Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 12(230) /2014/ — Мозаика
23.12.2014

Коллекция цитат

Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.

Мухаммед аз-Захири ас-Самарканди,
персидский поэт (XII век)

Даты и события октября

11–125 лет со дня рождения педагога, детского писателя, переводчика, автора учебников Гарифа Богданова (1889–1955)

12 — День Конституции РФ

25–90 лет со дня рождения Махмуда Актуганова (1924–1971), Героя Советского Союза.

26–100 лет со дня рождения Дани Закирова (1914–1985), узбекского композитора, дирижера.

28–165 лет со дня рождения Карла Залемана (1849–1916), востоковеда.

30–85 лет со дня рождения Фаниля Асянова (род. 1929), башкирского писателя.

Восточная мудрость

Человек с камнем

Шел я по зной долине. Миновав ее, увидел крутой склон. Какой-то человек спустился, взвалил на спину большой круглый камень, поднялся на гору и скатил камень вниз. Потом снова спустился, взял камень, втащил наверх и опять скатил вниз. Втаскивая камень на гору, он тяжело вздыхал, скатывая же под гору, громко смеялся. Я спросил его:

— О брат, зачем ты так надрываешься, а потом смеешься?

Он ответил:

— Благодаря этому камню я переживаю и горе и радость. Я владею всего-навсего ничтожным камнем, а мои и горе и радость безмерно велики. Многие владеют тысячами золотых слитков с этот камень, но они лежат втуне, не принося им ни горя, ни радости.

Мне это понравилось. Как прекрасно он сказал такими скупыми и простыми словами!

Волк в кузнецах

Однажды волк напал на осла и хотел его сожрать. Осел сказал ему:

— Знаю, ты съешь меня, но исполни мое последнее желание: у меня в копыте застрял осколок гвоздя, вытащи его.

Волк разинул пасть и потянулся к ноге осла, чтоб вытащить осколок. Осел лягнул обоими копытами и выбил ему зубы. Таким образом, волк уже не мог съесть осла.

Волк сказал:

— Отец-то мой был чувячником, нечего мне было лезть в кузнецы.

Из книги
Сулхана-Саба Орбелиан (1658–1725)
«О мудрости
вымысла» (М., 1951).

Диалог цивилизаций

В 1908 г. в типо-литографии т-ва И. Н. Кушнеров и К° вышел иллюстрированный географический сборник «Азия». Составителями его были А. Крубер, С. Григорьев, С. Чефранов. Среди работ, представленных в сборнике — труд В. Пери-Фогг «Джидда», отрывки из которого мы публикуем.

На четвертый день по выходе из Суэца мы уже приближались к Джидде... Город со стороны моря имеет довольно красивый вид; его высокие, чистенькие на вид, белые здания расположены вдоль залива на протяжении более одной мили. На заднем плане поднимается высокая горная цепь, за которой в пятидесяти милях далее в глубь страны находится священный город Мекка. Джидда окружена высокими стенами с башнями; на углах, обращенных к стороне моря, построены два сильных форта. На трех сторонах города ворота открыты для всех безразлично, но на восточной стороне, обращенной к Мекке, проходить через ворота разрешается только мусульманам...

К пароходу причалила лодка под турецким флагом; прибывший на ней чиновник санитарной полиции подал оловянный ящик, в который и были опущены корабельные бумаги. Бумаги эти были окурены, затем осмотрены и найдены в исправности, после чего чиновник взобрался на пароход в сопровождении морского офицера Юсуфа-эффенди, сообщившего капитану, что триста пилигримов, или «хаджи», желают быть принятыми на пароход.

Юсуф-эффенди, хотя природный араб, говорил очень хорошо по-английски, по-французски, по-итальянски и по-турецки и вежливо пригласил нас воспользоваться его лодкой для того, чтобы съехать на берег. Как раз в тот самый день после обеда должна была происходить торжественная церемония отвоза на турецкий военный корабль шелковой завесы, висевшей в меккской мечети перед священною Каабою. Турецкий султан ежегодно приносит в дар новую завесу, прежняя же возвращается в Константинополь, где ее разрезают на мелкие куски и раздают правоверным, которые смотрят на эти куски, как на самую драгоценную святыню.

