Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 5(223) /2014/ — 110 лет Красной мечети Томска
02.06.2014

110 лет Красной мечети Томска

Старинный сибирский город Томск. Исторический центр. Татарская слобода, где вот уже более 400 лет с момента основания города проживают мусульмане. На площадке возле одного из старейших в Сибири мусульманских храмов — Красной мечети шумит строительная техника, деловито снуют рабочие, разгружают кирпичи, поднимают их наверх, чтобы завершить кладку сорока пятиметрового минарета. Всего шесть метров осталось до восстановления исторической справедливости, когда первая в городе мечеть вновь обретет свой первозданный облик. Работы планируют завершить к осени, когда будут праздновать 110-летие красавицы мечети. О том, как идет работа и как живут сегодня томские мусульмане, корреспонденту газеты «Ислам минбаре» рассказал муфтий Духовного управления мусульман Томской области юрисдикции ДУМАЧР Низамуддин Жумаев.

— Ас-саляму алейкум, Низамуддин-хазрат! Радостно видеть, как восстанавливается Красная мечеть, расскажите, как удалось сдвинуть дело «с мертвой точки», ведь Вы много лет добивались ее восстановления?

— История нашей мечети такова: Красная Соборная мечеть была построена в 1904 году на средства общества томских мусульман на месте, где размещались первые две деревянные мечети, действовавшие в XIX веке и впоследствии сгоревшие. До 1915 года, пока в Томске не была возведена Белая Соборная мечеть, в Красной мечети молилось, в общей сложности, до 1 600 магометан мужского пола. В конце 20-х годов ХХ века мечеть была закрыта, затем переоборудована под кинозал, с 1942 по 1985 годы в ней размещался ликеро-водочный завод, а с 1986 года — цех завода пищевых продуктов «Томский». Именно в это время здание понесло значительный урон: были утрачены минарет и купол. Рядом с мечетью располагалось здание медресе, в котором в советские годы также размещались различные конторы и учреждения, последнее — «ТомскНИПИнефть». Первоначально мусульманская община сумела добиться возвращения здания медресе. Это произошло в 1997 году. Здесь сейчас совершаются все богослужения. Мы долго добивались возвращения здания самой мечети. Сделать это удалось только в 2002 году. Здание было в ужасающем состоянии, вокруг полно гаражей, каких-то складов. Мы сами все демонтировали, освободили площадку вокруг мечети и начали искать средства на ее восстановление. Обращались к тогдашнему губернатору Томской области В. М. Крессу с просьбой помочь. Тот обращался с соответствующей просьбой к королю Саудовской Аравии, но ответа мы не получили. Поэтому мы обратились к руководству Чеченской Республики и там согласились помочь.

— Как это произошло?

— Два года назад я ездил в Чечню на международную конференцию, где присутствовали делегаты из более чем сорока стран. Я взял с собой архивную документацию по мечети и обращение на имя руководства Чечни. Через два-три месяца с нами связались представители Регионального общественного фонда им. Героя России Ахмата Кадырова и сообщили, что профинансируют восстановление мечети. После этого представители фонда приезжали в Томск, изучили обстановку, встречались с руководством области и города, которые всегда нас поддерживали в деле восстановления мечети. И процесс пошел. Мы заключили договоры с компаниями, которые выполняют проектные и строительные работы. Работа закипела. Каждую пятницу мы проводим совещания, на которых присутствуют представители департамента культуры, технадзора и наш подрядчик «Томскремстройпроект» — одна из авторитетнейших в городе организаций. Вы видите, каких результатов удалось достичь за это время. Еще несколько метров и минарет будет готов. Общая стоимость работ оценивается в 60 млн рублей. Их завершение планируется в конце 2014 года.

— А кто сегодняшние мусульмане Томска?

— У нас татар много, также много представителей азиатских народов — таджиков, узбеков, киргизов, казахов и верующих из регионов Северного Кавказа — дагестанцев, чеченцев, ингушей. Одним словом, представители разных национальностей к нам приходят. Мы стараемся, чтобы им всем было комфортно здесь. По милости Аллаха в мечеть приходят и молодые люди, и старики, которым уже за восемьдесят лет, но они стараются не пропускать ни одной пятницы.

— Вы — таджик по национальности, поэтому подтвердите, что в Средней Азии во времена СССР религия сохранилась лучше, нежели в Центральной России, на Урале и в Сибири. Здесь на борьбу с религией, в частности, с исламом были брошены огромные силы: закрывались мечети, уничтожались имамы и религиозная литература, активно действовала атеистическая пропаганда. Как Вы думаете, сегодня для сибирских татар, которые здесь живут, что означает ислам? Сколько из них являются практикующими мусульманами?

— Те, кто считает себя мусульманами, с гордостью говорят об этом: «Мы сердцем верим, любим». Они соблюдают обряд поминок, стараются организовать меджлис в месяц Рамадан и во время Маулида. В Советском Союзе люди ведь воспитывались в атеизме, поэтому сейчас не все старики соблюдают намаз. Но радостно, что татарская молодежь начала больше ходить в мечеть, это — милость Аллаха. Если Аллах захочет, чтобы завтра здесь мечеть была полна татар, так и будет. Приезжают люди из Средней Азии и Кавказа, мечети заполняются. Если сад украшают цветы, то мечеть украшают прихожане, в итоге получается прекрасный сад. Украшение мечети — это прихожане, которые постоянно ходят на намаз.

— В своей работе вы сталкиваетесь с представлениями различных течений, идеологий?

— Мы всегда в мечети призываем людей к тому, чтобы они придерживались традиций коренных народов, и стараемся проповедью переубедить остальных. Мусульмане, которые изначально здесь жили, придерживаются ханафитского мазхаба, как и среднеазиатские народы. Поэтому всех, и тех, кто приехал из Средней Азии, и тех, кто с Кавказа, мы призываем к совершению намаза по ханафитскому мазхабу, чтобы не было раскола, чтобы не было фитны. Они нас понимают. Мы не хотим, чтобы в мечети были смута и разделение.

— В Томской области много татарских деревень, в каких из них действуют мечети Вашего Духовного управления? Как развивается ислам в сибирской глубинке?

— Мечети есть в деревнях Тохтамышево, Черная речка, Барабинка, Моряковка, в Кривошеинском районе. Мы с ними очень тесно работаем. Когда мы получаем помощь от Духовного управления мусульман Азиатской части России, в основном это религиозные книги, календари, другие материалы, стараемся им оперативно передать. Особенно имамы ценят книги, в которых содержатся тексты проповедей, стараемся также обеспечивать их книгами по обучению чтению намаза. Когда у нас бывают большие праздники, мы приглашаем их активистов, руководителей к себе. Во всех деревнях проводятся джума-намазы, костяк общин — по 15–20 человек. Сельские имамы активно работают, стараются оживить мусульманские традиции среди населения, обучать, чтобы народ не потерял свои корни. И на смену старикам приходит молодежь. К примеру, недавно из деревни Эушта к нам приезжал молодой человек. Говорит, что у них в деревне есть здание мечети, там раньше была какая-то контора, но крыша у этого здания худая. Просит помочь построить новую небольшую мечеть. Аль-хамду лиллях, я обрадовался, что есть такая молодежь, которая хочет, чтобы у них в деревне мечеть была, чтобы она работала, чтобы люди просвещались и ходили туда читать намаз. А значит, у ислама в сибирских селах есть будущее.

Беседовал Алексей Старостин

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.