Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 5(223) /2014/ — Правило приоритетов
02.06.2014

Правило приоритетов

Исторические факты свидетельствуют о том, что с приходом ислама началось постепенное искоренение грехов и пороков, мешающих дальнейшему развитию человеческой цивилизации. Однако изменения шли именно постепенно, и такой подход присутствовал в исламе с самого начала. Если начать изучение истории развития ислама, то обнаружится, что все запреты или предписания ниспосылались Всевышним Аллахом так, как это было наиболее мудро и рационально.

Исходя из этого, в исламском шариате существует «правило приоритетов» («аль-авлавият»), согласно которому предпочтение отдается более приоритетному над менее важным. «Правило приоритетов» — это применение на практике одной из трех основ:

— малое количество обязанностей;

— постепенное введение законодательных норм;

— облегчение и устранение затруднений.

Первые шаги

В течение первых лет единственное, к чему призывал Пророк Мухаммад — это вера в единство Бога. «Ля иляха илля Аллах» — «Нет другого бога, кроме одного Единого Бога» — убеждал Посланник Аллаха свой народ, так как именно этот постулат является ключом к пониманию ислама. И лишь затем, поэтапно началось планомерное обустройство общества, которому постепенно ниспосылались новые предписания. Если бы это происходило по иному, то многие, в силу объективных причин, не смогли бы последовать за Пророком, хотя бы и хотели этого. Такой путь должен являться образцом для всех — и для тех, кто призывает, и для тех, кто хочет понять и принять волю Всевышнего Аллаха, заключенную в последнем Откровении и словах Пророка Мухаммада. Это, конечно, не означает, что можно отступаться от исламских принципов, разрешая или запрещая что-либо по своему усмотрению. Однако необходимо четко представлять, что главной и первостепенной целью призыва является первый и основной столп ислама — признание единственности Бога. Не случайно Пророк сказал: «Тот, чьи последние слова будут: „Нет другого бога, кроме одного Единого Бога“ (ля иляха илля Аллах) — войдет в рай» (Муслим).

Не вызывает никаких сомнений, что дальнейшее постижение канонов религии тоже является необходимым, поскольку дает возможность духовно расти и развиваться, но кто-то может дойти до этого сразу, а кто-то способен достичь прогресса лишь через определенный период времени. В связи с этим в шариате и существует «правило приоритетов», согласно которому верующим разрешается исполнение только обязательных установлений.

Суть его заключается в том, что поначалу верующие постепенно начинают соблюдать основные, первостепенные предписания — условно говоря, только фард. Цель такого облегчения — привыкнуть к обязательным установлениям и подготовиться к соблюдению дополнительных видов поклонения.

Постепенность — залог успеха

В качестве справедливости утверждения, вынесенного в заголовок, можно привести немало примеров. Некоторые из них находят отражение непосредственно в Священном Коране. Так, запрет на употребление «того, что опьяняет и дурманит», произошел отнюдь не сразу, а в течение нескольких этапов. Поначалу запрета не было вовсе, но сподвижники спрашивали об этом Пророка и обращались к Всевышнему Аллаху с мольбами разъяснить ситуацию. Тогда Господь ниспослал аят: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них обоих — великий грех, и хотя есть в них и польза для людей, но греха в них больше, чем пользы» («аль-Бакара», аят 219). Через некоторое время Создатель ниспослал новый аят: «О, уверовавшие! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите...» («ан-Ниса», аят 43). И лишь затем, когда общество оказалось готовым к полному запрету, были ниспосланы аяты: «О, уверовавшие! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же их — быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Так неужели же вы не прекратите?» («аль-Маида», аяты 90–91).

Конечно же, история ниспослания данного запрета не означает, что сейчас можно кому-либо выдать разрешение на временное употребление алкогольной продукции. Но и начинать свой призыв к исламу с оглашения этой темы тоже не разумно. Всевышний Аллах показал нам пример постепенного призыва, хотя Он мог предписать фарды и запретить харам сразу в один момент. И если следовать сути такой постепенности от Аллаха, то добиться успеха в проповеди будет гораздо легче. Суть же заключается в первостепенности одних предписаний, и пошаговом донесении других аспектов исламского вероучения.

