Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 9(227) /2014/ — Имам Булат Ишмухаметов: Татары Австралии приняли меня как родного
25.09.2014

Имам Булат Ишмухаметов: Татары Австралии приняли меня как родного

В 2014 году исполняется 20 лет со дня официальной регистрации Ассоциации татар Южной Австралии, а впервые татарские семьи переселились на Зеленый континент еще в середине ХХ века из Китая. Татарская община Южной Австралии — это сравнительно немногочисленная группа. Тем большее уважение вызывает тот факт, что за целый век проживания вне своей исторической родины в инокультурном и инорелигиозном окружении, они сохранили и язык, и религию, и свою идентичность. Летом 2013 года у татар города Аделаида появился свой общинный дом, который служит и для проведения пятничных и праздничных молитв, и для национальных собраний. По просьбе татарской общины Аделаиды (которая, к слову, была озвучена непосредственно президенту Татарстана Р. Минниханову во время его визита в Австралию) в качестве духовного наставника в общину был направлен Булат Ишмухаметов.

— Булат-хазрат, расскажите о том, в чем заключается духовная жизнь татарской общины Австралии и какую роль играет ислам в самосознании татар Зеленого континента.

— Татарская община Аделаиды довольно религиозна, здешние наши соплеменники никогда не забывали о том, что они — татары и мусульмане. Приехав сюда, мне никого не пришлось, условно говоря, обучать суре «Фатиха». Пять столпов ислама, шесть столпов имана здесь знают все, от мала до велика.

Всегда в истории татарской эмиграции община, обосновавшись на новом месте, первым делом строила мечеть и медресе. Мечеть всегда для татарской диаспоры была центром и духовной, и национальной, и культурной жизни. Вопрос о том, чтобы привезти в Аделаиду имама для своей общины, стоял здесь давно, и Всевышний распорядился так, что этим имамом стал я. Имам для такой небольшой махалли, как наша — это человек, который помогает поддерживать и сохранять и религиозную, и национальную идентичность. В этом смысле в моей работе очень сложно отделить, где заканчивается религиозное и начинается национальное, так же как и невозможно провести грань между работой, служением имама и частной жизнью.

— За практически вековое существование далеко за пределами исторической родины татары Австралии наверняка выработали свои собственные рецепты и механизмы сохранения. Можно предположить что и менталитет их отличается от менталитета постсоветских российских татар...

— Мои слова, возможно, удивят имамов мегаполисов, но будут близки и понятны имамам сельской местности. Наша община, несмотря на то, что живем мы в городе-миллионнике, словно одна большая семья или деревенская община — все знают друг друга и воспринимают как близких людей. Недавно один из наших соплеменников угодил в больницу, навестить его там пришел практически каждый член махалли. Меня и мою семью здесь также приняли как родственников.

У здешних татар есть, к примеру, такая традиция — «гаетлэп чыгу». Члены общины в течение нескольких дней или даже недель после двух крупнейших мусульманских праздников — гаитов, навещают всех родственников старшего возраста. И когда я приезжаю один, хозяева удивляются — почему приехал без супруги и сына, то есть воспринимают меня как члена семьи, а не как работника, выполняющего роль имама.

Если к кому-либо из общины приезжает гость — наш соплеменник, все татары считают своим долгом прийти и познакомиться с ним, выразить свое уважение или пригласить к себе на чай. Это называется «кунакны хормэтлэу». А если кто-то уезжает далеко — то к нему наведываются в гости, делают небольшие презенты — юллы. Женщины обычно дарят конфеты, а мужчины — деньги.

Национальное и религиозное воспитание, в основном, дается в семье. К примеру, во многих семьях за правило установлено разговаривать в кругу семьи только на родном языке.

А что касается менталитета, здесь я особых трудностей не почувствовал. Основатели здешней общины родились и выросли в коммунистическом Китае, а я — в коммунистическом Советском Союзе, возможно поэтому никаких сложностей с адаптацией на новом месте, достойных упоминания, я не почувствовал, хотя смена места жительства, естественно, была сопряжена с определенными особенностями.

