Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 4(222) /2014/ — Судьбы Крыма в апреле 2014 года: время встреч и законов
19.05.2014

Судьбы Крыма в апреле 2014 года: время встреч и законов

В течение всего апреля на землях Донбасса и Причерноморья царили отчуждение и страх. Украинское общество раскололось, а новая киевская власть не желает разговаривать с собственным же народом. На этом фоне ситуация в Крыму, где конфликты стремятся решить не путем убийств и кровопролития, представляет собой положительный контраст.

Новый статус Крыма и законопроекты

16 марта на республиканском референдуме большинство крымчан проголосовали за вступление в Россию. Однако извне продолжались попытки по дестабилизации ситуации на полуострове. Поэтому крайне важным стало решение Меджлиса и Курултая крымскотатарского народа, принятое 29 марта, о вхождении его представителей в правительство Крыма. Такой компромисс был достигнут вследствие переговоров, которые с 27 марта вел председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин и к которым присоединился президент Татарстана Рустам Минниханов.

1 апреля президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с президентом Татарстана. Последний указал: «Хотел бы доложить про мои поездки в Крым.. Есть несколько злободневных вещей, которые я хотел бы довести и получить Ваше одобрение... было бы неплохо, если бы действующим законом от 1991 года [Закон „О реабилитации репрессированных народов“] приравнять и крымских татар... Второе... Владимир Владимирович... активисты крымских татар хотели бы с Вами встретиться, если это будет возможно... И третье... всё-таки место проживания, вот эти поселения, во‑первых, надо узаконить. Во-вторых, необходимо инфраструктурно поддерживать, наверное, [создать] какую-то программу». Президент России ответил: «обязательно поручу всё это проработать, все вопросы, все три».

Новая конституция Крыма

11 апреля 2014 года Государственный Совет Республики Крым принял конституцию республики. К сожалению, даже члены правительства Крыма были ознакомлены с ее текстом, который готовился в Москве, только за день до опубликования. В настоящее время, по сравнению с началом 1990-х годов, тексты конституций и уставов субъектов России намного более унифицированы с федеральным законодательством и носят скорее рамочный характер. Важным отличием является и то, что республики России связаны с существованием титульных нерусских этнических групп, которых может одна, две или даже четырнадцать, как в Дагестане. Поэтому в конституциях республик России, как правило, говорится, о праве на самоопределение. Так, в преамбуле конституции Татарстана утверждается: «Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа»; в преамбуле конституции Башкортостана утверждается: «исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления...».

На примере Крыма в нашем государстве впервые возникла русская республика в составе России. В конституции Крыма ничего не говорится о суверенитете, но определяются его полномочия как субъекта Федерации. Согласно статье 1-й: «Вне пределов ведения РФ, полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, Республика Крым обладает всей полнотой государственной власти». О связи Крыма с татарами указывается только в пункте 1-м статьи 10-й: «Государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки». Причем «статус государственных языков Республики Крым устанавливается законодательством РФ и законодательством Республики Крым». Для сравнения посмотрим по действующей редакции конституции Татарстана, статья 8, п. 1: «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки», п. 2: «В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях»; статья 80, п. 1.: «Законы Республики Татарстан принимаются и публикуются на татарском и русском языках». Статья 19 конституции Крыма также не предусматривает преференции для госязыков: п. 2 «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

Ничего не говорится в новой конституции Крыма о титульном характере крымскотатарского народа, хотя аналоги в России есть, например в конституции Башкортостана: «принимая во внимание, что башкирский народ в XVI веке добровольно присоединился к России».

Если чьи-то полномочия и усилились на полуострове, то это, несомненно, главы Республики Крым, к которому перешел полный контроль над исполнительной властью. Ранее, по конституции 1998 года, основные полномочия главы Крыма были распределены между Верховным Советом Автономной Республики Крым и органами исполнительной власти Украины, включая президента Украины. При этом, по новой конституции, глава Крыма, в отличие от требований конституций Татарстана (ст. 91) и Башкортостана (ст. 86), не обязан владеть государственными языками.

Указ президента России о мерах по реабилитации народов Крыма

21 апреля 2014 года вышел в свет указ президента РФ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Он продолжил линию законодательства первого года суверенной России. Так, еще в конце советской эпохи был принят Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-I
«О реабилитации
репрессированных народов», который действует и сейчас. В нем говорится: «Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством».

