Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 8(226) /2014/ — Мозаика
24.09.2014

Диалог цивилизаций

Крымские татары

Крым во все времена притягивал к себе не только художников, поэтов, но и людей науки. Работы П. Орловца, В. Кондараки, Ф. Лашкова, Г. Радде оставили нам частичку прошлого полуострова. Весной 1852 г. в Крым приехал Густав Радде. Он прожил здесь в течение трех лет, с 1852 по 1854 гг. Наблюдения за жизнью крымских татар были изложены ученым в его работе «Крымские татары», опубликованной в двух номерах «Вестника императорского Русского географического общества» за 1856, 1857 гг. Предлагаем вам ознакомиться с этим интереснейшим источником по этнографии крымских татар XIX века.

Татары, известные под именем «крымских», населяют в числе 276 тысяч душ обоего пола, Крымский полуостров и часть степей к северу от Перекопского перешейка...

Татары всегда и все сами строят себе, равным образом — и деревенские мечети. Мечеть в деревне стоит всегда особняком. Постройка ее незамысловата; она мало чем отличается от обыкновенной сакли, и строится, по большей части, из грубого известкового камня, с кровлею из красной черепицы. Вместо минаретов делают каменную лестницу, которая ведет к площадке, часто ничем неогороженной. Сюда входит сам мулла, или мазин (так называют крымские татары своих муэдзинов), и пять раз в день извещает правоверных, что час молитвы наступил. Городские мечети гораздо красивее: их строят из камня с резными карнизами. Минарет высокий, нередко доходит до 7 сажен и оканчивается шпицем с двурогою луною. Аршина на четыре ниже шпица сделан балкон, окружающий шпиц, и на него выход из башенки минарета...

Крымские татары исповедуют одинаковую с волжскими татарами магометанскую веру суннитского толка...

Духовенство при каждой мечети в Крыму составляют, обыкновенно, следующие лица: хатип, имам и мазин (муэдзин). Имамы или муллы отличаются от остальных правоверных покроем своей одежды. Муллы опоясывают шальвары поясом зеленого цвета; по верх всего носят синие, или голубые плащи с стоячим воротником. Голову покрывают белою чалмою, а хаджи-муллы, т. е. муллы, побывавшие в Мекке и удостоившиеся поклониться священной Каабе, носят чалму зеленого цвета. Нужно кстати заметить, что заповедь о посещении Мекки и Медины, обязательная для всякого мусульманина, исполняется в Крыму почти одним только духовенством, так как дороговизна путешествия в Аравию по карману разве только муллам, а отнюдь не таким бедным мусульманам, как крымские татары-хлебопашцы, которым и мечтать о Мекке не приходится.

Источником содержания крымского духовенства служат следующие доходные статьи: во 1-х, вакуфы, или вакуфные земли, т. е. принадлежащие духовенству. Вакуфов в Крыму считается до 30 тысяч десятин, предоставленных в полное владение духовенства.

Во 2-х, ишур, т. е. десятая часть всякого дохода, которая должна быть отдаваема, по Корану, в пользу бедных и духовенства...

В 3-х, закят, или подать, отдаваемая по предписанию Корана, в пользу бедных и духовенства в виде известного процента с движимого имущества; со всего денежного наличного капитала, ценных вещей; рогатого скота, верблюдов и лошадей. Червонцы, украшающие фески и грудь татарских девушек, также не изъяты от этой подати.

В 4-х фитыр — подать, взимаемая, по предписанию Корана, опять в пользу бедных и духовенства с каждой мусульманской души обязательно, но большей частью натурою: с наиболее богатых — финиками, с остальных — изюмом, пшеницей и даже ячменем. Определенные размеры-фитыра — 48 фунтов.

В 5-х, доходы от курбан-байрама, — праздника, справляемого в 70-й день после первого байрама. Доходы эти состоят из остатков жертвенных животных, приносимых утром в первый день курбан-байрама. Всякий хозяин должен принести в этот день за каждую живую душу своего семейства барана или овцу; даже для бедных обязательно в настоящем случае принесение жертвы, с тою льготой, что семеро бедных могут, сложившись вместе, принести одно крупное животное — корову или лошадь...

