Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 12(230) /2014/ — Дамир Мухетдинов: Люди веры сообща противостоят современным вызовам
23.12.2014

Дамир Мухетдинов: Люди веры сообща противостоят современным вызовам

10–12 декабря в Москве пройдет Х Международный мусульманский форум «Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности». О его программе, участниках и вопросах, которые вынесены на обсуждение, рассказал Дамир Мухетдинов, ответственный секретарь и руководитель рабочей группы Оргкомитета форума.

— Дамир-хазрат, прежде всего, о названии форума. Объясните, пожалуйста, почему «миссия религии», а не миссия ислама. Означает ли это, что в форуме примут участие представители разных религий, и что речь пойдет об их совместной ответственности перед вызовами современности?

— Ас-салям алейкум. Да, организаторы форума акцентировали внимание именно на слове «религия». Свое участие в форуме уже подтвердили представители православной церкви, протестантов, католиков, иудеев. Сегодня перед мировым сообществом стоят серьезные вызовы, и в ответе за свою паству не только отдельные мусульманские религиозные деятели и имамы. Мы знаем, какие проблемы стоят в Европе в связи с наступлением секуляризма, его влияния на духовность — это и проблема педофилии, и проблема охранения института семьи, ведь сегодня в Европе традиционные святые понятия «отец» и «мать» заменяются на термины «биологический родитель А» и «биологический родитель В». Религиозные деятели совместно должны показать, что все ахль аль-иман, ахль аль-китаб — люди веры, люди Книги находятся на одной стороне в этом противостоянии бездуховности. Именно к людям Писания постоянно апеллирует Всевышний в Коране. Ведь в Священной книге нет водораздела между мусульманами, иудеями и христианами. Там говорится: вы — люди Писания, последователи авраамической традиции, культуры, люди, которые веруют в Господа Бога. Но мы готовы расширить и этот список. Ведь мы могли назвать наш форум «Миссия авраамических религий...». Однако мы понимаем, что буддисты или индуисты не принадлежат к авраамическим религиям, но в своем глобальном учении они на нашей стороне — на стороне веры в Творца, торжества справедливости и правды.

Как правильно говорит патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, мы должны называть правду — правдой, белое — белым. К этому призывает и Священный Коран: «И скажи: пришла истина от Господа...». На другой стороне этого противостояния все современные вызовы. Мусульманский мир, например, сейчас столкнулся с ИГИЛом, по сравнению с которым боевики вчерашней «Аль-Каиды» кажутся просто ребятами в белых перчатках. Мы видим, как стремительно радикализуется мусульманское сообщество на Ближнем Востоке, в центральной Азии. И все эти проблемы — общие. Нас, например, задевает то, что происходит массовый исход христианского населения из стран Ближнего Востока. В этом вопросе мы солидарны с нашими православными братьями, потому что знаем: ни во времена Пророка Мухаммада (мир ему), ни в эпоху праведных халифов не было подобного. Наоборот, там, где был исламский халифат, там себя спокойно чувствовали и иудеи (достаточно прочитать Лиона Фейхтвангера «Испанскую балладу», как он это описывает), и христиане. И только современное общество породило такие угрозы, когда тотально уничтожаются люди по религиозному и национальному признаку.

— Вы определили некоторые из глобальных современных вызовов. А для России — что более всего актуально?

