Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 12(218)–1(219) /2013–2014/ — Исламский образовательный кластер на Северном Кавказе
30.01.2014

Исламский образовательный кластер на Северном Кавказе

Президент Северо­Кавказского университетского центра исламского образования и науки (Махачкала), первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Дагестан Магди­хаджи Мутаилов рассказал газете «Ислам минбаре» о системе подготовки мусульманского духовенства в Дагестане.

Мутаилов Магди Магомдедович

Родился 6 января 1964 года в селе Андых Шамильского района Республики Дагестан. Религиозное образование получил у авторитетных алимов у себя в республике. Также окончил отделение арабского языка Мединского государственного университета. Светское образование получил в Дагестанском государственном техническом университете.

С 1999 года — заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Дагестан. С 2001 года курирует вопросы религиозного образования в ДУМ Дагестана. С 2007 года по настоящее время — президент Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки.

— Магди-хаджи, в чем на сегодняшний день заключается деятельность СКУЦИОН?

— Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки был создан в 2007 году с благословения муфтия Республики Дагестан шейха Ахмада-хаджи Абдулаева. Создавали мы его вместе с покойным Максудом-хаджи Садиковым (р. х.), который стал вице-президентом центра. Сегодня работаем вместе с его младшим братом Магомедзагид-хаджи Садиковым.

На текущий момент в Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки входит 10 вузов, 25 медресе, более 100 мактабов при мечетях, а также Ингушский исламский институт. СКУЦИОН координирует их работу. На Северном Кавказе мусульмане трех республик придерживаются шафиитского мазхаба — Дагестан, Ингушетия и Чечня. И с чеченскими коллегами мы также развиваем сотрудничество, обсуждаем вопросы преподавания шафиитского фикха. Отмечу, что вплоть до недавнего времени в состав СКУЦИОН входило 13 дагестанских вузов, буквально в последние месяцы три из них приняли решение объединиться с другими вузами — с теми, кто крупнее и обладает более качественной образовательной базой.

За эти годы мы унифицировали учебные программы исламских учебных заведений всех уровней — мактаб, медресе, вуз и издали для этих программ необходимые учебные пособия. Работает ученый совет, в задачи которого входит совершенствования программ и методик образовательного процесса. Например, введены такие светские дисциплины как информатика, психология, педагогика. При центре издано более 20 книг, все на русском языке. Основным языком обучения является русский язык. Обучаться к нам приезжают и из других регионов России.

— Задача привести к единому знаменателю содержание исламского образования (с учетом различий в мазхабах) ставится сегодня и на федеральном уровне.

— Мы разделяем эту идею. Стремиться к совершенствованию учебного процесса, созданию качественных вузов нужно на общероссийском уровне. В этой связи хорошие результаты дает сотрудничество в рамках Совета по исламскому образованию. Обмены студентами, стажировки очень полезны как для углубления знаний, так и для расширения кругозора наших воспитанников.

Говоря о развитии исламского образования, я подчеркиваю, что необходимо возвращаться к нашим традициям в исламском образовании. Традиционная система образования спасет нашу молодежь. Копирование арабской системы может навредить, в ней есть моменты, неприемлемые для России. Даже в аль-Азхаре сегодня говорят о возврате к тем программам, которые были приняты два века назад.

— Для возрождения таких традиций, в первую очередь, необходимо вернуть в оборот книжное наследие. Вы работаете над этим?

— Конечно. Хотя часть книг была утрачена или вывезена из России, все же достаточно большое количество хранится в Дагестане. Есть села, в которых в целости сохранились целые библиотеки старинных книг с дореволюционных времен. Наши ученые изучают их, часть переводится на русский язык. В этом процессе принимают участие и те специалисты, которые окончили зарубежные вузы по направлению ДУМ Дагестана.

— Как в настоящее время обстоят дела с выездом за рубеж для получения религиозного образования?

— В 2004 году Совет алимов ДУМ Дагестана принял решение о том, чтобы не отправлять в арабские страны молодых людей, не получивших базовое образование здесь у нас. Поэтому мы не направляем за рубеж тех, кто не окончил хотя бы медресе. Молодые люди, которые уехали на учебу без направления Духовного управления, иногда даже без ведома своих родителей, они не хотят поддерживать с нами никаких отношений.

— Проблема нехватки имамов, столь острая для российских регионов, по всей видимости, не актуальна для Дагестана, не так ли?

— Да, это так. Сейчас в исламских вузах Дагестана обучается порядка 2000–2500 студентов, ежегодно выпускается более сотни бакалавров. Наши медресе принимают на базе девяти классов, срок обучения — три года. По окончании медресе студент поступает в вуз и после четырех лет обучения получает квалификацию бакалавра. Таким образом, срок обучения составляет семь лет. Восемь вузов дают чисто религиозное образование, еще два — Институт теологии и международных отношений и Чиркейский теологический институт имеют государственную аккредитацию и выдают дипломы государственного образца. В ИТИМО также открыта магистратура.

Недостатка в абитуриентах мы не наблюдаем, но и отсева на вступительном этапе тоже не делаем, сильных абитуриентов стараемся собрать в ведущих вузах, а тех, кто слабее, направляем в менее продвинутые институты. В каждом исламском медресе, университете и институте студенты обеспечены полным пансионом — общежитием и бесплатным трехразовым питанием. Хотя учредителем всех вузов является ДУМ Дагестана, в материальном отношении они не зависят от духовного управления. Привлечению спонсоров и меценатов способствует высокий авторитет алимов, руководителей этих учебных заведений.

Над трудоустройством выпускников мы тоже работаем. Есть в структуре ДУМ Дагестана заместитель муфтия, который занимается кадровыми вопросами в общинах. В штат каждой мечети необходимо минимум 3–4 квалифицированных специалиста. Если в том или ином джамаате возникает потребность в имаме или муэдзине, община обращается в духовное управление и мы направляем имама. Иногда в самом джамаате имеются образованные люди и община хочет видеть своим имамом конкретного человека или представляет несколько кандидатур. Мы их экзаменуем и после этого утверждаем, с подписанием соответствующего указа.

Мечети у нас строятся на средства меценатов и содержатся усилиями общины. Сегодня в Дагестане действуют 2350 мечетей. Заработную плату имаму также обеспечивает его община, поэтому нехватки имамов нет. Напротив, иногда бывает даже избыток, поэтому имеем возможность направлять имамов в другие регионы.

— Известно о том, что в 2013 году ДУМ Дагестана объявило об аттестации всех имамов

— Да, в течение последних месяцев мы проводим аттестацию имамов и преподавателей учебных заведений, она продлится до начала 2014 года. Аттестация уже прошла в пяти вузах. Экзаменовано также около 300 имамов. Выявляются необходимость повышения уровня знаний. Если в 1990‑е годы знаний этих людей было достаточно для исполнения своих обязанностей, то сегодня планка требований сильно повысилась. Сейчас народ просвещенный, каждый самостоятельно изучает литературу, занимается. У имама перед джамаатом должен быть высокий авторитет, для этого необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень. При СКУЦИОН действуют курсы повышения квалификации, чтобы те, кто не прошел аттестацию, могли наверстать необходимые знания.

Беседовала Диляра Ахметова

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.