Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 11(229) /2014/ — Мозаика
22.12.2014

Коллекция цитат

Друзья, я все чаще терзаюсь, гадая:
Так что же оставлю вам — вас покидая?
Оставлю вам Солнце без шрама и трещины.
И Землю, что тоже вам мною завещана,
Оставлю — и старым и малым в угоду —
Горячий огонь и текучую воду,
И землю, и солнце, и воду, и пламя, 
О прочем — извольте заботиться сами.

Мустай Карим (1919–2005)

Даты и события октября

3 — День Ашура, день поминовения пророков и посланников Аллаха.

— 145 лет со дня рождения Василия Бартольда (1869–1930), ученого-исламоведа.

4 — День народного единства.

9 — Международный день против расизма, фашизма и антисемитизма.

17 — 210 лет со дня основания Казанского университета (1804).

23 — начало месяца сафар.

28 — 440 лет со дня основания города Уфы (1574).

Диалог цивилизаций

Ежегодно тысячи российских мусульман совершают паломничество к святым местам. Как это было в далеком XIX веке представил в своем очерке, опубликованном в газете «Врач» в 1898 году, Александр Михайлович Левин (1861 — после 1911), терапевт, инфекционист, доктор медицины, профессор. А. М. Левин неоднократно участвовал в экспедициях в Индию и Среднюю Азию для организации борьбы с эпидемиями чумы.

Паломники, направляющиеся в Мекку, посещают обыкновенно и Медину, при чем большинство прибывает сначала в Мекку, проводит здесь праздник Курбан-байрам, и затем уже отправляется в Медину и либо возвращается назад и уезжает через Джедду, либо отправляется из Медины в порт Ямбо. Некоторые же пребывают прямо в Ямбо и посещают сначала Медину, а потом Мекку. Относительно числа русско-поданных, прибывающих ежегодно в Мекку, опять-таки, вполне точных сведений не имеется. Единственный сколько-нибудь надежный источник — это сведения Джеддского карантинного управления. По этим сведениям, заключающихся в донесении секретаря русского консульства в Джедде, г. Никитинскова, русско-поданных паломников прибыло: В 1883 г. через Джедду 6136 чел.; через Ямбо 1144 чел.

1884 г. — 3 349 чел.; — 416 чел.

1895 г. — 4 714 чел.; — 1142 чел.