Примеры постепенности существуют и в Сунне Пророка. Вот как напутствовал Посланник Аллаха одного из сподвижников перед отправкой его в Йемен, где большая часть населения исповедовала христианство: «Поистине, ты приедешь к людям из числа обладателей Писания, и когда ты явишься к ним, призови их засвидетельствовать, что нет бога, кроме одного Единого Бога, и что Мухаммад — Посланник Бога, и если они подчинятся тебе в этом, уведоми их о том, что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно; если они подчинятся тебе и в этом, уведоми их о том, что Аллах обязал их раздавать пожертвования, которые следует брать у богатых и отдавать бедным (из их числа), если же они подчинятся тебе и в этом, то ни в коем случае не забирай из их имущества того, что (наиболее) дорого им, и бойся проклятия притесняемого, ибо, поистине, нет между (таким) проклятием и Аллахом преграды!» (аль-Бухари). Данный хадис отражает тот временной период, когда упомянутые предписания уже были вменены в обязанность. Тем не менее, Пророк велит своему сподвижнику соблюдать постепенность в представлении исламского вероучения.

В качестве еще одного подтверждения необходимости соблюдения постепенности хотелось бы привести и такие слова одной из «матерей верующих»: «Поистине, из того, что ниспосылалось из Корана, первой была ниспослана сура из числа коротких сур, в которой упоминается о Рае и Аде. Когда же люди пришли к исламу, было ниспослано о разрешенном и запрещенном. И если бы вначале был ниспослан запрет на употребление алкоголя, то люди сказали бы, что они не откажутся от него...» (аль-Бухари).

Устранение затруднений

Суть третьей основы «правила приоритетов» заключается в «облегчении и устранении возникающих сложностей». Такие возможности узаконены и в Коране, и в Сунне, и широко известны в исламском мире. Разрешение на облегчение и трудностей связано с тем, что Всевышний Аллах обладает самой совершенной мудростью и потому не мог устроить в религии никаких тягот («аль-Хадж», аят 78). Господь — милостив и милосерден, и потому Он «не возлагает на душу ничего, кроме того, что ей по силам» («аль-Бакара», аят 286).

Из этих и других похожих аятов можно сделать несколько выводов: с одной стороны — сам ислам как вероустав являет собой универсальный, легкий и доступный образ жизни; с другой стороны — если возникают какие-либо затруднения, они могут быть устранены, в том числе и посредством облегчения. Одним из наиболее известных примеров такого облегчения является разрешение на употребление в пищу запрещенной пищи, если к этому вынуждают складывающиеся обстоятельства. «Если же кто-либо будет вынужден пойти на это помимо своего желания и не преступая меры, то нет на нем греха, ведь, поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный» («аль-Бакара», аят 173).

Примером может также служить разрешение перенести соблюдение поста в Рамадане на другие дни, если кто-либо из мусульман имеет на это определенные уважительные причины. Если же кто-либо из верующих настолько немощен или страдает таким хроническим заболеванием, что соблюдать пост для него нет никакой возможности, то это затруднение легко устраняется возможностью раздачи специальных пожертвований.

Подобного рода облегчений в исламе узаконено огромное множество, и это лишний раз указывает на великое милосердие и мудрость Всевышнего Аллаха, Который заботится о Своих созданиях и желает им облегчения, ибо созданы они слабыми («ан-Ниса», аят 28). Признание собственной слабости не является чем-то постыдным, напротив, это свидетельствует об отсутствии гордыни и высокомерия. Признание своей слабости перед величием Всевышнего Аллаха — это признак смирения перед Ним, что и является сущностью такого понятия, как «Ислам».

Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Введение в шариат» (продолжение.
Начало в №№ 220, 221, 222)



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.