Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 6-7(224-225) /2014/ — Май 2014 в Крыму — взгляд со стороны
15.07.2014

Май 2014 в Крыму — взгляд со стороны

Одним из наиболее важных событий первой половины этого года стало вхождение в состав России Крыма. Можно по-разному оценивать итоги и последствия этого события, но для мусульман России это в первую очередь означает включение в российское правовое поле еще одного народа — крымских татар. Соответственно, складываются новые реальности и новый порядок вещей.

Большинство крымских татар с 1990-х годов проживает на своей родине — в Крыму (их общее число на полуострове оценивается в 280–300 тысяч человек), крупные общины имеются также в Узбекистане, Турции, Болгарии, Румынии. Поздно утративший свою государственность, этот народ пережил целую серию депортаций, заключительная из которых состоялась 18 мая 1944 года. Нынешние крымские татары — это первое или второе поколение самой активной части своего народа, наиболее мотивированной на возвращение, наиболее пассионарной его части. В основе своей это люди, которые в конце 1980-х — начале 1990-х годов покинули уже обжитые места в Средней Азии для того, чтобы приехать «в никуда» — в место, где их никто не ждал. Но это «никуда» было их домом, домом их предков, хотя большинство вернувшихся родились уже за пределами Крыма. И вот, вернувшиеся крымские татары — коренное население Крыма в условиях жесткого внешнего прессинга вынуждены были сплотиться и объединиться. Объединиться вокруг идеи — «жить на Родине», вокруг организации — Милли Меджлиса, вокруг религиозного центра — Духовного управления мусульман Крыма. Что такое Милли Меджлис? Это не партия, это скорее социальная сеть, причем охватывающая большинство этого народа, включая в том числе и тех, кто критикует лидеров самого Меджлиса. Причем, чем сильнее был прессинг, тем степень сплоченности — выше. Не надо забывать, что крымские татары смогли удержаться в Крыму исключительно благодаря своей консолидации, и произошло это совсем недавно. Вообще же Милли Меджлис и Курултай крымскотатарского народа больше всего напоминают идею Всемирного русского народного собора, только не виртуальную, а воплощенную в реальности, вполне осязаемую.

Если исходить из статистики митингов в Крыму, то явно видно, что Меджлис обладает наибольшим мобилизационным ресурсом в регионе, заметно опережая как русские, так и украинские организации. Причем ресурсом управляемым и легко организуемым (по оценкам экспертов, Меджлис в состоянии собрать единовременно до 100 тысяч человек в одном месте). И от того, с кем будет этот ресурс, в чью пользу он будет мобилизован, во многом и будет зависеть дальнейший ход событий. Невнимание к мобилизационному ресурсу может быть простительно лишь в ситуации без вызовов, но присоединение Крыма само по себе формирует такой вызов.

Похоже, что вхождение Крыма в состав России было настолько неожиданным для всех, что никто просто не ожидал подобного и уж тем более не просчитывал последствий и моделей поведения. Поэтому, наверное, и происходят непонятные рефлексии в отношении крымских татар, наглядно проявившиеся в событиях вокруг этого народа.

«Народ, не помнящий прошлого, не имеет будущего». Крымскотатарский народ хочет иметь свое будущее, и поэтому он помнит и чтит свое прошлое. Одной из самых важных дат истории этого этноса является его поголовная депортация с исторической родины 18 мая 1944 года. Традиционно в этот день крымские татары проводят траурные мероприятия, включающие в том числе и митинги.

Этот год стал особенным в истории крымских татар, потому что их историческая родина — Крым вошел в состав Российской Федерации. Более того, именно в этом, в 2014 году, незадолго до трагической даты, президент России В. В. Путин подписал Указ о реабилитации репрессированных народов Крыма, самым крупным и определяющим из которых являются крымские татары. В тексте этого Указа имеются также пункты о восстановлении прав репрессированных народов. Этого важного политического решения крымские татары, наверное, ждали уже не одно десятилетие — с 1956 года от Советского Союза, с 1991 года от Украины... Причем дождались его именно от России, на которую, может быть, и не особо-то рассчитывали. Но тем более важным стало данное решение, могущее и должное иметь колоссальные последствия в плане интеграции крымских татар в российский социум.

Но именно в этом году власти Республики Крым, практически полностью проигнорировав усилия федерального руководства по стабилизации обстановки, пошли на беспрецедентный шаг — запретили проведение траурного митинга 18 мая, назначенного на утренние часы в центре Симферополя. В качестве отдушины оставили лишь собрания в мечетях в 12 часов дня. Результат не замедлил себя ждать: только у мечети района Ак-мечеть (один из татарских поселков Симферополя) собралось 10–15 тысяч человек (некоторые источники называют и большую цифру), и это было не единственное собрание.

Организатором траурных мероприятий выступил Курултай крымскотатарского народа (организация, аналогичная Всемирному Собору русского народа) и его представительный орган Меджлис. Причем со своей стороны Меджлис не допустил никаких нарушений законности, на митинге-молебне не прозвучало ни антироссийских, ни каких-либо иных политических лозунгов, не было видно ни одного украинского флага. Все лозунги собравшихся были посвящены памяти умерших во время депортации и единству народа, его желанию спокойно и мирно жить и работать на своей земле. Все прошло необыкновенно организованно, хотя на митинге не присутствовал ни один полицейский (вся полиция была стянута в центр города). Несмотря на трагичность темы и ее злободневность для каждого из собравшихся, в лицах и голосах людей не чувствовалось злобы, только скорбь по безвременно павшим. Атмосфера чем-то напоминала мероприятия, связанные с Великой Отечественной войной 9 мая, или 7 ноября на Красной площади и др.: «несмотря на все жертвы, мы выстояли, мы вернулись».

Казалось бы, все хорошо и гладко — митинга не хотели, но он все же прошел, прошел без всяких эксцессов и провокаций. Однако на деле событие, которое при другом раскладе могло и должно было повернуть сердца почти всех крымских татар к России, попросту не состоялось. Для этого нужно было немного — местным властям разрешить то, что уже было разрешено, что проводилось из года в год, выступить на самом митинге с текстом президентского Указа о реабилитации. Но после запрета на проведение траурного мероприятия выступления представителей администрации с обнародованием Указа уже не имели смысла.

Абсолютно непонятным является запрет местных властей на въезд Мустафы Джемилева — ведь именно благодаря этому запрету Мустафа Кырымоглу превратился из просто лидера крупнейшей крымскотатарской организации в фигуру сакральную. Собственно, республиканские власти дали крымскотатарскому народу символ, сконцентрированный в одном человеке, причем человеке, находящемся за пределами российской юрисдикции. Вместо этого ставки были сделаны на «барабашек» — людей, не имеющих ни веса, ни авторитета в обществе, ни доверия.

Словом, усилия руководителя страны и его администрации натолкнулись на стену непонимания определенных лиц. Кто выиграл от этого? Кто угодно, только не Россия, не Крым, не взаимоотношения двух крупных общностей полуострова — русских и татар. Что теперь делать, пока тоже непонятно. Эффект от принятия президентского Указа — своевременного, необходимого и правильного, был сведен к нулю, и весь путь придется пройти заново. Сторонам процесса придется опять идти навстречу друг другу. Только упущенное время никто не вернет.

Ахмад Макаров

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.