Еще меньше данных имеется относительно распределения паломников по отдельным местностям России, так как собирание этих сведений началось лишь со времени учреждения русского консульства в Джедде и сопряжено с громадными затруднениями. Приблизительное понятие о распределении паломников в этом отношении можно составить себе в прилагаемой таблице, заключающей в себе результат опроса 3097 паломников из 5856, прибывших в 1895 году. Из этих 3097 человек 1727 прибыли северным путем, а 1370 южным (через Афганистан и Бомбей). Казанская губерния — 75 Московская губерния — 32 Нижегородская губерния — 4 Оренбургская — 4 Самаркандская — 13 Самарская — 5 чел. Данные приводятся мною в сокращении Относительно возраста паломников можно заметить, что преобладает, конечно, средний возраст; лишь очень немногие берут с собой и детей. На вышеприведенные 3097 человек было моложе 20 лет — 33 чел., а старше 70–97 человек. Колебание числа паломников в различные годы зависит, главным образом, от того, на какой день приходится к данному году праздник Курбан-байрам. Если же приходится в пятницу, то присутствие в Мекке в этот день считается тройной заслугой; если же в понедельник, то двойной сравнительно с теми годами, когда Курбан-байрам приходится на остальные дни недели. Паломники из Восточной России и Кавказа отправляются обыкновенно «северным путем» — через Одессу, Батум, Севастополь и Новороссийск в Суэц. Путь через Афганистан сопряжен с большими затруднениями, ибо афганцы относятся к паломникам крайне подозрительно, особенно к тем из них, кто имеет русский паспорт; их сажают в тюрьму без всякого повода на неопределенное время, а иногда и вешают. Освобожденных же и пропустивших срок паломничества отнюдь не пускают обратно в Туркестан, а препровождают все-таки в Пешавер (Никитников). Перед отправлением в Мекку весьма многие паломники из благоразумия берут с собой только самые необходимые деньги, все же остальное сдают на хранение разным почетным и уважаемым лицам из местных жителей. Некоторые делают это еще раньше в Константинополе и в Бомбее. Из этого организовалась целая особенная промышленность; некоторые из таких приемщиков вкладов на хранение частью систематически утаивают и присваивают себе ежегодно часть доверяемых им денег; другие довольствуются тем, что присваивают себе деньги тех паломников, которые оставив им свой вклад, умирают во время хаджа. Русское консульство в Джедде, со времени его учреждения в 1891 г., старалось всячески убеждать русско-поданных паломников оставлять свои деньги в консульстве и мало-помалу добилось, что сумма таковых с 2000–3000 рублей достигла в 1896 г. до 17500 р., но это, все-таки, лишь ничтожная часть вкладов, оставляемых паломниками в руках частных лиц, — главным образом, потому что консульство не может принимать вклады от беспаспортных, а таковых подавляющее большинство. Для того, чтобы отправиться в Мекку, паломники нанимают верблюдов, обыкновенно по одному на двух, причем верблюдовожатые идут вместе с ними пешком, подгоняя верблюдов. Мекка столь же бедна водой, как и Джедда. В Мекке тоже есть турецкая больница, но, как сообщает г. Ишаев, ни один заболевающий паломник не обращается в эту больницу, ибо за все время ее существования еще не было примера, чтобы кто-либо в ней выздоровел. Поклонившись всем святым местам Мекки и исполнив все связанные с этим сложные обрядности, паломники накануне Курбан-байрама отправляются к близ лежащей горе Арафат, где совершается особое богослужение. Затем эта огромная толпа (в 1895 г. через Джедду прибыло 60421 паломник) двигается в священную деревню Мина, где в особо устроенных бойнях происходит гигантское жертвоприношение, ибо каждый паломник закалывает, по меньшей мере, барана. По возвращении в Мекку главная часть хаджа считается законченной, но большая часть паломников считает своим долгом съездить еще в Медину, на поклонение тамошним святыням.

День в календаре

В память о Поэте

15 октября Россия отмечает 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова. В творчестве великого русского поэта особое место занимает Кавказ. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов», — писал В. Белинский в 1840 году. В разные годы Лермонтов побывал в этом удивительном крае и воспел его в своих произведениях. Фольклор горских народов — легенды и предания, песни — произвели на поэта сильнейшее впечатление и отразились в его поэмах и стихах — «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунжи», «Хаджи-Абрек», «Измаил-Бей», «Кавказ», «Синие горы Кавказа», «Кинжал» и др.

Свои поэтические строки певцу Кавказа посвятили поэты кавказских народов — ингушский Джемалдин Яндиев, народный поэт Дагестана Расул Гамзатов, аварская поэтесса Фазу Алиева, поэтесса Чечни Раиса Ахматова.

***

Я там был рожден, где в сомненье,
Изгнанник печальный, ты жил.
Огонь твоего вдохновенья
Мне сердце и жизнь осветил.

Дж. Яндиев

***

Туман веков, как сумеречный дым,
Плывет по небу, но нерасторжимы
Певец Кавказа, павший молодым,
И сам Кавказ с вершинами седыми.

Р. Гамзатов

***

О Машук, почему на груди твоей
Стряслась такая трагедия,
И сердце остыло, чья кровь горячей
Была, чем источники эти вот.

О Машук, на твоей груди
Находят выздоровление.
Как же ты не сумел спасти
Поручика в чине гения?

Ф. Алиева

***

В грядущее бессмертными глазами
Ты с книжной полки трепетно возьми
Любовь и гнев, прозренье и бессмертье,
Он прожил не до двадцати семи —
Столетья жил и проживет столетья.

Р. Ахматова



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.