Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 8(226) /2014/ — Первая мировая война и российские мусульмане: рождение нового мира
24.09.2014

Первая мировая война и российские мусульмане: рождение нового мира

В этом году большинство государств мира будет вспоминать трагический юбилей в своей истории: начало Первой мировой войны. Она действительно радикально изменила судьбы очень многих народов и государств. Среди ее важнейших последствий был переход от мира империй к эпохе национальных государств преимущественно республиканского типа, выход на арену пролетариата как активного участника политического процесса и целый ряд революций, начиная от Февральской и Октябрьской революций 1917 г. В данной статье мы остановимся больше на судьбах мусульманских народов и государств, где они жили, а в статье в следующем номере — на подвигах конкретных героев из числа российских мусульман. Основное внимание мы уделим мусульманам Европейской России и Сибири, прежде всего татарам, так как примерно полумиллиону из них пришлось стать солдатами. Мусульмане других регионов империи не подлежали призыву в армию.

Первая мировая война привела к падению четырех империй: Российской, Османской, Германской и Австро-Венгерской. Только во второй из них мусульмане составляли большинство, но конфликты между турками и арабами во многом похоронили султанский и халифский режим в Стамбуле и создали современную карту Ближнего Востока. Нестабильность этих новых государств мы видим сегодня в дни «арабской весны», когда несколько раз менялся режим в Каире, а Сирию и Ирак охватила гражданская война, которая ведется под лозунгом воссоздания халифата. Сегодняшний вооруженный конфликт в Донбассе также во многом является следствием австро-венгерского проекта по созданию украинского государства и его армии, чьим идеологическим центром тогда и теперь является Галиция. Новые государства действительно во многом создавались в армейских бараках и доказывали свое право на существование огнем и мечом. Правда пик этнических чисток и террора придется уже на годы Второй мировой войны, но их идеологи приходили к своим выводам через окопы Первой мировой как Гитлер, Муссолини и ряд менее известных политиков.

Какова же была позиция российских мусульман и их отношение к сторонам конфликта накануне и в годы Первой мировой? Для этого нужно обратиться, прежде всего, к публицистике их лидеров, которые до начала войны весьма часто путешествовали по странам Старого света. На рубеже веков государства континентальной Европы посещает Фатих Карими — один из ближайших соратников Исмаила Гаспринского, а в 1906–1917 гг. — бессменный редактор оренбургской газеты «Вакыт», которая была наиболее авторитетным изданием среди российских мусульман по вопросам внешней политики. В своей книге «Европа саяхатнамесе» («Путешествие в Европу») он наиболее высоко оценивает политический строй Французской Третьей республики. Для либерала Ф. Карими крайне важны гарантии свободы участия в политическом процессе, свободы слова, совести, собственности, отделение церкви от государства. Французская Третья республика не допустила воссоздание империи наполеоновского типа и социальную революцию в лице Парижской Коммуны 1871 г. Режимы центральноевропейских империй: Германской и Австро-Венгерской Ф. Карими оценивает намного ниже. В 1909 г. в составе делегации III Российской Гос. Думы Великобританию посещает казанец Садри Максуди. В книге «Англияге саяхат» («Путешествие в Англию») С. Максуди высоко оценивает не только внутреннюю политику королевства, но и британский протекторат над Египтом. Модернизаторские идеи великого улема, муфтия Египта и ректора университета «аль-Азхар» Мухаммада Абдо, активно сотрудничавшего с британцами, нашли поддержку у двух весьма разных, но одинаково выдающихся татарских улемов Ризы Фахретдина и Мусы Биги.