— Одна из серьезных проблем — демографическая. Миграция меняет облик России. В связи с этим у большинства русского православного населения России есть страх и опасения. Какой будет Россия, скажем, в 2050-м году? Согласно статистике, ежегодная убыль населения — один миллион человек. Поэтому количество молодежи и сейчас продолжает сокращаться. Да, в последние годы благодаря ряду мер удалось приостановить превышение смертности над рождаемостью. Но мы вступили в очередную фазу экономического кризиса. Наши чиновники уже заговорили об отмене материнского капитала, о прекращении той социальной поддержки, на которую надеялись россияне. А среди мигрантов мы видим огромный прирост, все больше вчерашних мигрантов получают российские паспорта, а процедуры получения российского гражданства становятся для мигрантов более легкими. Значит, картина будет меняться. На уже сложившийся в России менталитет накладываются разные ментальности и разные традиции. Одно дело, когда 90% этой традиции представляли татары, второй по численности народ в Российской Федерации. Кстати, наши классики татарами называли и мусульман Кавказа, и мусульман Средней Азии. Сейчас эта схема трансформируется, и ни татары, ни мусульманское сообщество в целом не имеет единого ответа, что будет в дальнейшем. Иностранные агенты понимают, что Советский Союз в 90-м году распался по национальному признаку. И почему бы сейчас, рассуждают они, не повторить ту же игру и не развалить Россию по религиозно-национальному признаку? Не отколоть от нее, например, Кавказ с его огромными проблемами? А потом взяться за Татарстан, Башкортостан... В этой связи сейчас на первый план выходит вопрос, идентичности и самоидентификации последователей ислама. Мусульманин — он кто? Прежде всего — гражданин, потом мусульманин, а потом татарин? Или — сначала мусульманин, потом татарин, а потом уже гражданин? Вариативность здесь есть. И от того, как каждый для себя ответит на эти вопросы, зависит многое. Если Россия для него — единая страна, ради которой он готов отдать жизнь, как делали это его деды и прадеды, чтобы сохранить ее ради своих детей, — это одно. А если начнутся проблемы? Некоторые считают, что в рай попасть легче не из спокойной Москвы, а из военного Тикрита? — и переезжают в Ирак, в Ливан, в Сирию, чтобы там отдать свою жизнь, стать «мучеником» и попасть в рай. Отсутствие самоидентификации, отсутствие ответа на вопрос — кто ты есть на самом деле, каково твое предназначение — одна из важнейших современных проблем. Плюс западный мир задает нам новый дискурс, чтобы на первое место в новостях встали вопросы защиты прав ЛГБТ-сообщества и прочее. Слава богу, в России пока у нас другие проблемы стоят на первом месте. Прежде всего, социальные. Социальная проблематика — это замечательно, но без духовности не сохранить государства. Без духовности не сохранить семью.

— Предстоящий форум — юбилейный, десятый. Нет опасений, что он будет сведен к парадным выступлениям, а до обсуждения больных вопросов дело не дойдет? Что вы можете сказать более конкретно о программе форума?

— В этом году мы ограничимся приветствием от председателя Оргкомитета форума, главы ДУМ РФ и Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина. Далее у нас запланированы три панельных дискуссии и три разные темы. Первая — «Духовно-нравственные ценности авраамических религий», где выступят мусульмане и представители других религий и культур. Вторая — «Евразийская интеграция и исламский мир», где речь пойдет непосредственно о роли мусульман, их роли в мире в целом и в России, в частности. Третья — взаимодействие государства, общества и религиозных объединений.

На второй день ректора исламских учебных заведений продолжат дискуссии, но уже в той парадигме, которую задал президент России В. В. Путин на встрече с религиозными деятелями в Уфе. А он, на мой взгляд, обозначил очень важные проблемы. Одна из них — возрождение отечественной школы богословия. Это тот случай, когда говорят — зри в корень! Когда нет своей богословской школы, можно издать какие-то пособия, две-три книги, но это глобально не решает проблемы. Нам надо возродить то, что было создано нашими предками сто лет назад, когда была джадидская система образования, когда наши медресе фактически по своему статусу были похожи на университеты, когда российские мусульманские богословы Российской империи были всемирно признанными учеными, когда Ризу Фахретдина в 1926 году в Мекке избрали вице-президентом Всемирного мусульманского конгресса, а Муса Бигиев мог написать письмо шейх уль-исламу Османской империи и поспорить с ним на богословские темы на любом языке — фарси, турецком или арабском. Вот что мы потеряли и вот что нам необходимо возродить! Когда мы создадим близкую к этому научную богословскую школу, когда наши ученые смогут сами интерпретировать богословские темы, давать уникальные переводы и все это с учетом российских реалий — мы получим новый качественный продукт в деле подготовки мусульманского духовенства.

— Когда Вы говорите о богословской школе, Вы имеете в виду ханафитский мазхаб?