Верные стекаются сюда со всех магометанских стран всего земного шара: из Персии и Индии, с южных берегов Средиземного моря и западных берегов Африки, при чем нередко их сопровождают также жены и дети. Тысячи пилигримов на пути своем чрез пустыни терпят невероятные лишения и многие погибают в дороге; но они веруют, что смерть во время паломничества обеспечивает немедленный вход в рай. Коран дозволяет им заниматься в пути мелочною торговлей, в размере, необходимом для покрытия издержек путешествия. Но занятие это не должно отвлекать пилигримов от самого строгого исполнения религиозных обрядов. С прорытием Суэцкого канала облегчилась возможность ездить в Мекку водяным путем, и английские пароходы получают от перевозки пилигримов порядочный заработок. Священный сезон Мекки совпадает с декабрем и январем месяцами, но так как в Аравии счисление ведется лунными месяцами, то сезон этот в христианских календарях является переходящим из года в год...

Пока мы осматривали город, туземные лодки сновали взад и вперед, привозя к нам пилигримов с огромным количеством багажа. Палуба была завалена большими, увязанными веревками, сундуками и узлами, так что пароход наш походил на эмигрантский корабль, отправляющийся из Голландии. По мере прибытия пилигримов на пароход старший лейтенант отбирал у них оружие, состоявшее преимущественно из старинных, оправленных в серебро сабель и кинжалов, у большинства которых клинки оказались довольно плохими. Некоторые из пилигримов с видимой неохотой подчинялись этой мере, необходимой тем не менее для предупреждения возможных случайностей; им объясняли, что, по прибытии на место, оружие будет возвращено каждому по принадлежности.

Во время богомолья хаджи очень строго выполняют обряды омовения и молитв с коленопреклонениями. Днем они расходятся в разные стороны и все время проводят в том, что едят, пьют... и читают Коран. В часы, назначенные для молитвы, раздается резкий голос муэдзина. Тут начинаются шум и суматоха. Спящие просыпаются и протирают глаза, чубуки откладываются в сторону, после чего приносится вода для омовения на ту часть палубы, которая отведена для «знатных», и слуги начинают возливать ее на руки своих господ. Расчесав бороду и окончив туалет, каждый расстилает пред собой заранее приготовленный для этого чистый половичок или ковер; потом все устанавливаются рядом, оборотясь лицом к Мекке. Мулла в качестве главы правоверных становится несколько впереди, и по окончании всех приготовлений начинается церемония. Сначала богомолец стоит в продолжении нескольких минут потупив голову, при чем время от времени прикладывает руки к глазам, как бы для того, чтоб изгнать из своих мыслей все земное. При совершении этих эволюций каждый с точностью подражает всем движениям муллы. Потом, закрыв глаза с видом глубокой набожности, все начинают повторять вполголоса формулу молитвы, предписанной в первой главе Корана. Молитва эта для магометан имеет такое же значение, как «Отче наш» для христиан. Сначала молитву читают стоя прямо, потом наклонятся несколько вперед и опускают руки вниз; наконец, молящиеся падают ниц, прикладывая голову к небольшому камешку, вывезенному каждым из Мекки. Через несколько минут опять встают и читают другую более краткую молитву, которую тоже повторяют, распростершись по ковру. Вся церемония продолжается около четверти часа, после чего богомольцы встают на ноги, открывают глаза, осматриваются кругом с самодовольным видом, как люди, выполнившие свой долг и уверенные в том, что получат за это награду в будущем мире. Впрочем, наиболее набожные, а также те, кто днем почему-либо не мог с должным усердием выполнить все предписанные религиозные обряды, проделывают вечерний церемониал по два и даже по три раза кряду. Менее же набожные выходят тем временем из рядов, бережно складывают коврики и, закурив трубки, начинают болтать между собой или с неверными «ховаджи», с любопытством созерцавшими эту сцену, и затем ложатся спать.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.