Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 6-7(224-225) /2014/ — Насущная необходимость в «правиле приоритетов»
15.07.2014

Насущная необходимость в «правиле приоритетов»

«Правило приоритетов» сильно помогало мусульманам в прошлом, а сегодня оно стало еще более важным и актуальным. В связи с этим, знакомя незнающих ислам людей с установлениями шариата, крайне важно соблюдать Сунну Посланника Аллаха в области приоритетности и постепенности. Хадисы многократно доказывают высокую мудрость Пророка, а также ясно указывают на тот путь, которым следует идти, не запутываясь во второстепенном. Конечно, это ни в коей мере не означает, что любому позволено обращаться с повелениями Всевышнего Аллаха так, как ему вздумается. Но в то же время, если следовать «правилу приоритетов», то добиться поставленной цели — призывать к исламу наилучшим образом — становится гораздо легче и проще.

Не следует забывать о том, что отношения между человеком и Аллахом не относятся к нашей компетенции, и каждый будет отчитываться только за себя. Тем более важно это для нашего общества, когда в условиях отсутствия системы исламского законодательства ни один мусульманин не может судить другого в физическом смысле этого слова. Ибо в России нет ни кадыев (шариатских судей), ни факихов (законоведов), которые имели бы официальный и общепризнанный соответствующий статус. В нашей стране нет даже единой мусульманской организации.

Все сказанное отнюдь не означает, что мусульмане должны мириться с несправедливостью, или буквально эмигрировать из своей страны, как заявляют об этом некоторые мусульмане. Если вспомнить историю ислама, то становится ясно, что поначалу покидали свою родину лишь те, кто не мог защитить себя и своих близких, в то время как, например, Абу Бакр оставался с Пророком до самой хиджры. И только лишь когда дальнейшее пребывание в родном городе стало совсем невозможным (о чем пришло повеление от Всевышнего Аллаха), мусульмане переселились в другой город. Но российским мусульманам не угрожают смертью за то, что они исповедуют ислам, для них нет запрета ни на совершение намазов, ни на соблюдение поста, ни на поездку в хадж. Если же имеются какие-то проявления беззакония в отдельных регионах, их нужно стараться предотвращать законными способами, такими методами, которые действительно приводят к успеху, а не ведут к дестабилизации и хаосу.

Мусульмане каждого отдельно взятого региона должны осознавать, в какое время и в каком месте они живут. Едва ли кто станет спорить с тем, что общий уровень богословских знаний и отношение к религиозным канонам в пост-атеистической Албании явным образом отличается, например, от Египта или какой-либо другой арабской страны. Еще сильнее проходят различия с мусульманскими общинами, находящимися в меньшинстве, которые тоже неоднородны и по численности, и по своим возможностям. Можно даже провести некоторую параллель с разными периодами жизни первых последователей ислама: часть современной уммы соответствует мекканскому, часть — мединскому. Разумеется, это не означает, что кому-то можно разрешить употреблять алкоголь или нарушать другие запреты Аллаха. Речь идет лишь о том, что первостепенные задачи в деле распространения благородных идей Корана следует ставить в соответствии с реальным положением дел. Именно это и показывает нам Сунна Посланника Аллаха, который говорил: «Не доводи дело до того, чтобы наскучить людям Кораном, и не подходи к ним, если видишь, что они заняты своими разговорами. Станешь рассказывать им — наскучишь. Но прислушайся: если они попросят тебя, то рассказывай — значит им хочется слушать» (аль-Бухари).