— Мы всегда говорим, что традиционно у нас превалируют две школы — ханафитская и шафиитская. Поэтому во второй день форума первое пленарное заседание будет посвящено актуализации ханафитского богословского наследия, а затем состоится круглый стол, на котором речь пойдет о воссоздании школ исламского богословия на постсоветском пространстве. Опять же мы не ограничились рамками СНГ. Мы хотим понять, как живут наши прибалтийские братья — в Эстонии, Латвии, Литве, как они живут в Румынии. Мы пригласили религиозных лидеров, муфтиев из этих стран. Конечно, у нас широко представлены ректора учебных заведений Северного Кавказа, где преобладает шафиитский мазхаб. Они будут основными спикерами этого круглого стола. Ведь сугубо серьезных противоречий между ханафитской и шафиитской школой права нет.

— Декан Восточного факультета СПбГУ, директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский считает, что для возрождения богословской школы в России необходимо тесное взаимодействие исламских учебных заведений со светской наукой — исламоведением и востоковедением. Она будет представлена на форуме?

— Да, и очень широким кругом ученых. Во-первых, сам М. Б. Пиотровский выступит в роли модератора на научно-практическом семинаре, на который соберутся представители высших исламских учебных заведений в лице ректоров и все ведущие исламоведы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, а также представители министерства образования и науки РФ. В рамках семинара и будет поставлен вопрос о разработке концепции — кого готовят мусульманские учебные заведения и для чего? Эта концепция в рамках поручения Минобрнауки разрабатывается совместно. На третий день у нас состоится вообще уникальная дискуссия. Впервые в России в рамках молодежной конференции мы собираем выпускников зарубежных и российских исламских вузов. В дискуссии примут участие исламоведы МГУ, СПбГУ и других ведущих вузов России. Мы хотим понять, каков уровень подготовки наших выпускников, на что они способны? Наши выпускники глубоко не знают, на что способны востоковеды — исламоведы, арабисты, иногда считают их дилетантами в вопросах исламского богословия. А у тех — такое же поверхностное представление о выпускниках исламских вузов. А ведь некоторые из них закончили магистратуру, кто-то уже защищает кандидатские и докторские диссертации. То есть за последние 20 лет российская мусульманская умма возмужала. В ней появились достойные люди. Я всегда в пример привожу Шамиля-хазрата Аляутдинова — тираж его книг приблизился уже к миллиону экземпляров. Их читают и в странах СНГ, и во всем русскоговорящем мире. Мы запланировали научную дискуссию с участием ученых-исламоведов и представителей исламских вузов. Она называется «Толерантность или плюрализм: о чем говорит Коран». Специально к ней доктор Тауфик Ибрагим подготовил новую книгу о кораническом гуманизме. Я думаю, будет интересно.

Мы постарались на три дня работы форума сделать разные площадки. Тюркологи идут на Фаизхановские чтения и отдают дань памяти Хусаину Фаизханову и Исмаилу-бею Гаспринскому, 100-летие со дня смерти которого проходит в этом году под эгидой ЮНЕСКО. Поэтому, кстати, организационный комитет ЮНЕСКО выступает одним из соорганизаторов нашего форума. Каждый найдет интересную для себя площадку.

Я как руководитель рабочей группы Оргкомитета форума на протяжении уже 10 лет, как один из тех, кто стоял у истоков этого проекта, могу дать точный ответ, что нам дал Форум. Я посмотрел резолюции предыдущих форумов. Что было в них? Учредить журнал «Минарет», создать и запустить сайт «Мусульмане России» — www.dumrf.ru, портал «Ислам в РФ» — IslamRF.Ru и другие. Все это родилось из постановлений форумов. Форумы обязывали мусульманскую умму выдавать концептуально новые продукты, которые служат уже несколько лет интересам общества, интересам мусульман. Я уверен, что в резолюции предстоящего форума будут также содержаться некоторые механизмы, которые будут способствовать гармонизации отношений с государством, обществом и конфессиями. Кроме того, будет дана оценка того, что происходит на Ближнем Востоке, в Европе и западном обществе в целом. Основной состав участников форума, это надо подчеркнуть, — молодые богословы, имамы из большого числа субъектов РФ. Ведь как раз в дни форума, с 7 по 20 декабря, в Москве проходят курсы повышения квалификации, в которых принимает участие более 250 человек. Впервые в них принимают участие представители СНГ — Киргизстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Белоруссии; впервые — имамы из российского Крыма. Муфтии Казахстана и Кыргызстана обратились к нашему духовному лидеру шейху Равилю Гайнутдину с письмом, чтобы мы в России на базе Московского исламского института провели переподготовку кадров для этих стран. Когда мы посмотрели списки тех, кто направляется в Москву, мы удивились. Это не рядовые имамы, это уровень имамов-мухтасибов и казыев. То есть стороны очень ответственно подошли к этому вопросу. Поэтому мы постарались максимально привлечь ведущих профессоров — преподавателей столичных вузов, чтобы показать те наработки, те достижения, которыми мы гордимся. Мы понимаем, что тем самым мы выстраиваем некий мост между нашими братскими республиками.

