Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 12(230) /2014/ — Испытания в жизни мусульманина
23.12.2014

Испытания в жизни мусульманина

Воистину, вся хвала принадлежит Всевышнему. Мы восхваляем Его, ищем у Него поддержки, просим простить наши прегрешения и указать нам праведный путь. Того, кого ведет Аллах, уже никому не сбить, а того, кого Он оставил без поддержки в выборе пути, уже никто не в состоянии подправить. Благословения и приветствия любимцу Всевышнего — Мухаммаду, печати пророков и посланников.

Дорогие братья и сестры! Отрезок времени, отведенный человеку для жизни на этой прекрасной земле, наполнен чередой беспрестанно происходящих с нами событий. Иногда они доставляют удовлетворение и радость, а иногда мы сталкиваемся с тем, чего не желаем, что причиняет физическое или душевное страдание. Как относиться, как оценивать переживаемые нами обстоятельства? Что является основой нашего бытия, а что добавочно: удовлетворенность и радость с вкраплениями испытаний и бед или горе и мучение с редкими проблесками радости и отдохновения? Весьма любопытные рассуждения по этому поводу приводятся у великого мыслителя средневековья, имама Абу Хамида аль-Газали. В одной из своих работ, написанной почти тысячу лет назад, рассуждая на тему человеческого знания и понимания, он пишет следующее: «... Человек, несомненно, также характеризуется свойством знания, однако знание человека отличается от знания Создателя тремя особенностями:

Первая. Как бы многочисленны и широки ни были наши познания, они ограничены возможностями человеческого ума. А это — далеко не бесконечность!

Вторая. Четкость и ясность наших знаний не достигает предельных высот...

Третья. Знание Создателя не черпается из существующих вещей, а наоборот: вещи черпают свое существование /свое бытие/ из Него. Знание же человека о вещах построено на их изначальном существовании...».

Следуя логике мыслителя, мы вправе задать себе вопрос: насколько вообще объективна и адекватна наша оценка происходящего? Можем ли мы считать, что все не желаемое нами непременно является отрицательным по своей природе?

Нередко мы сталкиваемся с тем, что человек, отказываясь понимать и принимать неудовлетворяющие его обстоятельства, говорит: «Почему именно мне выпало столько страданий и бед! Где же высшая справедливость! Разве не в силах Создателя избавить нас от всех этих тягот!». Подобным вопросам, очевидно, столько же лет, сколько и самому человечеству. Уже упомянутый нами имам аль-Газали говорит по этому поводу следующее: «... Возможно, ты скажешь: „Что означает, что Аллах милосерден и что Он — милосерднейший из проявляющих милосердие? Ведь известно, что действительно милосердным является тот, кто, будучи в состоянии оказать помощь, непременно оказывает ее всякому попавшему в беду, любому ущемленному или больному, испытывающему муки. Создатель может избавить от всякого несчастья, устранить любую нужду и печаль, очистить от любой болезни и оградить от любой напасти. Наш бренный мир жесток своими болезнями, а Он может устранить их. Но почему же Он оставляет Своих рабов под гнетом испытаний и бед?“.

Вот ответ на твой вопрос... Милосердный непременно желает блага объекту приложения милосердия. А в мире не существует такого зла, внутри которого не было бы заключено некое благо. Получается, что при устранении какого-то зла пропадает заключенное в нем добро и благо, вызывая, тем самым, приход еще большего зла...».

Мудрость позиции великого мыслителя вполне очевидна: что бы ни случалось с человеком и обществом, какие бы тяготы ему ни приходилось переносить, во всем он должен предполагать наличие смысла, наличия блага.

В религиозных источниках по этому поводу запечатлен следующий любопытный фрагмент: «Однажды Адаму было показано все его потомство, которое должно появиться после него. Среди них он обнаружил и прокаженных, и слепых, и множество других больных. Удивившись, он спросил Всевышнего: „О, Господь мой, для чего Ты сделал так с моим потомством?“. И Всевышний ответил: „Чтобы на милости мои умели быть благодарными“» (Ибн Касир, «Рассказы о пророках»).

Возвращаясь к вопросу о месте и роли испытаний в свете изучения Откровений Всевышнего, нельзя не отметить наличие следующих весьма любопытных и показательных аятов Корана: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых...» («аль-Бакара», аят 155). «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» («аль-Хадид», аяты 22, 23).

Данные аяты достаточно красноречиво и однозначно повествуют о самой природе нашего бытия. Они раскрывают нам тайны того, что наличие испытаний — неминуемо и закономерно. Они указывают нам на необходимость осознанного и мудрого терпения перед лицом предписанного. А коль скоро происходящее вокруг нас и с нами самими не выходит за рамки предписанного и неизбежного, Всевышний обязывает сторониться проявления чрезмерной скорби и ликования. Весьма поучительным и полезным является тот факт, что, предписывая проявлять стойкость, Всевышний открывает человеку особую мотивацию: благородно переживаемые нами тяготы очищают от греховности и поднимают нас на новые уровни духовного совершенства.

Известные людям физические недостатки и отклонения в здоровье упоминаются в Коране десятки раз. Примечательным является то, что основная часть тех упоминаний не подразумевает физических смыслов, а указывает на моральную или духовную ущербность. Глухота и слепота, в частности, употребляется в смысле закрытости перед очевидными истинами: «К вам уже явились наглядные знамения от вашего Господа. Кто узрел, тот поступил во благо себе, а кто был слеп, тот навредил себе...» («аль-Анам», аят 104). «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» («аль-Хадж», аят 46).

Всевышний не делит людей по физическим признакам. Обращаясь к человечеству словами «о, человек! о, люди! о, верующие!», Он учит осознанию нашей принадлежности к единого рода созданиям, единой человеческой семье, где действительным критерием превосходства одних перед другими является лишь степень богобоязненности.

Достаточно часто религиозные источники приоткрывают нам завесы законов бытия, недоступные для понимания простой человеческой логике. Они учат, в частности, что степень божественной поддержки, а также наш удел (ризк), проявляемый в материальном достатке, рождении детей, возможности получать знания, наслаждаться физическим и моральным здоровьем, непосредственно зависит от того, как мы поддерживаем своих больных и немощных. В хадисах по этому поводу мы читаем следующее: «Разве как-то иначе, кроме как через ваших немощных, вам оказывается (божественная) поддержка и даруются средства к существованию?».

«Воистину, Создатель поддерживает это общество посредством самых немощных в нем: через их взывания, молитвы и искренность».

«Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, и тогда к вам проявит Свое милосердие Тот, Кто на небе».

Дорогие единоверцы, давайте будем помнить, что одна из составляющих мудрости заключается в выработке адекватного отношения к самому факту наличия тягот и бед, когда они воспринимаются неизбежной частью бытия, призванной играть роль испытания и очищения.

Давайте будем проникновеннее изучать Книгу Аллаха и хадисы Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также удивительные свидетельства из жизни величайших личностей ислама, которые прекрасно осознавали, что общество на столько имеет право рассчитывать на божественную поддержку и заботу, на сколько само поддерживает и защищает самых немощных из своих членов.

Давайте будем мудрее перед лицом испытаний, будем искреннее и добрее друг к другу! Возможно, тогда мы заслужим высшей награды — довольства Всевышнего!

Мир вам и благословение Всевышнего.

Руслан Саяхов
заместитель председателя
ДУМ Республики Башкортостан



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.