Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 11(217) /2013/ — Мозаика
13.01.2014

Коллекция цитат

Одна из казахских пословиц гласит: «Начало успеха — единство, основа достатка — жизнь».

Братья должны жить в согласии не потому, что находятся в зависимости один от другого, а надеясь на свои умения и силу, уповая каждый на собственную судьбу. Иначе они и Бога забудут, и делом не займутся, а станут искать напасти друг на друга. Погрязнут во взаимных обидах, будут клеветать, хитрить и обманывать друг друга. Как тут добиться единства?

Абай Кунанбаев (1845–1905), казахский поэт, просветитель

Даты и события ноября

4 — День народного единства.

4 — День хиджры (Новый год по исламскому календарю).

12–165 лет со дня рождения Николая Веселовского (1848–1918), отечественного востоковеда.

13 — День Ашура, день поминовения пророков и посланников Аллаха.

16 — Международный день толерантности.

19 — День принятия ислама народами Волжской Булгарии (922 г.)

20–90 лет со дня проведения съезда мусульманского духовенства Дагестана (1923).

28–100 лет со дня рождения Абдурахмана Кумысникова (1913–1985), заслуженного деятеля искусств ТАССР.

Книжная полка

В этом году журналу «Русское искусство» исполнилось 90 лет. Первый номер вышел в 1923 г. Одна из статей его посвящена исламскому искусству. Ее автор художник Амшей Нюренберг (1887–1979).

Письмо из Туркестана

В Средней Азии, этой необычной стране, где старая исламская культура до сих пор еще продолжает жить своей изумительной яркостью — искусство представляет еще мало последовательную область.

Имеющийся здесь необычайно богатый материал (которого хватит на целое поколение) еще только ждет своих исследователей.

Мне лично приходилось часто знакомиться с работами туземцев на больших художественных и кустарных выставках.

На одной из них в Старом Ташкенте, где было несколько сот акварелей, рисунков и скульптур, я отметил около пяти методов преподавания и такое же количество течений, причем как методы, так и течения одновременно прививались учащимся.

Выставка воочию показала, насколько руководители не учитывали психики своих учащихся и не понимали их пластического миросозерцания.

Замечательно, что там, где руководители не вмешивались своей «Европой» и не трогали своих руководимых — сарты создавали поразительные работы.

...Восток, начинающий играть в нашей общественной и политической жизни заметную роль, должен будет, несомненно, окрасить нашу Советскую культуру в свои яркие и ароматные цвета. И особенно это сможет выразиться в искусстве — одном из наиболее могучих и важных факторов восточной культуры.

Вот почему мы еще заинтересованы в спасении и сохранении восточных художественных ценностей и их творческой среды.

Диалог цивилизаций

Евгений Львович Марков (1835–1903) — автор многих публицистических статей и беллетристических произведений, среди них «Очерки Крыма» (1872), «Очерки Кавказа» (1887), «Хазарские городища». Его путевые очерки публиковались в «Отечественных Записках», «Русском Вестнике», «Голосе» и других ведущих органах российской периодики пореформенной поры. В 1890 г. в Санкт-Петербурге вышла книга Евгения Маркова «Путешествие на Восток, Царьград и Архипелаг. В стране фараонов», отрывок из которой мы публикуем.

Осмотреть все мечети Каира нет возможности. Их тут несколько сот. В старинных базарах купола мечетей и их минареты поднимаются один рядом с другим и одна роскошнее другой. Недаром издали Каир представляется лесом мечетей. Изумляешься, должно были немало стоить маленькому народу все эти драгоценные, громадные здания, соперничающие друг с другом изяществом своего архитектурного стиля и богатством своих украшений... Деньги на них собирались впрочем, не с народа: каждый халиф, каждый родственник халифа, выдававшийся хотя чем-нибудь, его братья, его жены старались увековечить свое имя какою-нибудь великолепною мечетью и приготовить себе этою земною жертвою сладкий удел в небесных садах Магомета...

Мечети Стамбула в этом отношении не похожи на них. Они гораздо светлее, милее, смотрят как-то милее и терпимее на входящего в них иноверца, и гораздо более напоминают ему его собственные храмы. Сейчас видно, что идеалом и образцом их был просторный и светлый храм христиан, осененный, будто искусственным небом, византийским куполом.

