Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 11(217) /2013/ — Анарбек Жунусов: Сохранять мир и спокойствие на своей земле — наша задача
13.01.2014

Анарбек Жунусов: Сохранять мир и спокойствие на своей земле — наша задача

21 ноября на 72 году жизни скончался муфтий Сибири в юрисдикции Духовного управления мусульман Азиатской части России, президент Национально­культурной автономии казахов Омской области и единственный из мусульманских религиозных деятелей, чье имя внесено в «Книгу Почета Сибири» Анарбек­хазрат Жунусов. В последние недели он тяжело болел, но, несмотря на это, согласился дать интервью, в котором рассказал об истории возрождения ислама в Омской области и о работе, которую проводит Казыятское управление мусульман Омской области сегодня.

Поистине, все мы принадлежим Всевышнему и к Нему наше возвращение. Пусть Всевышний Аллах примет душу ушедшего от нас Анарбек-хазрата и дарует ему из Своей безграничной милости!

***

— Анарбек-хазрат, с чего начиналось Казыятское управление мусульман?

— Казыятское управление мусульман Омской области было создано в 1999 году. В то время в области было несколько действующих мечетей. Одна из них в Москаленском районе. Эти мечети были разрозненными, мусульманские общины не были связаны, не контактировали. Многие сельские мечети были разрушены или использовались не по назначению. Мусульмане были разобщены, им не с кем было посоветоваться, негде взять духовную литературу. Разобщенность противоречит самим принципам ислама. Надо было собирать умму, официально регистрировать существующие немногочисленные мечети. Это можно было сделать, только имея централизованную религиозную организацию.

Для этих целей и было создано Омское Казыятское управление. В его состав вошли общины Нововаршавского, Таврического, Тавризского, Называевского районов, Красногорска и некоторых других населенных пунктов. Работу по объединению мусульман мы ведем и сейчас.

Мечеть «Хайр Ихсан», в которой сейчас расположено Казыятское управление, была когда-то зданием бывшего шахматного клуба на улице Богдана Хмельницкого. Мы обратились в администрацию города с просьбой передать это здание мусульманской общине. Здание передали, наша мусульманская община провела ремонт, пристроила минарет, расширила само здание. Это произошло в 1995 году. В том же году меня избрали председателем мусульманской организации. В 1999 году я стал руководителем Казыятского управления мусульман Омской области, затем муфтием, представителем главного муфтия ДУМАЧР в Сибирском федеральном округе.

Мечеть «Хайр Ихсан» до сих пор является самой посещаемой в городе. Это не значит, что мы хотим, чтобы все мусульмане шли только к нам. Если люди идут в мечеть, читают намаз — это уже очень хорошо. На сегодняшний день в Омске действует 4 мечети в нашей юрисдикции — «Хайр Ихсан», «Сейтказы», имени Кожа Ахмета, «Ихлас».

— Сколько всего общин и мечетей входит в состав Казыятского управления мусульман Омской области?

— В настоящее время под юрисдикцией Казыятского управления находится порядка 24 мечетей и молельных домов, действует около 30 мусульманских общин. Не все общины имеют молельные помещения. Там, где нет мечетей и молельных домов, мусульмане собираются в домах верующих, которые имеют возможность предоставить помещение, имеют соответствующую площадь. Так, как это было и раньше. Это вполне нормально и многие пожилые набожные мусульмане, которые проживают отдельно от своих взрослых детей, предоставляют свои дома для проведения джума-намазов с большой радостью.

— Сколько имамов служит в ваших приходах?

— У нас служит 80 имамов. В основном это люди пожилого возраста. Не все из них имеют специальное религиозное образование. Но надо иметь в виду, что это настоящие хранители веры. Люди, выросшие в семьях, где хранили религиозные книги. В роду у многих были муллы, которые сохранили религиозные знания, несмотря на гонения и репрессии. В этих семьях вера и религиозные знания передавалась из поколения в поколение.

