Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 4(222) /2014/ — Хотелось бы всех поименно назвать....
19.05.2014

Хотелось бы всех поименно назвать....

Вы должны были, братья,
Устоять как стена,
Ибо мертвых проклятье —
Это кара страшна.

Александр Твардовский

Жертвы на фронте

С каждым годом остается в живых все меньше участников Великой Отечественной войны. Сегодня мы все реже видим этих героев, но память об их подвиге должна остаться навечно. С этой целью был создан всероссийский патриотический проект «Бессмертный полк». В этом году наиболее ярким его проявлением стало шествие с портретами героев в Санкт-Петербурге по Невскому проспекту от площади Восстания до Дворцовой площади.

Каковы же были потери мусульманских народов СССР в этой войне? Следует сразу сказать, что гибель каждого человека является подвигом и одновременно трагедией, но необходимо иметь представление о жертве каждого народа во имя Победы. По оценке М. В. Филимошина (Военно-исторический центр Генштаба России), согласно данным армейских архивов, безвозвратные демографические потери советских Вооруженных Сил составили 8 млн 868 тысяч человек. При этом М. В. Филимошин указывает, что около 500 тысяч человек охватывают потери мобилизованных, по которым практически не сохранилось информации. Львиную долю погибших по национальному составу составили русские — 5 млн 756 тысяч (66,4%). Единственным из мусульманских народов России, чья численность составила более 1% из погибших, были татары — 187, 7 тысяч (2,17%). Потери башкир — 31, 7 тысяч человек (0,37%). При этом уровень мобилизации и потерь в обеих республиках Волго-Уральского региона был примерно одинаков. Так, во время Великой Отечественной войны на фронтах сражалось около 700 тысяч жителей Башкортостана и примерно столько же из Татарстана, из них погибло из уральской республики около 300 тысяч человек, из поволжской — около 350 тысяч человек разных национальностей.

Потери всех мусульманских народов России, по данным М. В. Филимошина, намного меньше потерь одних только татар. Народности Дагестана — 11,1 тысяча, кабардинцы и балкарцы — 3, 4 тысяч, чеченцы и ингуши — 2,3 тысячи человек. Намного более значительными были потери ряда титульных наций союзных республик. Здесь самые страшные жертвы понесли казахи, еще не оправившиеся от голода 1932–1933 годов — 125,5 тысяч (1,45%). После трех славянских народов татары занимают четвертое, а казахи — пятое место по числу потерь. Далее следуют узбеки — 117,9 тысяч (1,36%). Потери мусульманских титульных наций других союзных республик: азербайджанцы — 58,4 тысячи (0,67%), киргизы — 26,6 тысяч, таджики — 22,9 тысяч, туркмены — 21,3 тысячи человек.

Жертвы в тылу

Что означала война для тех, кто остался в тылу? Трагичной была участь тех, кто остался воспитывать детей без мужей, и может быть, еще трагичнее была участь тех девушек, которые из-за войны не сумели создать свои семьи. Ведь из призванных ребят 1921–1924 годов рождения вернулись только 3%. Но самой трагичной во время войны является участь детей, причем не только на фронте, но и в тылу. Так, по данным В. Т. Сакаева, годы Великой Отечественной нанесли огромный удар по деторождению в Татарстане. Так, в 1936 году в республике имело место самое высокое число родившихся детей за все предвоенные годы (44 ребенка на 1000 населения). Накануне войны, в 1940 году показатель рождаемости в ТАССР снизился до 37,1 рождений на 1000 населения.

Война привела к огромному падению рождаемости. В первый год войны показатель рождаемости в республике составил уже 33,8 ребенка на 1000 населения. Чем ближе к Победе, тем хуже была ситуация среди населения, которое все с большей трудностью переносило тяготы затянувшейся войны. В 1942 году рождаемость упала более чем на 40% до уровня 19,9 рождений на 1000 населения, в 1943 году показатель рождаемости составил 13,0. В 1944 году рождаемость достигла низшего за весь период войны показателя в 11,4 рождений на 1000 населения. B 1945 году произошел некоторый рост рождаемости, что составило показатель в 13,2. По сравнению с 1944 годом, в 1945 году произошло увеличение рождаемости в абсолютных цифрах на 4934 ребенка.