— Насколько татарская общины Аделаиды встроена в общемусульманский контекст города?

— В Аделаиде, население которого более миллиона жителей, проживает 20 тысяч мусульман, по сути, очень незначительное количество. Однако здесь открыто десять мечетей и молельных домов мусульман разных национальностей. Молельные дома организуются по принципу страны происхождения с тем, чтобы вести проповедь на родном для прихожан языке. Но между собой мы общаемся и поддерживаем друг друга. К примеру, в сборе и подготовке документов, чтобы я смог приехать и начать работу в Австралии, помогала турецкая община. Общность языков и культуры способствует тому, что некоторые татары Аделаиды на пятничную молитву могут заехать в турецкую мечеть или в мусаллю выходцев из Средней Азии — узбеков, уйгуров. Не так давно по случаю Ураза-байрама у нас был общий для всех мусульман праздник.

Региональное правительство и парламент старается уделять равное внимание всем общинам. Во время священного месяца Рамадан, нас, к примеру, пригласили в парламент для встречи с министрами.

— У вас очень необычная биография: после окончания исламского университета в Киеве вы не пошли по религиозной стезе и стали журналистом, причем добились в этой профессии успеха. Много лет ваша карьера шла в гору, но на каком-то этапе вы ее оставили для религиозного служения.

— После окончания университета я один год проработал в казанской мечети «Булгар» преподавателем основ ислама. Разочарования не было, но было желание расти и меняться, преодолевая какие-то собственные страхи и неумение. Мне в этом смысле очень нравятся проповеди Шамиля Аляутдинова, которые заряжают на то, чтобы найти свое место в жизни, расти ментально и профессионально.

Журналистика стала для меня большой школой — она учит умению общаться с людьми, доносить свои мысли, понимать чаяния людей, а в работе имама это очень важно. Но в журналистике я прошел все основные этапы — корреспондента, ведущего, продюсера, руководителя программы, попробовал свои силы на разных телеканалах. В определенный момент наступило понимание, что нужно идти дальше, расти и меняться. Я направил в Духовное управление мусульман Татарстана свое резюме. И пригодился в Австралии. Думаю, что если бы в тот конкретный момент не был нужен имам в Аделаиде, я все равно нашел бы себе применение в религиозной среде, то есть с моей стороны это было обдуманное, осмысленное решение.

— Вы окончили исламский вуз, а также исторический факультет Казанского государственного педагогического университета (ныне в составе Казанского федерального университета), а сейчас работаете в довольно экзотичной, по российским меркам, местности. Что бы вы могли сказать о требованиях и стандартах к современному имаму, исходя из своего опыта?

— Самое первое требование — имам должен понимать суть религии, не просто соблюдать обряды, но осознавать их глубинный смысл. Светское образование настоятельно рекомендуется, а общий кругозор, познания в истории, литературе — просто обязательны. Немаловажно и иметь определенные познания в области психологии. Если рассматривать имама как врачевателя душ, логично предположить, что он не сможет врачевать души, не поставив диагноза. А ставить диагноз учит практическая психология.

— Каковы ближайшие планы татарской общины Аделаиды?

— В начале года мы провели общее собрание с участием всех членов общины. Каждый мог внести свое предложение, высказать замечания и предложения. Это я считаю очень важным моментом для того, чтобы каждый член махалли почувствовал свою сопричастность и ответственность. Мы приняли и утвердили годовой план работы, согласно которому и движемся. Проводятся занятия по исламу в трех возрастных группах — для детей, молодежи и людей старшего возраста. Кроме джума и религиозных праздников собираемся и на Лейлят аль-Кадр и другие благословенные ночи, в Рамадан мы проводили ифтары. Был вечер, посвященный творчеству Габдуллы Тукая, работает татарский киноклуб. В декабре планируем проводить Сабантуй.

Беседовала Диляра Ахметова



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.