— Программа форума — насыщенная, участников — много и из России, и из СНГ. А дальнее зарубежье кем будет представлено?

— Я считаю, что в этом году знаковым событием является первый официальный визит главы Управления по делам религии Турецкой Республики, муфтия доктора Мехмета Гёрмеза. Муфтий Турции также является председателем президиума Евразийского исламского Совета, объединяющего мусульманских духовных лидеров европейских стран и входит в пятерку самых влиятельных людей своей страны. Стоит отметить прекрасные результаты государственного визита нашего президента Владимира Путина в Турцию, прошедшего буквально на днях. Поэтому визит турецкого муфтия — визит очень высокого уровня.

Участником форума станет наш учитель шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Он приезжает с презентацией шести своих книг, это его вклад в дело васатыйи — умеренного, серединного ислама. Он будет выступать в первый день форума одним из основных докладчиков. Приезжает и наш брат, который стал в последнее время частым гостем России, шейх Али Мухеддин аль-Карадаги. Он совсем недавно был на Кавказе. Я считаю, что последние несколько лет Всемирный союз мусульманских ученых внес значительный вклад в стабилизацию ситуации на Северном Кавказе. Этому способствовали и принятые фетвы, и Московская исламская богословская декларация от 26 мая 2012 года, и визиты, и то внимание, которое Союз мусульманских ученых уделил этому региону.

Еще один важный момент — на форум приезжает представительная делегация из Китая. У нас давно уже не было представителей из этой части уммы. Будут гости из Индонезии, самой крупной мусульманской страны мира.

Разумеется, будут высокие гости из Исламской Республики Иран. Эту страну представляет аятолла член Высшего совета стражей Исламской культурной революции, руководитель международного исламского центра города Кум, ректор Международного исламского университета «Аль-Мустафа» Али-Реза Арафи и глава Всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов аятолла Али Тасхири. Таким образом, получается, что основные гости Форума — из Турции, Ирана, Катара, Китая, Индонезии. Это по одну сторону. По другую — европейские страны, главы мусульман Польши, Финляндии, Румынии, Беларуси и др. То есть мы собираем все евразийское пространство, которое и определяет сегодня политику, которое и должно высказаться, как правильно от Лиссабона до Владивостока выстраивать отношения, чтобы мир не погрузился в очередную пучину конфликтов и насилия.

— Вы ждете конкретных итогов, практических решений от юбилейного форума?

— Мы хотим трансформировать форум в постоянно действующую площадку в виде общественной организации или организации иной формы, чтобы в его состав вошли крупнейшие духовные авторитеты мира. Это должна быть не сугубо религиозная организация по примеру Евразийского исламского совета с центром в Стамбуле. Это не союз улемов, которые дают фетвы. Мы не хотим конкурировать со Стамбулом, Дохой или Эр-Риядом. Наша задача — иметь площадку именно в Москве, столице крупнейшей евразийской державы, которая объединяет всех и вся и граничит с огромным количеством стран. Количество мусульман в России растет, поэтому в мировой умме они будут играть еще более значимую роль. И наличие такой постоянно действующей площадки, которая бы объединяла и религиозных деятелей, и общественников, и политиков, и бизнесменов, и была бы при этом мобильной — необходимо. Я не удивляюсь, если участники форума предложат в следующем году провести XI форум, например, в Стамбуле, Тегеране или каком-нибудь другом городе. Мы выходим на создание такой площадки и выполняем миссию, возложенную Господом Богом, — говорить о прекрасном примере взаимоотношений российских мусульман, чем и занимались наши предки сто лет назад. А они строили мечети в Японии, Средней Азии, Финляндии, Польше. Думаю, что и Западная Европа не останется без нашего внимания, иншаАллах.

— Благодарю вас и желаю успехов форуму!

Беседовала Ольга Семина



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.