Дети постарше массово привлекались к труду во имя Победы. Так в Башкирской АССР к сельхозработам было привлечено в 1942 году — 200 тысяч, в 1944 году — 228 тысяч детей. Рост сельскохозяйственных поставок обозначал полуголодную жизнь, что особенно тяжело сказывалось на здоровье детей. В недавно прошедшем сериале по эпопее Федора Абрамова «Две зимы и три лета» страшнее всего было смотреть на изображение постоянных мук голод детей в «мирном тылу». В той же Башкирской АССР крестьяне старались, ограничивая себя во всем, выполнить план поставок сельскохозяйственной продукции. Колхозы и совхозы республики дали государству (1941–1945 годы) 160 млн пудов хлеба. За 1941–1945 года всеми категориями хозяйств было сдано государству 782,8 тысяч тонн картофеля, 54,5 тысяч тонн овощей, 960 тысяч центнеров мяса, 382 млн литров молока. Соседний Татарстан поставил государству 131 млн пудов хлеба, 39 млн пудов картофеля и овощей, 56 млн пудов мяса, 200 млн литров молока. В Башкирии в 1940–1945 годах посевные площади сократились на 43%, поголовье крупного рогатого скота — на 42%, коз — на 46%. В Татарстане в 1942–1945 годах ежегодные сборы зерновых уменьшились в 2,5 раза, поголовье лошадей — более чем в 2 раза.

Жертвы депортаций

Росли цветы на камне твердом
и над волной клубился пар,
но в девятьсот сорок четвертом
из Крыма вывезли татар.

Борис Чичибабин

В 1943–1944 годах были целиком репрессированы ряд мусульманских народов России. Перечислим же их.

Карачаевцы

С начала августа 1942 и по конец января 1943 года Карачаевская автономная область находилась под немецкой оккупацией. 12 октября 1943 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, а 14 октября —постановление Совета народных комиссаров СССР о выселении карачаевцев в Казахскую и Киргизскую ССР. 2 ноября того же года состоялась депортация карачаевцев, по итогам которой были депортированы 69 267 представителей этого народа — женщин и мужчин, детей, пожилых, всех без разбора.

Чеченцы и ингуши

29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», а 31 января вышло постановление Государственного Комитета Обороны о депортации чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 20 февраля Берия прибыл в Грозный и лично руководил операцией. Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года и завершилась 9 марта 1944 года. По официальным советским данным из Чечено-Ингушской АССР было насильственно выселено более 496 тысяч человек, в том числе в Казахскую ССР — 411 тысяч человек (85 тысяч семей) и в Киргизскую ССР — 85,5 тысячи человек (20 тысяч семей)

Балкарцы

24 февраля 1944 года Берия предложил Сталину выселить балкарцев, а 26 февраля он издал приказ по НКВД «О мероприятиях по выселению из Кабардино-Балкарской АССР балкарского населения». 5 марта вышло Постановление ГКО о выселении балкарцев, а 8–9 марта 1944 года началась операция. 11 марта Берия доложил Сталину, что «балкарцев выселено 37 103 человека».

Крымские татары

Во время депортации из Крыма было выселено 228 543 человека, из них 191 014 человек — крымские татары (более 47 тысяч семей)

Фронтовики, представлявшие депортированные народы, за редким исключением также были депортированы. По данным представителей самих репрессированных народов, изгнание стоило жизни примерно половине их этносов (подробнее о депортации крымских татар читайте в майском номере «Ислам минбаре» — прим.редакции).

***

Сегодня мы вспоминаем подвиг наших предков и нашу великую общую Победу, но мы не должны забывать муки и смерти десятков миллионов людей. Поистине, все мы принадлежим Всевышнему и к Нему наше возвращение.

Айдар Хабутдинов
профессор, доктор исторических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.