обеспеченных семей. Причиной, побуждающих их к принятию ислама, является инфернальность окружающего их общества и стремление создать крепкую семью, подчиняющуюся устоявшимся жизненным правилам.

По данным активистов самой мусульманской общины, в 2002 году число мусульман в Ивановской области составляло уже 60 тысяч с тенденцией дальнейшего ежегодного роста. Разница с официальными данными может быть объяснена, например, неучетом в ходе переписи условно временных и трудовых мигрантов.

Жизнь татарской общины

Главной организацией является Татарская национально-культурная автономия Ивановской области, руководимая Ф.У. Ляпиным. Действует также ряд аффилированных структур: федерация национальной спортивной борьбы «Татарча корэш» Ивановской области, руководимая Р.М. Хаеровым; ивановская областная организация татарской молодежи «Нур» («Луч», руководитель Ш. Алиакбаров); ивановская татарская женская организация «Ак калфак».

Татары Ивановской области активно поддерживают и воспроизводят собственную национальную культуру. В Ивановской области вырос народный артист Татарстана Мунир Соколов. С 2003 года по настоящее время в областном центре действует единственный во всем ЦФО (за исключением Москвы) татарский театр-студия «Миллятем», базирующийся в областном театральном центре. Руководит им заслуженный артист России Мхамет Баширович Кашаев. Театр давал спектакли в Иванове, Москве, Казани и других городах. Известно о том, что в городских общинах не прерывались традиции культуры, основанной на исламских традициях. Так, интервьюируемые старших поколений утверждают, что еще в 1970-е годы среди выходцев из Нижегородской области исполнялись мунаджаты, хотя в самой Нижегородчине в этот период они уже почти исчезли.

В 1994 году в городе Иваново была открыта первая государственная воскресная татарская школа; преподавательские ставки в ней были выделены областной и городской администрациями. В настоящее время в г. Иваново действует татарская воскресная школа на базе государственной общеобразовательной школы № 18; руководит воскресной школой М.Б. Ляпина. Помимо татарского, в ней преподается арабский язык факультативно, для желающих — азербайджанский и афганский. На базе воскресной школы проводятся различные мероприятия, в том числе ученические конференции.

Сабантуй регулярно проводится в Иванове с 1994 года. Особо примечательной чертой ивановского сабантуя является то, что на нем не продается и не потребляется спиртное. Отдельно проводится детский сабантуй. Значительную часть финансирования сабантуя берут на себя областная и городская администрации. В настоящее время сабантуй в Ивановской области стал праздником общеобластного масштаба и служит пропаганде трезвой мусульманской культуры.

Азербайджанцы

Конкурс чтецов Корана в ивановской Соборной мечети

Вторым по численности мусульманским народом Ивановской области являются азербайджанцы, которых в регионе 3,2 тысячи человек (перепись 2002 года). Большая часть их происходит из Карабахской и Ленкоранской зон, что обуславливает преобладание шиитов. Для азербайджанцев-шиитов города Иваново отмечено празднование Ашура; в течение первых дней месяца мухаррам они устраивают собрания, украшением которых являются полутораметровые плакаты с надписью на арабском языке «О, Хусейн». В ходе собраний ведущий ведет проповедь на азербайджанском языке о жизни имама Хусейна. Мероприятие сопровождается чаепитием. Такие собрания до 2008 года регулярно проводились в частных домах местных азербайджанцев. В январе 2008 года по согласованию с председателем мусульманского религиозного объединения Ивановской области Ф. Ляпиным была предпринята попытка провести серию таких собраний в мечети, но ввиду жесткой позиции противодействия представителей некоторых общин подобная практика была прекращена. Фактов проведения траурной процессии в день Ашура, сопровождаемых самоистязанием, в Иванове не отмечено.

Некоторая степень обособленности способствует длительному сохранению языка и культуры. В последнее время наблюдается процесс интеграции азербайджанцев в мусульманскую общину Ивановской области, а через общину — и во вмещающий социум. Азербайджанцы с каждым годом принимают все более активное участие в жизни общины.

В настоящее время существует Ивановское областное отделение Всероссийского азербайджанского конгресса. Иваново посещают высокопоставленные представители Азербайджана. В школе с татарским этнокультурным компонентом № 18 открыты азербайджанские группы.

