Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 9(215)-10(216) /2013/ — Через диалог культур — к культуре диалога
30.10.2013

Через диалог культур — к культуре диалога

Под эгидой шейха Равиля Гайнутдина в Казани состоялся IX Фестиваль мусульманского кино

Что такое мусульманское кино? Что такое Фестиваль мусульманского кино? Это —фильмы, снятые исключительно мусульманами, про мусульман и для мусульман? Или же это фильмы, несущие в себе определенные настрой и ценности, и в данном случае не так уж и важно, сняты они мусульманами или нет, идет в них речь исключительно про мусульман или нет? Вот уже на протяжении девяти лет идет спор об этом, и происходит он главным образом вокруг кинофестиваля в Казани.

Вообще, рассматривая то или иное явление, следует учитывать такой показатель, как его новизна и наличие или отсутствие аналогов. Так вот, фестивалей мусульманского кино в мире, кроме Казанского, не существует. Есть разнообразные фестивали в мусульманских странах — арабских государствах, Иране, Турции, других, но мусульманских кинофестивалей среди них нет. Наш — единственный, и аналоги ему, как таковые, отсутствуют. Поэтому понятно, что с точки зрения новизны Казанский кинофестиваль, несомненно, является инновационным и уникальным, и уже по этой причине заслуживает уважения. Кроме того, сам по себе факт его проведения на протяжении уже 9 лет заслуживает уважения и позиционирует фестиваль как серьезное мероприятие. На протяжении всех этих девяти лет президентом кинофестиваля бессменно является председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, под эгидой которого и состоялось это значимое событие.

На протяжении этого ряда лет сложилась традиция приглашать на фестиваль известных российских и зарубежных деятелей культуры, за что руководство фестиваля неоднократно подвергалось критике. Однако посудите сами: например, в этом году на открытии председатель жюри Карен Шахназаров сказал, что «Россия — это не только великая православная страна, но и великая мусульманская страна». Такое признание само по себе дорогого стоит.

Если же судить о фестивале по степени его востребованности, то здесь стоит сказать, что за эту характеристику зрители «голосуют ногами». Как и в прошлые годы, все залы, где велся просмотр конкурсной и внеконкурсной программ, были просто переполнены. Занять место на ступеньках — нормально и вполне презентабельно, причем речь идет не только о программе игрового кино, но и обычно менее посещаемой документалистике. Причем это происходит во всё более столичной Казани, где народ уже привык к статусным мероприятиям, где различные события сменяют друг друга в достаточно динамичном ритме. И зрители тоже очень различные — от богемной публики до соблюдающих традиционалистов‑мусульман. Сначала они увлеченно смотрят представленные фильмы, а потом не менее увлеченно их обсуждают. При этом не возникло ни одной конфликтной ситуации! Это ли не реальное воплощение в жизнь девиза самого фестиваля: «Через диалог культур — к культуре диалога». Хорошо бы перенести эту практику на всю страну.

Но — обо всем по порядку. Главным на кинофестивале, конечно, является кино, а, точнее, те фильмы, которые на нем показывали. Первое место в этом году занял фильм, созданный отнюдь не в мусульманской стране — «Круги» (Сербия, Франция, Германия, Хорватия, Словения). Наличие в списке стран — создателей фильма республик бывшей Югославии совершенно не случайно, ведь затравка событий, произошедших в картине, связана с произошедшей в этой стране трагедией — гражданской войной. Всегда, когда показывают Югославию начала 1990‑х годов, невольно напрашивается мысль, что то же самое могло произойти и у нас в России. Слава Аллаху, по счастью, мы смогли избежать этой участи. Несмотря на то, что в центре событий фильма стоит жестокое убийство мусульманина, совершенное в годы гражданской войны в Югославии, оно вполне могло быть преступлением в отношении представителя любой другой религии, и фильм от этого не перестал бы быть соответствующим идее фестиваля.

Приз Совета муфтиев России в этом году получил фильм «Звучит азан под небом Беларуси», рассказывающий об уникальной группе мусульман на постсоветском пространстве — польско-литовских, или белорусских татарах. Эта небольшая по размеру этническая группа внесла совершенно непропорциональный вклад в историю развития не только Белоруссии, Литвы, Польши (причем речь идет не только об их мусульманских общинах), но даже и Российской империи. Достаточно сказать, что изначально из них состоял личный состав лейб-гвардии Уланского полка при российском императоре; впрочем, Наполеона они тоже охраняли. Фильм был посвящен тому, как эта группа, с самого начала своего формирования являвшаяся этноконфессиональным меньшинством, проживавшая среди католиков, православных и иудеев, продолжает жить и развиваться.

Немало фильмов показывают во внеконкурсной программе, и нередко именно они собирают наибольшее количество зрителей. Если бы в этом году фильмам во внеконкурсной программе вручали приз зрительских симпатий, то, вне всякого сомнения, его бы получил первый игровой крымско-татарский фильм «Хайтарма». Как справедливо отметила в своем выступлении на заседании Общественной палаты при Президенте РФ президент фонда «Холокост» А. Е. Гербер, «в жизни многих народов были свои холокосты, про которые нельзя забывать, и этот фильм напоминает про „холокост“ крымско-татарского народа». Во время показа «Хайтарма» на Казанском кинофестивале пришлось открыть второй зал, причем в обоих зрители стоя аплодировали авторскому коллективу не менее чем по 10 минут.

Как всегда, порадовали иранцы. В свое время, при шахском режиме, мир не знал, что такое иранское кино, потому что такового почти не существовало. По-крайней мере, не было конкурентоспособного кинематографа на мировом уровне. А появился он в самые тяжелые для иранского народа годы — после исламской революции, в период блокады и тяжелой войны с Ираком. Сейчас Иран — один из лидеров в кинематографе, где он по сути опирается на известное высказывание самого результативного политтехнолога ХХ века об этом искусстве, В. Ленина, совершенно забытое на его родине.

Про иранцев и их фильмы можно писать много, поэтому всего один пример. Один из фильмов, получивших призы кинофестиваля — «Этническая свадьба», рассказывающая о свадебных традициях многонационального Ирана. Причем особо примечательно, что из 13 эпизодов фильма в Казани на фестивале было представлено всего 2 — про свадьбы белуджей и туркменов. Оба народа являются мусульманами-суннитами, причем туркмены близки к татарам и по крови. Остается только по-доброму позавидовать иранцам, которые не только с огромным пиететом относятся к своим этническим традициям, сберегая и развивая их, но и проявляют колоссальные мудрость, корректность, тактичность, показывая их другим народам.

Еще одним эффектом от фестиваля является развитие кино в мусульманских регионах России. И если в самом Татарстане пока что количество фильмов не перешло в качество, то этого отнюдь нельзя сказать о соседнем Башкортостане. Республика привезла не только мультфильм, занявший первое место в своей номинации, но и ряд других, очень достойных фильмов.

Пока идет обсуждение Казанского кинофестиваля, этот уже состоявшийся проект показывает свою жизнеспособность и верность своему девизу.

Ахмад Макаров



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.