Для большинства российских мусульман крайне важной была оценка ситуации в Османской империи. Ведь здесь находился центр султаната и халифата Стамбул, крупнейшие центры мусульманского богословия, включая Каир, и прежде всего священные города Ислама — Мекка и Медина. После младотурецкой революции 1908 г. даже лидеры российских либералов А. Гучков и П. Милюков готовы были использовать османский опыт политической революции, которая не должна была перейти к революции социальной. Однако внутренний раскол среди революционеров и особенно поражения Османской империи в ходе войны с Италией в 1911 г. и в I Балканской войне в 1912 г. подорвали веру российских мусульман в эффективность османской модели. Наиболее явно эти настроения выразил Ф. Карими, проведший в Стамбуле несколько месяцев в 1912–1913 гг. в дни I Балканской войны. В книге «Истанбул мектуплэре» («Стамбульские письма») он весьма критически оценивает государство, потерявшее свои огромные владения в результате наступления армий балканских государств. Ф. Карими показал всю неправомерность сравнения динамично прогрессирующей Японии с агонизирующей Османской Империей. Стало окончательно ясно, что младотурецкая Турция не способна провести модернизацию, погрязла в коррупции и может окончательно развалиться в ходе очередной войны. Поэтому мусульманские лидеры России окончательно сосредоточились на деятельности на внутрироссийской арене, так как в год юбилея династии Романовых в 1913 г. правительство провело ряд мер по относительной либерализации режима.

С началом войны представители мусульманской элиты активно участвовали в мобилизации воинов. Председатель мусульманской фракции полковник Кутлуг-Мухаммед Тевкелев (депутат всех созывов Гос. Думы от Уфимской губернии) 26 июля 1914 г. (по ст. стилю) огласил заявление мусульманской фракции. Он провозгласил: «Мусульмане Российской империи считали и считают себя русскими гражданами не только тогда, когда они добиваются своих прав, но и тогда, когда им приходится исполнять обязанности перед одиной (голоса: браво); поэтому, как всегда прежде, так и теперь, мусульмане неуклонно и честно исполняют свой долг перед отечеством, защищая и честь и достоинство от посягательств извне (рукоплескания)». Однако К.-М. Тевкелев был вынужден признать: «К сожалению, мусульмане не могут утверждать, что их гражданские чувства всегда находили справедливую оценку со стороны русской государственной власти. Они не могут скрыть от себя того, что даже теперь в такой серьезный момент правительство иногда наносит очень чувствительные удары по их религиозным и национальным чувствам».

Татарская элита надеялась на то, что мусульмане, проливавшие кровь на фронте, получат равноправие. В реальности же начался новый всплеск антимусульманской деятельности, подогреваемый антитурецкими настроениями. Насилие со стороны армянских формирований в отношении турок в Закавказье, а затем и привлечение населения Средней Азии и Казахстана к тыловым работам, закончившееся массовыми бунтами и кровопролитием, похоронили эти надежды. Простые мусульмане зачастую не понимали целей и причин войны.

Кровь, пролитая нерусскими народами на полях сражений, подвигла их на требование религиозного и национального равноправия. 20 июля 1915 г. К. — М. Тевкелев от имени думских представителей латышей, литовцев, эстонцев, армян, евреев и мусульман заявил: «Мы выражаем... глубокую уверенность, что в деле отражения врага и победы над ним одним из главных условий успеха является подъем духа в среде населяющих Россию народов и возможность свободного приложения для каждого из них своих сил на общее дело борьбы с врагом и что такое положение может быть лучше всего достигнуто, при обеспечении входящим в состав России народностям гражданского и национального равноправия». Заявление было отклонено 190 голосами против 162. Это была последняя крупная попытка добиться компромисса нерусских народов с думским большинством.

В конце 1916 г. мусульманская фракция выступила в поддержку Прогрессивного блока в его противостоянии с правительством. 3 ноября 1916 г. от имени мусульманской фракции азербайджанец Мамед Юсуф Джафаров заявил: «Никогда мрачная политика национального угнетения не достигала таких размеров, как в настоящее время освободительной войны». Джафаров говорил о жертвах волнений в казахских степях и Туркестане. В заключении своей речи он призвал: «Мы считаем, что необходимо немедленно возвестить всем народам России светлую эру их грядущего национального возрождения... [Это] создаст уверенность, что несомые инородцами на алтарь отечества неисчислимые жертвы раскроют перед нами двери к равноправной общественно-политической жизни»

Мусульмане готовы были и дальше воевать за Россию. При этом они хотели быть равноправными гражданами своей страны. Именно поэтому в своем большинстве они поддержали Февральскую революцию. Но и после нее, в отличие от нерусских народов западных окраин, российская умма выступала за сохранение единой страны, которую вновь удалось объединить большевикам. Но это был уже совсем другой мир и другая страна...

Айдар Хабутдинов
д. и. н., профессор



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.