Россия, как и Украина, подписала в 1992 году еще один важный документ, гарантирующий права в т. ч. и крымских татар — «Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов». По нему государства СНГ брали на себя некоторые обязательства, «безоговорочно осуждая имеющую в прошлом тоталитарную практику насильственного переселения народов, национальных меньшинств и отдельных граждан бывшего СССР... Подтверждая право депортированных лиц, национальных меньшинств и народов на восстановление исторической справедливости и возвращение в места их проживания на момент депортации».

Однако Украина так и не создала механизм возвращения всех крымских татар из мест ссылки. По подсчетам, в Средней Азии и других регионах находится не менее 150 тысяч представителей этого народа. К тому же крымские татары не составляют даже относительного большинства ни в одном административном районе полуострова, что также затрудняет выстраивание автономных территориальных структур. Поэтому даже на заседании Курултая 29 марта решение о территориальной автономии не было принято. Курултай и Меджлис так и не приняли решение о механизме постоянного взаимодействия или, наоборот, противостояния с республиканскими и, что более важно, с федеральными властями, тем самым отложив на будущее вопрос о квотах во власти. Важную роль здесь сыграла позиция экс-лидера Меджлиса Мустафы Джемилева, который не воспользовался возможностями, предоставившимися в ходе разговора с президентом России Владимиром Путиным. Но, как показывает исторический опыт, вопрос о власти откладывать нельзя.

Указ 21 апреля носит компромиссный характер. Здесь говорится о «незаконной депортации с территории Крымской АССР армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов». Следует указать, что все эти народы, кроме крымских татар, обладают собственными независимыми государствами, и речь идет об их диаспорах на полуострове, охватывающих максимум несколько тысяч человек. Среди мер «по восстановлению исторической справедливости» указывается: «определить особенности применения Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ „О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества“». Среди мер по национально-культурному и духовному возрождению этих народов указывается о содействии «созданию и развитию национально-культурных автономий», «получению... основного общего образования на языках указанных народов, развитию традиционных промыслов и форм хозяйствования». Последний пункт — об оказании содействия «в проведении мероприятий, приуроченных к 70-летию депортации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов». Эта фраза горит о поспешности в подготовке указа президента РФ, так как немцы были депортированы из Крыма еще в августе 1941 года.

Разочарование крымских татар вызвано тем, что от указа они ожидали вариант соглашения, где решались бы вопросы распределения власти, землепользования, восстановления топонимики, существовавшей до депортации, и обеспечения возвращения крымских татар, еще оставшихся в Средней Азии.

Совет муфтиев России не может подменить органы власти. Но мы всегда стремились донести нужды российских мусульман, теперь уже включая и мусульман Крыма, до федеральных властей. 2 апреля 2014 года состоялась встреча председателя СМР шейха Равиля Гайнутдина со статс-секретарем — заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным. Следуя своему обещанию донести по возвращении в Москву опасения и чаяния крымских татар, глава Совета муфтиев проинформировал замминистра об итогах своей поездки в Крым. По словам главы СМР, именно ДУМ Крыма и Меджлис являются духовной и общественной организациями, имеющими реальное влияние на крымскотатарское население полуострова, поэтому взаимодействие с иными религиозными и общественно-политическими центрами не представляется эффективным и может помешать конструктивному диалогу с крымскотатарским обществом.

14 апреля шейх Равиль Гайнутдин встретился с первым заместителем руководителя администрации президента РФ Вячеславом Володиным, где проинформировал последнего об итогах своей поездки в Крым и довел до его сведения позицию крымских татар, их видение дальнейшего развития Крымского полуострова и сохранения в регионе межнационального и межрелигиозного согласия. Глава СМР подчеркнул важную роль Духовного управления мусульман Крыма во главе с муфтием хаджи Эмирали Аблаевым в консолидации крымских татар на основе многовековой духовной традиции. Первый замглавы администрации президента поблагодарил муфтия за его братскую пастырскую миссию в Крым и высоко оценил итоги визита для дальнейшего конструктивного развития ситуации в Крыму.

Апрель стал временем нарастающей блокады полуострова со стороны Украины и роста насилия в самой Украине, особенно на юго-востоке. В этих сложных условиях увеличивается значение сотрудничества различных этнических общин в Крыму, их взаимодействия с властями. Поэтому необходимо избежать роста конфронтации и напряженности и обеспечить решение проблем людей законными методами.

Дамир Мухетдинов
первый зампредседателя ДУМЕР,
член Общественной палаты РФ



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.