Нельзя упускать из внимания и тот факт, что современная эпоха сильно отличается от прежних времен. Такое новое положение уммы, когда сначала многие из регионов оказались под колониальным управлением, а затем стали независимыми, но население во многом оказалось оторванным от исламских знаний, практически не имеет аналогов в истории. И абсолютно точно такой ситуации не было ни во времена Пророка, ни во времена праведных халифов, ни даже позднее едва ли не до монгольского нашествия. Следовательно, налицо полное изменение ситуации. В связи с этим существует два основных подхода к этой проблеме:

— игнорирование этих обстоятельств вообще и, как следствие, возникновение конфликтов с большей частью мусульман, причем конфликтов, постоянно подогреваемых, что подразумевает невозможность успеха исламского призыва; такой подход входит в противоречие с одним из правил шариата, согласно которому «недопустимо такое устранение вреда, которое ведет к еще большему вреду»;

— принятие во внимание той или иной сложившейся ситуации, что подразумевает отношение к окружающим в зависимости от конкретных обстоятельств, беря за основу соответствующие ситуации из разных исторических периодов и географических регионов, ставя при этом такие же цели, какие ставил Пророк и его последователи.

Важно понимать, что, к примеру, российское мусульманское сообщество после многих лет оторванности от исламских знаний, фактически находится в состоянии, близком к «джахилии» (т. е. невежеству). И двадцати лет для восстановления утраченных позиций явно не хватило. К тому же в течение этого последнего периода времени антиисламская пропаганда в мире только набирала обороты, что не могло не сказаться на мировоззрении как самих мусульман, так и всех жителей России.

В добавление к этому нельзя игнорировать и факт того, что российские мусульмане проживают не в исламском государстве. Следовательно, становится крайне важным учитывать все вышеперечисленные обстоятельства и аспекты. Наивно предполагать, что даже в случае отделения или создания «исламской республики» местное население поддержит полное введение шариата. Жить и мыслить необходимо реальностью, а она такова, что даже в мусульманских государствах Средней Азии (не говоря уже про мусульманские регионы в инорелигиозных странах) жители, в большинстве своем будучи мусульманами, не готовы к стопроцентному введению исламского законодательства. Исходя из этого факта, следует простой вывод — чтобы общество поддерживало ислам, оно должно знать: что оно поддерживает, зачем и почему? Не учитывать всего этого — означает положиться на собственные предположения, которые часто не бывают верными. А ошибочные действия в таких серьезных вещах могут оказаться весьма опасными и способны довести до трагедии.

Некоторые мусульмане говорят: «Хотим жить по шариату», подразумевая при этом самые сложные юридические аспекты. Но более разумно начинать следовать мусульманским законам, к примеру, в социально-общественной сфере шариата. В дореволюционное время, когда жизнь российских мусульман еще регулировалась в большей степени законами исламского законодательства, мусульманские организации (существовавшие при мечетях) с высокой эффективностью занимались благотворительной деятельностью в самых разных ее формах. Так, к примеру, еще до появления «субботников» в СССР мусульмане уже использовали аналогичный проект, называвшийся «хашар». Помощь во время таких добровольных акций предоставлялась нуждающимся слоям населения, причем не только в виде пожертвований как таковых, но и в форме таких действий, как помощь в строительстве домов или сбор и заготовка урожая. Кто же мешает возрождению социально-общественной сферы шариата сейчас?

Выводы

Целью ислама Пророка Мухаммада и его сподвижников не являлось навязывание своих убеждений, о чем свидетельствует множество фактов, в том числе и известный аят Корана: «Нет принуждения в религии» («Ля икраhа фи-д-дин»). Стремление первых мусульман было лишь в одном — донести до всех без исключения весть о последнем Откровении Всевышнего Аллаха, весть о пути, которым Он призывает следовать, если мы хотим достичь относительного счастья в мире этом, и окончательного благополучия в мире вечном. Но для этого должны были пройти определенные этапы развития и определенный период времени. В этом и есть основная цель той приоритетности и постепенности, которые изначально были заложены в исламе. Об этом и говорил Посланник Аллаха: «Облегчайте, а не затрудняйте...» (аль-Бухари).

Из книги муфтия шейха
Равиля Гайнутдина «Введение в шариат»

(Продолжение. Начало
в №№
 220, 221, 222, 223)



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.