Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 3(221) /2014/ — Свидетели истории ислама в России
19.05.2014

Свидетели истории ислама в России

Старейшины татарской мусульманской общины Москвы Ильсияр Шамсутдинова и Амния Байбурова награждены медалью ДУМЕР «За духовное единение».

Научная деятельность и сохранение исторической памяти об истории ислама в России входили в число приоритетных направлений деятельности Духовного управления мусульман Европейской части России, уже начиная с 1994 года — с года основания этой крупнейшей мусульманской религиозной структуры России. Исторически закономерным стало основание ДУМЕР вокруг ключевого ядра российской уммы — Московской Соборной мечети, в течение долгих десятилетий выполнявшей функции центра религиозной жизни для мусульман центральной России. Символично, что в этом году 20-летие ДУМЕР совпадает с 110-летием Московской Соборной мечети.

В преддверии юбилейных дат решением муфтия Равиля Гайнутдина медалью Духовного управления мусульман Европейской части России «За духовное единение» были награждены старейшие представители московской мусульманской общины Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова и Амния Азизовна Байбурова, благодаря воспоминаниям, которых стали известны многие страницы истории ислама в России. Мемуаристы, свидетели и участники важных событий московской мусульманской общины XX века активно передают свои знания историкам и публицистам, их воспоминания становятся источником для исследований, и активно вводятся в научный оборот.

Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова — дочь последнего имам-хатыба Московской Исторической мечети до ее закрытия в 1930-е годы — Абдуллы Хасановича Шамсутдинова.

Ильсияр-апа родилась 6 февраля 1920 года в деревне Терси (тат. Тирсә) Вятской губернии (ныне Агрызского района Республики Татарстан), где ее семья недолго находилась во время Гражданской войны.

В 2014 году ей исполнилось 94 года.

С раннего детства Ильсияр Шамсутдинова живет в Москве. Ее детство прошло на Большой Татарской улице в Замоскворечье, где при мечети жила семья имама Абдуллы Шамсутдинова. Квартира имама располагалась в сохранившемся до наших дней здании-флигеле 1913 года постройки, воздвигнутом во дворе мечети на средства купца и мецената Садыка Салиховича Ерзина (1858–1936) для мектеба.

Абдулла Хасанович Шамсутдинов родился в 1878 году в Касимове Рязанской губернии в семьи ведущего мугаллима Кастровского медресе Хасана Шамсутдинова. Окончив медресе, он стал имамом татарской мечети в городе Кульджа (Восточный Туркестан, ныне территория Китая), где существовала значительная и богатая татарская община. С 1908 года Абдулла Шамсутдинов являлся вторым имамом в мечети в Замоскворечье, женился на дочери имам-хатыба, ахуна Хайретдина Агеева — Магире. После смерти в 1913 году Хайретдин-хазрата Агеева Абдулла Шамсутдинов становится имам-хатыбом и будет возглавлять религиозную жизнь до 1936 года.

В 1920-е гг. мектеб еще периодически функционировал, в его здании располагались квартиры. В частности, здесь жили Сара Садыкова (1906–1986) — будущий известный татарский композитор и ее муж — режиссер Газиз Айдарский (1898–1933). Молодые строители новой татарской культуры близко дружили с семьей имама. В памяти Ильсияр Шамсутдиновой навсегда остался образ легендарной Сары Садыковой.

Близкой семье имама была и семья Кармышевых. С этой семьей Абдулла-хазрат Шамсутдинов был близко знаком много лет еще по Кульдже, дружба продолжилась и в СССР. Ильсияр Шамсутдинова познакомилась с младшей представительницей этой семьи Балкис Халиловной Кармышевой (1916–2000) — впоследствии видным тюркологом-этнографом, доктором исторических наук, одним из крупнейших исследователей истории и этнографии Средней Азии. Стоит отметить, что в 2004 году в Москве были опубликованы чрезвычайно интересные мемуары матери Б. Х. Кармышевой — Фатимы Кармышевой «К истории татарской интеллигенции. 1890–1930-е годы», ценнейший источник по истории татарских общин Туркестана.

Таков был круг семьи имама Абдуллы Шамсутдинова в Москве 1920-х годов.