В Каире совсем не то. В мечетях Каира вылилось и кристаллизовалось на память грядущим векам еще то цельное и могучее одушевление своею мусульманскою идеею араба-завоевателя, которое не знало никаких полумер, никаких сделок с кем-нибудь и с чем-нибудь...

«Ля иллях иль-Аллах, ве Магомет ресул Аллах!» «Нет Бога, кроме Бога, и Магомет пророк Бога!» Кажется, написана здесь, на древней земле фараонов, будто колоссальными куфическими буквами, всеми этими бесконечными рядами и густо-теснящимися кучками мечетей, — победоносная песнь Ислама.

Он разгромил и подавил этою простотою непоколебимо-ясною формулой своей все, без разбора, без колебаний, и седое язычество жрецов, и библейского Иегову евреев, и молодое христианство с его церковными распрями и хитроумной теософской догматикой, и над всем этим высоко вознес эти каменные мусульманские шатры свои...

Смотрите, они стоят целым неохватным становищем, бесчисленное, как деревья леса, смело купаясь своими куполами в синем зное южного дня, как привык стоять под горячим небом родной Аравии его кочевой шатер.

Этот арабский зной, эта арабская чернота загара сказалась в черных камнях, из которых араб Египта сложил свои мечети, в кроваво‑мрачных тонах, которыми он расписал их...

И когда слышишь, что один из этих черно-белых и черно-красных великанов в сарацынском одеянии величается именем Гассана, другой Калауна, третий Ибн-Тулуна, тот Гусссейна, а этот Каит-Бея, то, право, кажется, что это действительно стоят сторожами над созданными ими роскошным городом окаменевшие герои старой арабской истории, все эти грозные халифы-завоеватели, все эти деспотические султаны неукротимых мамелюков.

Высокие стройные минареты стоят около каждой каирской мечети почти всегда по одному, редко по два... И на вершине каждого минарета непременно два воткнутых копья.

Они придают им еще более характерный и еще более грозный вид немых стражей своего старого царства. Недаром имя Каира — Kaheras, по-арабски значит: «победоносный».

Народная мудрость

Сила единения

Жил некий великий царь. Было у него тридцать сыновей. Когда пришел его час смерти, он позвал к себе сыновей, приказал подать тридцать стрел, — они гнулись, но не ломались. Тогда он стал гнуть их поодиночке и переломал все до единой. Он сказал сыновьям:

— Если вы будете держаться друг друга и жить в согласии, врагу так же не удастся сломить вас, как мне — связанные стрелы. Но если вы разделитесь, враг сокрушит всех поодиночке и истребит вас самих, ваших родичей и доброжелателей.

Так и с вами. Если вы будете жить в согласии, то и царство мое будет незыблемым. Но так как вы враждуете, то погубите мое дело.

Правило для везиров: они должны быть единодушны, сколько бы их ни было; разум и совет одного, каким бы мудрым он ни был, без совещания с товарищем не могут быть безошибочны; невозможно не совершать хотя бы одного тяжкого промаха, а от одного промаха может произойти много вреда. Вот почему всегда следует предпочесть совет двоих или троих. Везиры должны любить друг друга. Не годятся везиры, которые враждуют и полны неприязни к людям.

Если везир предан государю, он должен обратить своего врага в друга; должен простить ему хотя бы тяжкое оскорбление, они должны объединиться сердцами, и царство их повелителя будет незыблемым.

Везир должен хранить тайны. Если между везирами вспыхнет вражда, они, взаимно враждуя, выдадут тайну. Они начнут клеветать и обвинять друг друга: «Вон тот, нет, вон этот раскрыл ее». Всякий везир должен стремиться к тому, что более всего полезно для повелителя и его царства. Если царь окажет милость одному, другой, его недруг, станет изменником.

Везир должен быть благочестив, должен быть советником, исполненным благоразумия и мудрости, но когда человек видит своего врага, сердце его закипает и он теряет разум и сообразительность.

Везиры должны взвешивать каждое слово другого и принимать наилучшее решение. Люди, враждебные друг другу, никогда не взвешивают чужих слов. Стоит им взвесить их, и они сблизятся.

Везиры могут укрепить царство, но могут погубить и царство и царя.

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.