Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 2(220) /2014/ — Фетвы и их значение в жизни мусульман
06.03.2014
Иллюстрация

Фетвы и их значение в жизни мусульман

С точки зрения арабского языка слово «фатва[тун]» означает «разъяснение», а в богословии данный термин несет в себе смысл «правового решения или рекомендации по тому или иному вопросу, прямо не отраженному в шариате».

Появление и развитие института фетв

Первые фетвы как ответы на появлявшиеся вопросы восходят к самому Посланнику Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего), когда он разъяснял людям те или иные положения религии. При этом фетвы Пророка подтверждались (а иногда исправлялись) Всевышним Аллахом, и потому являются узаконенными, отличаясь от всех других фетв.

Но Пророк не только сам разъяснял многие аспекты религии, подчас разрешая выдавать фетвы и своим сподвижникам. Это исходит из многих хадисов, в частности, из таких слов Посланника Аллаха: «Если судья предпринимает все, что от него зависит, и объявляет верное решение, то он получит двойное вознаграждение, если же он, предприняв все необходимое, ошибется, то все равно получит одно вознаграждение» (аль-Бухари).

Очевидно, что сподвижники Пророка, которых он направлял в разные регионы в качестве своих наместников, не могли советоваться с ним по каждому незначительному вопросу. Как ни странно, но в итоге это принесло большую пользу, ибо такое положение дел привело к появлению целого пласта ученых-муджтахидов. В дальнейшем развитие института фетв получило еще большее распространение. Мусульмане сталкивались со все большим количеством таких вопросов, прямых ответов на которые в источниках права найти было невозможно. Коран и Сунна содержат основные, фундаментальные принципы вероучения; базируясь на них, ученые проводят «аналогии» и «предпочитают наилучшее», стремясь точнее и осмысленнее исполнить Божественные предписания.

После того, как основные вопросы были поняты, разъяснены и согласованы, мусульманский мир частично прекратил развитие института фетв: «врата иджтихада закрылись». Однако это положение весьма условно, т. к. в большей степени относится к вопросам поклонения, которые действительно во многом уже решены. Что же касается других сфер жизнедеятельности, то время от времени в разных регионах мусульманского мира верующие сталкивались с новыми вызовами. Пока это происходило в небольших масштабах, то было не особенно заметным.

XX век внес в жизнеустройство самые крупные изменения. Это привело к появлению многочисленных вопросов и жизненных ситуаций, на которые в шариате не сформулировано прямых ответов. Причина не в том, что шариат «устарел», а в том, что изменились условия жизни. И ответы на новые вопросы на самом деле в шариате присутствуют — необходимо лишь суметь их извлечь, а для этого важно обладать всем спектром знаний, причем не только богословских, но и современных. Хвала Аллаху, многие ученые это осознают, и потому часто выносят те фетвы, которые действительно помогают в решении тех или иных вопросов. Востребованность в иджтихаде присутствует в области новых условий жизни, и именно в ответах на новые вызовы времени нуждается современное общество.

К сожалению, часть мусульман, оказавшись в новых условиях, пошла совсем по иному пути. Вместо того, чтобы тратить свои силы на поиск решений по современным актуальным темам, они сделали своим уделом опровержение уже давно исследованных, разъясненных и согласованных вопросов из области ибадата. Итог такой деятельности крайне печален — уже сейчас можно говорить о появлении целого поколения мусульман, которых условно можно назвать ниспровергателями авторитетов. И если поначалу критике подвергались лишь отдельные ученые, то затем эта негативная тенденция дошла до опровержений и даже обвинений в заблуждении таких известных ученых, как имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии или Ахмад. Сторонники таких групп лишь себя считают правильными, «чистыми» мусульманами, хотя часто не имеют полноценных знаний, которые позволяли бы им выносить свои суждения. В добавление к этому нередко они отличаются крайней резкостью, амбициозностью и явным неуважением к окружающим.

И все же, инша Аллах, будущее не за ними. По милости Всевышнего Аллаха все больше людей понимает необходимость повышения своих знаний, использования его во благо ислама и соблюдения при этом правил ахляка — кодекса этических норм и морали, известных из Корана и Сунны. Прежде всего это понимают ученые, и потому они часто организуются в коллегии и академии, возрождая тем самым иджму — собрание ученых, совместно обсуждающих те или иные вопросы и выносящих коллегиальное решение.

Институт фетв

Академии мусульманского права пользуются в современном мире большой популярностью. Всевышний Аллах, приводя в пример верующих, сказал: «А повеления их принимаются в совете между собой» (сура «Аш-Шура», аят 38). Это — тот образец, на который и следует ориентироваться верующим во всех уголках нашей планеты.

Во всех религиозно-правовых школах иджма признается в качестве третьего (после Корана и Сунны) источника права. С точки зрения ученых ханафитского и маликитского мазхабов иджма не ограничивается временем, т. е. институт принятия совместных решений как раз и должен являться той структурой, что часто позволяет избежать ненужных споров. Структура иджмы несет в себе немалый созидательный потенциал, и развитие этой системы является очевидным благом и, возможно даже, жизненной необходимостью.

Первые иджмы стали собираться сразу после ухода Посланника Аллаха из этой жизни, и в дальнейшем мусульмане всячески старались руководствоваться принципом совещательности. При этом территория Халифата постепенно расширялась, в результате чего было образовано несколько провинций, в каждую из которых были направлены наместники. Многие из них были одновременно и администраторами, и учеными, следовательно, они были не просто наместниками, но и судьями. Естественно, что на новых местах наместники сразу же сталкивались с массой новых проблем и вопросов, на которые невозможно было ответить, не используя рациональное мышление. В связи с этим каждый из них, используя свои знания и способности, как мог старался давать ответы на новые вопросы, т. е. выносил фетвы. И если вопросы государственного масштаба решались на уровне халифа, то менее серьезные — на уровне наместников. Многие фетвы этой эпохи стали основой для вынесения решений их учениками и последователями. Часть из них вошла в сборники фетв, которые были составлены в более поздние времена.

В VIII веке начался новый этап развития фикха. Именно этот период считается в истории «золотым» веком мусульманского богословия. Отличительной чертой этой эпохи стало не только появление новых фетв, но и их письменная фиксация, в том числе и составление различных богословских сборников.

Через какое-то время в силу объективных и субъективных причин развитие фикха, а значит и института фетв, фактически было приостановлено. Такое положение сохранялось почти до второй половины XX века, когда резкий технологический скачок привел к изменению условий жизни во многих уголках земного шара. Постепенно мусульманские ученые, порой даже не замечая этого, стали возрождать практику рационального поиска решений новых вопросов, как бы заново «открывая врата иджтихада».

В результате на сегодняшний день можно смело сказать, что институт фетв заработал в полную силу. Однако нельзя не отметить и те недостатки, которые подчас оказывают на его развитие отрицательное влияние. Прежде всего, это отсутствие консолидации между учеными. С одной стороны, часть ученых выдает фетвы просто в индивидуальном порядке, не принимая в расчет ни мнения других ученых, ни существующие реалии жизни. С другой стороны, даже в случае коллегиального решения в том или ином государстве (или в какой-либо международной организации), подчас эти структуры не взаимодействуют в должной степени со своими коллегами из других государств (или из других организаций). Таким образом, де-факто, большая часть мусульманских ученых «разбросана по отдельным квартирам», к тому же еще иногда и противодействуя друг другу. Очевидно, что такое положение приводит к дополнительным противоречиям, причем часто всего лишь по политическим мотивам.

Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Введение в шариат»



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.