С целью повышения квалификации имамов старшего поколения мы регулярно проводим соответствующие курсы и семинары, которые длятся по несколько дней. Обучение строится таким образом, что наши имамы не только получают теоретические знания, но и имеют возможность присутствовать на богослужениях, маджлисах и иных религиозных мероприятиях, которые проводятся в Омске. Они видят, как живут и работают общины, как решаются организационные и правовые вопросы, как читаются проповеди, как ведется работа с молодыми прихожанами. Семинарские занятия — это и теория и практика одновременно. Преподают на курсах имамы наших омских мечетей.

Что касается молодых имамов, работающих в Омске и районах, большинство из них — это люди с высшим или средним исламским образованием. Как правило, они получали образование в Татарстане — Российском исламском университете, в медресе в Тюмени, в Казахстане, в арабских странах.

Cреди наших коренных мусульман много этнических казахов. Так сложилось исторически. Поэтому наши имамы получают образование в Чимкенте, в Алмааты. Был такой случай: один молодой человек, которого мы направляли в университет «Нур Мубарак», отучившись, остался в Казахстане работать имамом. Но я не считаю, что это плохо. Он работает по специальности, несет людям веру, знания. Он делает важное и доброе дело.

Работа с молодежью также является одним из приоритетных направлений. Это касается и религиозного просвещения, и патриотического воспитания. Ведь ислам призывает любить Родину, защищать ее от посягательства врагов. И в этом вопросе роль священнослужителей очень велика. Их задача разъяснять и поучать, противостоять тем, кто пытается сбить молодых людей с пути истинного.

— Вы не думали над тем, чтобы создать в Омске собственное мусульманское учебное заведение?

— Конечно, такие мысли есть. В нашем регионе проживает, с учетом мигрантов, около 300 тысяч этнических мусульман. Из них около 50 тысяч татар, 100 тысяч казахов. Для наших мечетей необходимы квалифицированные имамы. Было бы проще направлять в собственное учебное заведение жителей Омской области по рекомендации общин, чтобы потом они возвращались в свои общины. Но сами мы пока не готовы открыть собственное учебное заведение. Можно пойти по другому пути — открыть в Омске филиал Московского исламского университета. Мы ведем такую работу через СМР. Уже присмотрели помещение — второй этаж мечети имени Кожа Ахмета. Но там необходимо провести качественный ремонт помещения. Тогда можно будет конкретнее говорить о создании филиала. Нам очень нравится, как поставлен учебный процесс в МИУ. Если нам удастся открыть филиал в Омске, наши студенты будут получать диплом этого учебного заведения, получат профессиональные исламские знания в соответствии с современными требованиями, в соответствии с мировыми стандартами.

— Расскажите немного о себе.

— Я родился в ауле Каран-Гарал (Карангы Арал) Называевского района Омской области. В нашей семье было семеро детей. Родители были людьми верующими. Да по-другому и быть не могло — ведь в нашем ауле и в советское время было 11 имамов. Это был крупный казахский аул. Нас, детей, воспитывали в соответствии с исламскими традициями. Старших уважали. Никогда я не слышал нецензурной брани, не было воровства и хулиганства. Летом у нас собирались имамы из соседних аулов, где также жили набожные люди. Вообще надо сказать, что и казахи, и татары, которых связывала общая вера и общий тюркский язык, в Омской области всегда жили дружно. Так продолжается и по сей день. Это касается и всех других народов.

Религиозное образование я получил при Высшем Исламском колледже «Расул Акрам» в Москве. В 1998 году совершил хадж. И тут произошло одно из самых знаменательных событий в моей жизни. Мне и муфтию Нафигулле-хазрату Аширову позволили войти внутрь священной Каабы. Это была большая честь и запомнилось на всю жизнь.

Я горжусь и всегда гордился тем, что я россиянин, тем, что у нас такая большая и многонациональная страна, с которой считаются и те, кто нас уважает, и даже те, кто нас почему-то не любит. Главная задача для священнослужителей — воспитывать всех прихожан и молодежь в том числе, в вере и любви к Родине. Тогда наша страна всегда будет великой.

Беседовала Нина Зотова



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.