В целом, имя имама А. Шамсутдинова было хорошо известно мусульманам России, поскольку на протяжении многих лет он руководил религиозной жизнью одной из самых известных мечетей страны. Среди его знакомых — муфтии Галимжан Баруди и Риза Фахретдин, имам Кашшаф Тарджемани. Выдающейся мыслитель Муса Бигеев в середине 1920-х гг. по приглашению Абдуллы Шамсутдинова преподавал в мектебе на Большой Татарской улице.

Ильсияр-апа в 1920-е гг. училась религиозным знаниям в Москве у своего отца Абдуллы Шамсутдинова, и у тети — Мафтухи Агеевой, а позднее поступила в татарскую советскую школу имени Н. Нариманова, расположенную в Доме Асадуллаева (Малый Татарский переулок, дом 8). В годы учебы в школе ее преследовали в связи с принадлежностью к семье имама.

В 1936 году «по делу Тарджемани» [фальсифицированное «дело о заговоре руководителей ЦДУМ» — Ред.] в ходе разгрома мусульманских религиозных структур был репрессирован Абдулла-хазрат. В 1937 году он был расстрелян. Ильсияр-апа вспоминает, что после ареста отца поступило требование передать текст перевода Корана на татарский язык, над которым работал Абдулла-хазрат. Этот уникальный труд бесследно исчез. Были конфискованы и книги из библиотеки Хайретдина Агеева, коллекция шамаилей, собранная Абдуллой-хазратом.

Позднее была арестована и погибла в 1942 году в лагере «Потьма» Мордовской АССР ее мать — Магира Хайретдиновна Шамсутдинова. Чрезвычайно редким случаем для трагической истории эпохи репрессий стало разрешение посетить мать в заключении. Ильсияр-апа вспоминает, как встретилась с больной матерью-инвалидом, находившейся в трудовом лагере, незадолго до ее смерти...

В годы Великой Отечественной войны Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова работала в Москве, большую часть своей профессиональной жизни она была воспитателем в детском саду. После закрытия родной мечети являлась прихожанкой Московской Соборной мечети.

В 1990-е-2000-е годы она дала многочисленные интервью исследователям и публицистам. Во многом благодаря воспоминаниям Ильсияр Абдулловны были изучены многие страницы истории мусульманской общины Москвы, в том числе биографии имамов Рафека и Хайретдина Агеевых, Абдуллы Шамсутдинова; положение мечети в Замоскворечье в 1930-е годы; история татарской школы в Доме Асадуллаева в 1920-е-30-е годы; похоронно-поминальная обрядность на Даниловском мусульманском кладбище в советское время.

Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова предоставила исследователям возможность знакомства и изучения ее уникального семейного фотоархива, сохраненного в годы репрессий. Так было обнаружено фото, на котором запечатлены татарские участники Мекканского конгресса 1926 года, татарские купеческие снимки.

Наряду с Раузой Ахмедовной Кастровой (1911–2012) Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова принадлежит к числу ведущих свидетелей истории мусульманской общины Москвы XX века.

Амния Азизовна Байбурова — свидетель истории мусульманской общины Касимова и Москвы советского времени. 29 января 2014 года ей исполнилось 90 лет.

Амния Азизовна родилась 29 января 1924 года в городе Касимове Рязанской области. Она принадлежит к известной касимовской купеческой династии Ишимбаевых.

С детства Амния Азизовна проживала в Москве на Большой Татарской улице. С началом Великой Отечественной войны находилась на трудовом фронте. В ходе Московской битвы (1941–42 гг.) участвовала в обороне Москвы, в последующие годы войны работала на заводе. В послевоенный период работала на различных экономических должностях. Посещала Московскую Соборную мечеть.

В 1990-е-2000-е годы в ходе встреч с исследователями Амния Азизовна представила многочисленные свидетельства по истории мусульманской общины Касимова первой трети XX века (генеалогические связи татарских семей, исторически связанных с городом Касимов Рязанской губернии; биографии имамов и меценатов); существованию татарской религиозной жизни в Замоскворечье в годы репрессий и Великой Отечественной войны; истории Дома Асадуллаева в предвоенный период.

Ильсияр Шамсутдинова и Амния Байбурова, пройдя наполненную испытаниями жизнь в XX веке, сохранили верность своей религии, сберегли ценные свидетельства прошлого мусульманской жизни в России.

Марат Сафаров,
кандидат педагогических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.