Народы Северного Кавказа

Крупной надэтнической общностью являются народы Дагестана, общая численность которых в области по переписи 2002 года составляла 1,8 тысячи человек. Среди них наиболее значительно представлены аварцы и табасаранцы (по 500 человек), что совершенно не соответствует соотношению этих народов в самом Дагестане. Вообще народы Южного Дагестана (табасаранцы, лезгины, агулы и рутульцы) больше представлены в дагестанской диаспоре в этом регионе, нежели у себя на родине; в совокупности они составляют немногим менее половины дагестанской общины области. Структура занятости ивановских дагестанцев достаточно разнообразна — имеются фермеры, предприниматели, строители, врачи, интеллигенция, руководители хозяйств. Степень религиозности у дагестанцев высокая, в основном на бытовом уровне.

Численность вайнахской этнической общности (чеченцы и ингуши) достигает 0,8 тысячи человек. Сфера их занятости — строительство, фермерство, предпринимательство. Религиозность высокая, на бытовом уровне. Вайнахи принимают активное участие в значимых религиозных мероприятиях, например организации ифтаров в Соборной мечети Иванова.

Представителей коренных этносов северо-западного Кавказа (кабардинцы, балкарцы, осетины-мусульмане, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и др.) в области сравнительно немного — 200 человек. 

Другие мусульманские этносы

Общая численность народов Центральной Азии по переписи 2002 года достигала 1,6 тысячи человек: более всего узбеков (700), далее — таджики, казахи, туркмены и др. В настоящее время в связи с усилившимся миграционным притоком из этого региона данные переписи нельзя считать достоверными. Наибольшую религиозную активность проявляют узбеки как представители наиболее (наряду с таджиками) исламизированного этноса в регионе. Именно узбеки ведут преподавание в организованном при мечети в Иванове центре подготовки Коран-хафизов, узбеки и таджики явились и его первыми выпускниками. Представители узбекской общины принимают активное участие и в других религиозных мероприятиях. В 2007 году при личной поддержке Ф.У. Ляпина было зарегистрировано узбекское национальное объединение Ивановского регионального отделения Ассамблеи народов России. Народы Центральной Азии имеют наибольший потенциал для дальнейшего прироста в данном регионе.

Из числа мусульман из стран дальнего зарубежья в первую очередь следует отметить афганцев (переписью 2002 года определяются только пуштуны — 147 человек). В воскресной школе № 18 существует кружок по изучению афганского языка. Несколько десятков арабов сыграли важную роль в процессах религиозного возрождения в области, занимая в свое время должности преподавателей основ ислама и арабского языка на курсах при мечети, в детских мусульманских лагерях и т. д. В области проживают также немногочисленные турки, персы, аджарцы, лазы, курды, крымские татары, таты.

Социальная жизнь

Первым официально зарегистрированным религиозным объединением мусульман в современности явилось РОМ «Махалля», выросшее из неофициальных общин советского периода (существовало в 1992–1997 годах, руководитель А.С. Якупов). После образования в 1997 году Мусульманского религиозного объединения (МРО) Ивановской области «Махалля» самоликвидировалась и полностью вошла в состав нового объединения, которое в настоящее время является единственной зарегистрированной мусульманской организацией в регионе. В 2003 году была построена Соборная мечеть г. Иваново (имам-хатыб Т.А. Сайфутдинов). Молельные дома имеются в городах Кинешма, Шуя, Фурманов, Тейково, Вичуга.

Важным показателем роста религиозности населения служит количество выезжающих совершить паломничество в Мекку. Выезд в хадж из Ивановской области начался лишь в 2000 году, когда
из региона было отправлено 2 человека. Значительный рост числа паломников, в том числе и из районов области — Кинешмы и Фурманова, произошел в 2007 (13 человек) и 2008 (20 человек) годах.

Мусульманская община Ивановской области является наиболее социализированной мусульманской общиной по всему ЦФО. Здесь достигнута высокая степень взаимодействия с властями всех уровней, что отражается на общественной жизни региона в целом. Крайне высока также степень интегрированности мусульман как внутри общины, так и во вмещающем сообществе. Данная община служит наиболее мощным институтом интеграции и адаптации новоприбывших мигрантов.

МРО активно сотрудничает с различными СМИ Ивановской области, Москвы, Татарстана, Костромы и т. д. С 2008 года работает сайт ивановских татар www.ivtat.ru — совместный интернет-ресурс МРО, областной Национально-культурной автономии татар и Союза татарской молодежи «Нур» Ивановской области.

Ахмед Макаров,
ответственный редактор серии словарей
«Ислам в Российской Федерации»



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.