Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 11(229) /2014/ — Прощальная проповедь Пророка
22.12.2014

Прощальная проповедь Пророка

Праздничная проповедь председателя Духовного управления мусульман Москвы, муфтия столицы Ильдара Аляутдинова по случаю мусульманского праздника Ид аль-Адха — Курбан-байрам.

В эти благодатные дни месяца зуль-хиджа мусульмане всего мира отмечают праздник Ид аль-Адха, больше известный среди российских мусульман как Курбан-байрам. Миллионы паломников, приехавшие со всех концов света, находятся возле священной Каабы, совершая обряды хаджа. Вчера все они собрались в долине Арафат и посвятили этот день молитвам и мольбам. Каждый искренне молил о своем, вспоминая свои чаяния и переживания. Уверен, главной просьбой ко Всевышнему была молитва о прощении грехов и проступков, послуживших причиной многих невзгод и бед, обрушившихся на человечество. Многомиллиардное сообщество мусульман вчера молилось, прося мира и спокойствия на земле, прекращения кровопролитий и братоубийств.

Сегодня важно вспомнить об особо благодатном паломничестве, запечатленном на страницах истории, паломничестве заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это был единственный хадж в его жизни, и он несет в себе важные уроки и назидания для всех.

Как известно, за год до своей кончины, на десятый год хиджры, переселения из Мекки в Медину, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) объявил о своем намерении совершить хадж. В Медину съехалось огромное множество людей, желавших принять участие в паломничестве под руководством самого посланника Аллаха. Во время этого паломничества, ставшего самым благодатным и благословенным из всех, Пророк произнес речь, состоявшую из мудрых наставлений и названную впоследствии Прощальной проповедью. Ведь он знал, что многих своих сподвижников, преданно любивших его, он видит в последний раз...

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воззвал: «О люди, внемлите моим словам, ибо не знаю, увижу ли я вас снова здесь, на этом месте после сего года. Поистине, ваша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же священны, сколь священен сей день, сей месяц, сей город (Мекка). Поистине, Господь запретил вам проливать кровь и посягать на имущество других подобно тому, как запретил это в данном городе в столь священный день и месяц.

Без всякого сомнения, вы встретитесь с вашим Господом, и Он спросит о ваших поступках и деяниях. Я же довел до вас то, что было на меня возложено. Пусть тот, кому что-то вверяется на хранение, возвращает это его владельцу (будьте надежны в вверенном вам)!»

Так же пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) завещал нам страшиться Божьего гнева, соблюдая права и свободы женщин! Он уделил особое внимание правам жен и правам мужей. Среди произнесенного были такие слова: «Относитесь к женам благожелательно, ибо, поистине, они привязаны к вам словно пленницы и ничем не обладают единовластно (женясь, вы всецело отвечаете за них пред Богом). Ведь вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак».

Затем он произнес: «Прислушайтесь, о люди, к моим словам! Поистине, я донес до вас возложенное на меня. И я оставил для вас то, руководствуясь чем, вы никогда не собьетесь с пути истинного. Это — Священное Писание и жизненный путь Пророка!

О люди, внемлите моим словам и осмыслите их. Твердо знайте, что мусульманин — брат мусульманину и что все мусульмане — братья. И недозволительно человеку брать что-либо из принадлежащего другому, кроме того, что тот передаст ему по доброй воле. Так не притесняйте же самих себя (нанося ущерб другим)!

О люди, Всевышний дал каждому его права. Не полагается доля завещания наследнику [поверх того, что он законно получил]. Дети принадлежат тому, у кого они родились. Касательно прелюбодеев: они обречены на лишения.

Гнев Аллаха, проклятие ангелов и всех правоверных на том, кто вздумает утверждать, что относится к роду иному, нежели его отец, и на том, кто претендует на чужих родственников. Аллах не примет от таковых ни возмещения, ни оправдания.

О Господи, донес ли я возложенное на меня?

Поистине, вы предстанете пред вашим Создателем! Так не посягайте на жизнь друг друга после меня, предавшись старым, языческим заблуждениям!

