Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 12(230) /2014/ — Мусульмане Запада и пути решения их проблем
23.12.2014

Мусульмане Запада и пути решения их проблем

Мусульмане, проживающие на Западе, являются особой и достаточно специфической группой. В чем-то условия их проживания схожи с российскими, но в некоторых случаях они все же отличаются. Для них практически безальтернативной стала разработка концепции интеллектуальной и социально-политической активности по приведению исламского правового наследия к реалиям этих стран. Не к традициям и устоям (ибо они с точки зрения ислама могут быть как положительными, так и отрицательными), а именно к реалиям. То есть речь идет лишь о том, чтобы учитывалась существующая действительность, а не строились «воздушные замки», которые нереально построить в сложившихся обстоятельствах.

В прежние века мусульмане обосновывались в таких землях лишь в исключительных случаях. Это носило случайный и временный характер, а потому не особо привлекало внимание ученых, занимающихся выведением правовых положений и вынесением религиозно-правовых суждений (фетв). Но сегодня ситуация в корне изменилась. И ответом мусульман на эту реальность должно стать формирование заново осмысленного мусульманского социально-правового пространства.

По мнению части ученых, концепция меньшинства нуждается в серьезном пересмотре в связи с новыми вызовами, носящими межцивилизационный, мультикультурный характер. Статус мусульман на Западе начинает терять некогда свое единственное измерение как эмигрантского потенциала и движется к новому измерению — гражданскому партнерству. Западные мусульмане, проживающие в инорелигиозном обществе, остро нуждаются в получении правовых ответов с позиций шариата на встающие перед ними вопросы и проблемы. Однако на сегодняшний день ни прежнее правовое наследие, разработанное величайшими исламскими учеными, ни правовые решения, предлагаемые многими современными учеными, проживающими в традиционно мусульманских странах, реального ответа фактически не дают. Происходит это по той причине, что ни прежние школы, ни ученые из мусульманских стран не учитывают специфику того положения, в котором проживает немалое количество мусульман, а именно — в окружении исповедующего другую религию большинства.

Из истории известно, что и сам Пророк (с. а.в.), и его сподвижники стремились правильно понять и претворить в жизнь повеления и предписания Всевышнего Аллаха. Великие ученые ислама также стремились следовать по этому пути. Сталкиваясь же с новыми возникающими проблемами, наши великие предки не отворачивались от них, загоняя тем самым ситуацию в тупик, а, напротив, прилагали все силы, чтобы суть принципов ислама была воплощена в реальность. Одним из таких ученых был известный имам Абу Ханифа. Именно ему выпала честь претворять на практике исламский образ жизни в обществе, где традиционно доминировали христиане и зороастрийцы. Следует отметить, что он блестяще справился со своей задачей, систематизировав положения фикха в удобную и хорошо понятную форму.

***

Очевидно, что положение мусульман на Западе или в России подобно положению первых мусульман в Мекке или Эфиопии. Напрашиваются некоторые аналогии и с Ираком или Египтом после их вхождения в состав мусульманского государства. Именно поэтому мусульмане в России и берут в качестве примера имама Абу Ханифу, жившего не в 100-процентном исламском обществе. Он же, в свою очередь, отталкивался в своих положениях от практики Ибн Масуда — сподвижника Пророка (с. а.в.), кадыя в регионе, где большая часть населения еще не исповедовала ислам.

Российским мусульманам жизненно необходимо основываться в своей жизни на примере таких общин, хотя даже они не совсем отражают сложившуюся действительность, ибо там последователи ислама были в ином социальном статусе. Но вот, к примеру, на Кипре, где мусульмане стали проживать еще со времен праведных халифов, умма должна была иметь свою специфику. К сожалению, как российским, так и западным последователям ислама практически ничего неизвестно о фикхе, сложившемся в таких общинах, и это одна из основных проблем современных мусульман. Если бы они брали в пример сподвижников Пророка (с. а.в.) во время их жизни в инорелигиозных регионах, многие проблемы решались бы сами собой. Это и торгово-коммерческие взаимоотношения разных общин, и этикет жизни с соседями, и многие другие вопросы. Перевод и издание достоверных сообщений о жизни сахабов в странах с преобладанием иных религий, вероятно, в немалой степени помогли бы многим мусульманам (в т. ч. и российским) преодолеть разного рода запутанные и спорные вопросы, облегчив тем самым их жизнь в целом. Не случайно ведь Пророк (с. а.в.) сказал: «Самое лучшее из вашей религии  облегченное», повторив эти слова дважды (Ахмад).

Известно, что исламские предписания, даже самые обязательные и строгие из них, при определенных обстоятельствах становятся удивительно гибкими. Например, в силу медицинских показателей могут меняться правила при совершении пятикратной молитвы или при соблюдении поста. Могут меняться и правила употребления в пищу тех или иных продуктов: «Если же кто вынужден нарушить запрет помимо своего желания и не преступая меры, — то нет греха на нем, ведь, поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!» (сура «аль-Бакара», аят 173).

Чтобы лучше представлять, о чем идет речь, можно привести конкретные примеры из жизни российских мусульман, с которыми, в свое время, сталкивалось немалое число наших соотечественников. Так, на заре подъема интереса к исламу многие мусульмане, понимая необходимость употребления в пищу продукции «халяль», очень часто не могли ее приобретать в силу отсутствия таковой. Это сейчас в самых разных магазинах существует возможность выбора, а еще десять-пятнадцать лет назад приобрести халяльную продукцию можно было лишь в считанных местах, причем иногда по запредельно высоким ценам. Возникал вопрос, как выходить из сложившейся ситуации. Даже сейчас для некоторых категорий российских мусульман данная проблема является актуальной — например, для военнослужащих или работающих на тяжелых работах в местах, где отсутствует мусульманская инфраструктура.

Очевидно, что подобного рода проблемы практически отсутствуют в мусульманских государствах, в связи с чем есть насущная необходимость тщательного и разумного подхода к их решению. К сожалению, порой часть мусульман (особенно из числа молодежи) полагает, что все проблемы можно решить в один миг. И иногда это приводит к самой настоящей самодеятельности, когда без соответствующих знаний и без поддержки населения осуществляются попытки создания неких «шариатских судов». При этом забываются или игнорируются такие слова Пророка (с. а.в.), согласно которым «тот, кто судит, не имея соответствующих знаний, отправится в ад» (Абу Дауд). Как уже отмечалось ранее, судьей-кадыем может быть только тот, кто знает и разбирается в самых малейших тонкостях шариата. И даже он не имеет права осуществлять свою деятельность без соответствующих навыков и условий.

Нельзя забывать и о том, что подчас идею создания «шариатских судов» начинают продвигать и разного рода провокаторы. Тщательное изучение данной проблемы позволяет увидеть истинные мотивы провокаторов — использовать благие помыслы мусульман в своих разрушительных целях. В связи с этим верующим просто необходимо научиться просчитывать все возможные комбинации, иначе мы рискуем оказаться в очередной ловушке таких «добрых» советчиков.

Разработка и анализ данной области мусульманского законоведения должна вестись авторитетными учеными, обладающими серьезными знаниями в исламском богословии. И крайне желательно, чтобы такие ученые знали суть проблемы изнутри. Хотелось бы надеяться, что свой посильный вклад в развитие данной сферы шариата и фикха внесут и российские мусульмане, имеющие не только схожие со своими западными единоверцами проблемы, но и обладающие ценным опытом их решения.

Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Введение в шариат»
(Продолжение. Начало в №№ 220, 221, 222, 223, 224–225, 226, 227,229)



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.