Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 11(229) /2014/ — Мусульманские меньшинства
22.12.2014

Мусульманские меньшинства

Одной из проблем современного изучения шариата является его соотношение с мусульманами, проживающими на территории таких государств, где большинство населения составляют представители других религий. Причина проблематики заключается в том, что с одной стороны клише и ярлыки, навешенные в некоторых государствах и регионах, на ислам в целом и шариат в частности, не дают возможности взглянуть на проблему объективно. С другой стороны, часть мусульман порой излишне чрезмерно, резко и радикально пытается в данное время соотнести себя с шариатом как с равноправной (на федеральном уровне) системой законодательства. При этом не учитывается реальное положение мусульманских общин в государствах, где они являются меньшинством. Часть мусульман даже обижается на этот термин, хотя понятие «меньшинство» не является каким-то оскорбительным — оно лишь констатирует факт.

Статус меньшинств

Общества и власти тех государств, в которых проживают мусульманские меньшинства, иногда воспринимают их в качестве проблемы, поскольку мусульманские общины часто сложно адаптируются к стремительно меняющемуся западному обществу. С укоренением все большего количества мусульман в обществах Северной Америки и Европы все более глубокий характер принимает воздействие мусульманских общин на западный социально-политический ландшафт разными способами. С точки зрения западной элиты «противник засел изнутри». Проблема восприятия Западом ислама и мусульман как чего-то чуждого, отнюдь не нова — именно так ислам воспринимался на Западе все последнее время.

Для мусульман же проблематика их статуса заключается в том, что, являясь меньшинством, последователи ислама часто не могут в полной мере реализовывать требования своей религии, не могут использовать социальный, экономический потенциал ислама как всеобъемлющей религии и системы. Кроме того, мусульманские меньшинства часто сталкиваются с проблемами дискриминации их прав и свобод.

Также исторически в исламском этическом и правовом наследии статус мусульманской общины как меньшинства, практически, не ставился и не был достаточно осмыслен. Хотя известно, что изначально мусульмане были как раз меньшинством, и положение мусульман на Западе или в России, по сути своей, похоже на положение первых мусульман в Мекке или Эфиопии. Но поскольку мусульмане достаточно быстро перешли из статуса меньшинства в большинство, исламская цивилизация в основном стала восприниматься цивилизацией большинства. Концепция же меньшинств разрабатывалась мусульманскими учеными как раз для интеграции представителей других религий в исламскую систему гражданства.

Тем не менее, на сегодняшний день наличие мусульманских меньшинств является непреложным фактом. И именно в этом статусе мусульмане становятся все более привычной частью западного мира. Причем настолько, что, на взгляд некоторых ученых, сегодня уже некорректно говорить о «мусульманах на Западе», поскольку эта формулировка подразумевает их кратковременное пребывание там. Более правильным, по их мнению, будет говорить о «мусульманах Запада», что подразумевает уже их постоянное присутствие и проживание в этой части света.

Но это — позиция мусульман. На Западе же доминирующим стало мнение о мусульманах как о «чужих» и «чуждых» западной цивилизации. Это произошло в Европе, а впоследствии и в Америке. Причем произошло это, несмотря на более чем тысячелетнюю историю взаимоотношений между мусульманским и западным мирами. Причины этого, в частности, вытекают из истории противостояния между: сначала европейским христианским и мусульманским миром, а затем светскими европейскими национальными государствами и мусульманским миром через ряд военных, богословских, интеллектуальных и культурных столкновений.

Не чуждый ислам

Следует отметить, что для западных мусульман основным примером исторического взаимодействия и соседства исламской и западной христианской цивилизации являются 800 лет существования Андалусии. Российский же опыт взаимодействия двух цивилизаций на протяжении вековых отношений Московского государства, татарских ханств и кавказских обществ на Западе известен в гораздо меньшей степени. Хотя, очевидно, что солидный российский опыт взаимоотношений мусульман и христиан в границах одного государства, как и советский опыт единого для всех народов «социалистического общежития» в плане неизбежного сближения и срастания представителей разных культур и традиций, не менее примечателен, чем почти 800-летнее управление мусульманами Андалусией.

Тот факт, что мусульманская Испания являлась в огромной степени мультикультурным и толерантным обществом даже до изобретения самих этих понятий, оказалось позабыто в пылу культурного дистанцирования и политической травли «чужаков».

Однако современная реальность показывает, что ислам и мусульмане никак не могут рассматриваться в качестве «чужаков». Современные мусульманские мыслители отмечают, что растущее мусульманское население на Западе в сочетании с набирающей обороты глобализацией требуют новой парадигмы взаимодействия между двумя мирами, культурами и цивилизациями. Уже многим экспертам становится ясно, что некогда распространенное клише «Ислам против Запада» не отражает межцивилизационных реалий. Более грамотным подходом является использование новой модели и системы координат — «Ислам на Западе». Но если в отношении Запада справедливо утверждение, что ислам не является чем-то «чуждым» для него, являясь его неотъемлемой частью, то в отношении России данное утверждение во много раз справедливее. Подобной позиции придерживается сегодня абсолютное большинство современных немаргинальных российских исламских общин, сил и ресурсов.

Ислам является неотъемлемой частью и России. Россия как государство не могла бы состояться без ислама и мусульман. Перефразируя слова Н. Карамзина, Россия обязана мусульманам своим рождением, становлением и величием. И действительно — по сути, от князя Владимира, чуть было не принявшего ислам, до В. Путина, прямо назвавшего Россию «христианско-мусульманской державой», наше государство ни дня не было чисто русским или православным. На самом деле и при князьях, именовавшихся каганами, и при царях, возводивших свою власть к «милости Владыки миров» в их грамотах и которым советовали обращать внимание на «правду турецкую» (т. е. шариат), влияние мусульманского фактора на российскую действительность было огромным. Остается оно таковым и на сегодняшнем этапе.

Следовательно, убеждение в неизбежном, предрешенном и непреодолимом конфликте и противостоянии ислама и Запада, или ислама и России — глубоко ошибочное прочтение реальности. «Ислам как вера не противостоит Западу» — утверждают современные мыслители, и они, несомненно, правы. И если между исламом и Западом возникают некоторое непонимание и нестыковки, то это не тотальное противоречие, а разница во взглядах на те или иные частности. Проблема заключается отнюдь не в конфликте между христианством и исламом; как не между исламским и западным миром; или исламской и русской культурой. Конфликт присутствует в совершенно других измерениях — прежде всего, на геополитическом уровне, когда одни центры силы пытаются подчинить себе другие, используя при этом и этно-религиозные факторы.

Исходя из всего этого, современное мусульманское присутствие на Западе и в России не должно восприниматься как вторжение «враждебной» и «чуждой» культуры. Напротив, это следует рассматривать как шанс, уникальную возможность для развития культурного, экономического и политического взаимодействия, обогащающего и дополняющего друг друга.

При работе использовались материалы книги Р. Курбанова «Фикх мусульманских меньшинств» (М.: ИД «Медина», 2011).
(Продолжение. Начало в №№ 220, 221, 222, 223, 224–225, 226, 227)



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.