Пусть присутствующий передаст это наставление отсутствующему. Возможно, тот, кому оно будет передано, поймет и воспримет его лучше того, кто находится здесь и слушает.

О люди, поистине, не будет пророка после меня и не будет общины после вас, так поклоняйтесь Единому и Единственному Господу, совершайте пять молитв, соблюдайте обязательный пост, выплачивайте закят с вашего имущества по своей воле, совершайте хадж к Дому Господа, подчиняйтесь вашим [законным] правителям, и вы войдете в Рай. Завтра (в Судный День) вы будете спрошены обо мне. Что же вы скажете?»

Сподвижники Пророка ответили: «Мы засвидетельствуем, что ты донес до нас религию, что ты добросовестно выполнил свою миссию, что давал нам советы и наставлял нас». После этого Пророк, указав на присутствующих людей, трижды воскликнул: «Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи!»

Прощальная проповедь Пророка... По сути, каждый верующий должен знать ее наизусть и стремиться следовать ей в своей жизни. Она объемлет практически все стороны нашей жизни и напоминает о спросе за нее перед Господом миров, Всевышним Создателем.

В этой проповеди Посланник несколько раз обращается то ко Всевышнему, то к собравшимся и спрашивает: «Донес ли я до вас возложенное на меня, выполнил ли я свою миссию?» Люди в один голос восклицали: «Да, мы засвидетельствуем об этом перед Создателем в вечности». Что кроется за этими пророческими вопросами? С одной стороны, чувство ответственности перед Всевышним за возложенную миссию, а с другой, напоминание многомиллиардному сообществу его последователей, что теперь они остаются с оставленными назиданиями и наставлениями наедине и будут лично нести ответственность за то, каким образом они им последуют, живя в соответствии с их содержанием.

Ислам требует от своих последователей, чтобы они обладали живой и проникновенной совестью, благодаря чему будут соблюдаться обязательства перед Всевышним и права людей, а поступки людские будут защищены от нерадивости и инертности. Поэтому каждый верующий должен быть амином, то есть ответственным и достойным доверия. Амана — это обязанность, которой трепетно следовали наши предшественники и заповедовали друг другу, прося помощи у Аллаха, дабы Он помог им соблюсти ее. Стоит задаться вопросом: на должном ли уровне сейчас и сегодня находятся эти качества?

Понятие амана имеет и такое значение: добросовестное отношение человека к исполнению всех, без исключения, обязанностей, которые на него возложены, полная самоотдача для достижения образцового результата в своей работе. Ведь разложение нравов и устоев в обществе, наверно, начинается c безответственности, легкомыслия и безразличия.

Средства, которые вверяются нам для того, чтобы мы хранили их на протяжении оговоренного времени, а затем по требованию вернули обратно — это тоже амана, за которое мы понесем ответ в День Суда.

Переселяясь в Медину, Пророк оставил в Мекке своего двоюродного брата Али, чтобы тот мог вернуть язычникам средства, вверенные ему на хранение, хотя эти люди подвергли Пророка всевозможным испытаниям и вынудили покинуть родные земли. Однако благородный человек никогда не опустится до уровня ничтожных качеств!

Несправедливость и невежество, упомянутые в Священном Коране — это два бедствия, обрушившиеся на человеческую сущность (фитра), и человеку предписано пройти испытание в борьбе с ними. Его вера не будет искренней до тех пор, пока он не очистит ее от несправедливости.

«Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них — безопасность, и они — на верной дороге» (сура 6, аят 82).

Набожность человека не будет полноценной, пока она не очистится от невежества:

«Воистину, трепет перед Всевышним испытывают из Его рабов только знающие; поистине, Аллах велик, прощающ!» (сура 35, аят 28).

Сегодня, в светлый день праздника Ид аль-Адха, молим Всевышнего даровать каждому из нас целеустремленность и желание обладать высокими человеческими качествами и истинной верой. Мы молим Его о низведении мира и спокойствия на земле во имя процветания человечества.

4 октября 2014 г. (10 зуль-хиджи 1435 г. Хиджры),
Московская Соборная мечеть
Публикуется с сокращениями



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.