Мусульманство долго вошло в плоть татар, что отчасти успело уже стереть в этом племени многие чисто национальные черты, и теперь трудно было бы искать среди них каких-нибудь оригинальных самобытных обычаев или обрядов; все имеет своим источником религию и ею же поддерживается.

Веселая мудрость

Как Насреддин отвадил приятелей напрашиваться в гости

Приятели стали напрашиваться к Насреддину в гости, а у него было туго с деньгами. Он отнекивался, но они не отставали. Наконец, они сами назначили день, и Насреддин уступил.

Когда приятели пришли в дом, Насреддин поставил перед ними лепешки, финики, виноград, сыр и все время приговаривал, угощая:

— Кушайте, не стесняйтесь, угощение — за ваш счет. Будьте как дома!

Приятели были польщены гостеприимством Насреддина, наелись вволю и провели весь день в приятных беседах. Но когда они стали уходить от Насреддина, то не нашли ни башмаков, ни халатов. Они стали спрашивать Насреддина, а он отвечал:

— Они у старьевщика на нашей улице.

— Как так? — поразились гости.

— А разве я не говорил вам, что угощение за ваш счет? Я говорил правду. Я угощал вас на деньги, вырученные за ваши башмаки и халаты.

Друзьям ничего не оставалось, как сложиться и вернуть Насреддину деньги, чтобы он выкупил их халаты и башмаки, Насреддин же преподал им урок, как будет посрамлен тот, кто навязывается в гости некстати.

Коллекция цитат

Если сделаешь ты в жизни для кого добро,
Для себя потом увидишь от него добро.
Если злое учинишь ты — это зло везде
Приведет тебя к несчастью, приведет к беде.
Если же в тебя кто бросит камень — не сердись
И в хороших отношеньях с тем ты находись.
Знай: на зло добром ответит в наш злосчастный век
Только мужественный, только мудрый человек.

Утыз Умяни

Даты и события Августа

1 — 260 лет со дня рождения Утыз Имяни (1754–1834), татарского поэта, общественного деятеля, учителя.

6 — 85 лет со дня рождения Ясина Катеба (1929–1989), алжирского писателя.

14 — 120 лет со дня рождения Сагита Сунчалея (1889–1941), поэта, публициста, переводчика, государственного и общественного деятеля.

24 — 140 лет со дня рождения Махмута Алмаева (1874–1907), татарского поэта, журналиста.

25 — 55 лет муфтию шейху Равилю Гайнутдину (1959), председателю Духовного управления мусульман Европейской части России, Совета муфтиев России.

30 — 120 лет со дня рождения Вали (Мухаммадвали) Апанаева (1889–1922), драматурга, общественного деятеля.

Книжная полка

Нет времени более подходящего для чтения, чем летний отдых. Не забудьте взять с собой несколько книг. Пять книг, которые мы советуем почитать.

Камал Абдулла. Романы / Редактор, автор вступи¬тельной статьи и комментариев А. М. Багиров. Авторы переводов В. Ибрагимоглу, Л. Лаврова. — М.: Худож. лит., 2013. — 464 с.

В книге два романа: «Неполная рукопись», обращенная к известному азербайджанскому эпосу «Китаби Деде Горгуд», и «Долина кудесников», философская фантазия.

Джамбул Джабаев. Приключения казахского акына в советской стране. Статьи и материалы / под ред. Константина Богданова, Риккардо Николози и Юрия Мурашова. — Москва: Новое литературное обозрение, 2013. — 308 с.

Дмитриев С. Персидские мотивы. От Грибоедова и Пушкина до Есенина и XXI века / Сергей Дмитриев. — Москва: Вече, 2014.

Уникальная книга-альбом поэта и историка, фотохудожника и путешественника, который совершил путешествие в Персию вместе с Пушкиным, Грибоедовым, Буниным, Бальмонтом, Гумилёвым, Городецким, Хлебниковым и Есениным.

Прохоров Д., Храпунов Н. Краткая история Крыма / Дмитрий Прохоров, Никита Храпунов. — Симферополь: Доля, 2013. — 400 с.

Щербаков Ю. Степное брат¬ство / Юрий Щербаков; перев. с казах. — Москва: ИД «Литературная газета», 2013. — 112 с.

Астраханский писатель и переводчик Юрий Щербаков представил свои переводы казахских поэтов.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.