Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 9(215)-10(216) /2013/ — Через диалог культур — к культуре диалога
30.10.2013

Через диалог культур — к культуре диалога

Под эгидой шейха Равиля Гайнутдина в Казани состоялся IX Фестиваль мусульманского кино

Что такое мусульманское кино? Что такое Фестиваль мусульманского кино? Это —фильмы, снятые исключительно мусульманами, про мусульман и для мусульман? Или же это фильмы, несущие в себе определенные настрой и ценности, и в данном случае не так уж и важно, сняты они мусульманами или нет, идет в них речь исключительно про мусульман или нет? Вот уже на протяжении девяти лет идет спор об этом, и происходит он главным образом вокруг кинофестиваля в Казани.

Вообще, рассматривая то или иное явление, следует учитывать такой показатель, как его новизна и наличие или отсутствие аналогов. Так вот, фестивалей мусульманского кино в мире, кроме Казанского, не существует. Есть разнообразные фестивали в мусульманских странах — арабских государствах, Иране, Турции, других, но мусульманских кинофестивалей среди них нет. Наш — единственный, и аналоги ему, как таковые, отсутствуют. Поэтому понятно, что с точки зрения новизны Казанский кинофестиваль, несомненно, является инновационным и уникальным, и уже по этой причине заслуживает уважения. Кроме того, сам по себе факт его проведения на протяжении уже 9 лет заслуживает уважения и позиционирует фестиваль как серьезное мероприятие. На протяжении всех этих девяти лет президентом кинофестиваля бессменно является председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, под эгидой которого и состоялось это значимое событие.

На протяжении этого ряда лет сложилась традиция приглашать на фестиваль известных российских и зарубежных деятелей культуры, за что руководство фестиваля неоднократно подвергалось критике. Однако посудите сами: например, в этом году на открытии председатель жюри Карен Шахназаров сказал, что «Россия — это не только великая православная страна, но и великая мусульманская страна». Такое признание само по себе дорогого стоит.

Если же судить о фестивале по степени его востребованности, то здесь стоит сказать, что за эту характеристику зрители «голосуют ногами». Как и в прошлые годы, все залы, где велся просмотр конкурсной и внеконкурсной программ, были просто переполнены. Занять место на ступеньках — нормально и вполне презентабельно, причем речь идет не только о программе игрового кино, но и обычно менее посещаемой документалистике. Причем это происходит во всё более столичной Казани, где народ уже привык к статусным мероприятиям, где различные события сменяют друг друга в достаточно динамичном ритме. И зрители тоже очень различные — от богемной публики до соблюдающих традиционалистов‑мусульман. Сначала они увлеченно смотрят представленные фильмы, а потом не менее увлеченно их обсуждают. При этом не возникло ни одной конфликтной ситуации! Это ли не реальное воплощение в жизнь девиза самого фестиваля: «Через диалог культур — к культуре диалога». Хорошо бы перенести эту практику на всю страну.

Но — обо всем по порядку. Главным на кинофестивале, конечно, является кино, а, точнее, те фильмы, которые на нем показывали. Первое место в этом году занял фильм, созданный отнюдь не в мусульманской стране — «Круги» (Сербия, Франция, Германия, Хорватия, Словения). Наличие в списке стран — создателей фильма республик бывшей Югославии совершенно не случайно, ведь затравка событий, произошедших в картине, связана с произошедшей в этой стране трагедией — гражданской войной. Всегда, когда показывают Югославию начала 1990‑х годов, невольно напрашивается мысль, что то же самое могло произойти и у нас в России. Слава Аллаху, по счастью, мы смогли избежать этой участи. Несмотря на то, что в центре событий фильма стоит жестокое убийство мусульманина, совершенное в годы гражданской войны в Югославии, оно вполне могло быть преступлением в отношении представителя любой другой религии, и фильм от этого не перестал бы быть соответствующим идее фестиваля.

Приз Совета муфтиев России в этом году получил фильм «Звучит азан под небом Беларуси», рассказывающий об уникальной группе мусульман на постсоветском пространстве — польско-литовских, или белорусских татарах. Эта небольшая по размеру этническая группа внесла совершенно непропорциональный вклад в историю развития не только Белоруссии, Литвы, Польши (причем речь идет не только об их мусульманских общинах), но даже и Российской империи. Достаточно сказать, что изначально из них состоял личный состав лейб-гвардии Уланского полка при российском императоре; впрочем, Наполеона они тоже охраняли. Фильм был посвящен тому, как эта группа, с самого начала своего формирования являвшаяся этноконфессиональным меньшинством, проживавшая среди католиков, православных и иудеев, продолжает жить и развиваться.

Немало фильмов показывают во внеконкурсной программе, и нередко именно они собирают наибольшее количество зрителей. Если бы в этом году фильмам во внеконкурсной программе вручали приз зрительских симпатий, то, вне всякого сомнения, его бы получил первый игровой крымско-татарский фильм «Хайтарма». Как справедливо отметила в своем выступлении на заседании Общественной палаты при Президенте РФ президент фонда «Холокост» А. Е. Гербер, «в жизни многих народов были свои холокосты, про которые нельзя забывать, и этот фильм напоминает про „холокост“ крымско-татарского народа». Во время показа «Хайтарма» на Казанском кинофестивале пришлось открыть второй зал, причем в обоих зрители стоя аплодировали авторскому коллективу не менее чем по 10 минут.

Как всегда, порадовали иранцы. В свое время, при шахском режиме, мир не знал, что такое иранское кино, потому что такового почти не существовало. По-крайней мере, не было конкурентоспособного кинематографа на мировом уровне. А появился он в самые тяжелые для иранского народа годы — после исламской революции, в период блокады и тяжелой войны с Ираком. Сейчас Иран — один из лидеров в кинематографе, где он по сути опирается на известное высказывание самого результативного политтехнолога ХХ века об этом искусстве, В. Ленина, совершенно забытое на его родине.

Про иранцев и их фильмы можно писать много, поэтому всего один пример. Один из фильмов, получивших призы кинофестиваля — «Этническая свадьба», рассказывающая о свадебных традициях многонационального Ирана. Причем особо примечательно, что из 13 эпизодов фильма в Казани на фестивале было представлено всего 2 — про свадьбы белуджей и туркменов. Оба народа являются мусульманами-суннитами, причем туркмены близки к татарам и по крови. Остается только по-доброму позавидовать иранцам, которые не только с огромным пиететом относятся к своим этническим традициям, сберегая и развивая их, но и проявляют колоссальные мудрость, корректность, тактичность, показывая их другим народам.

Еще одним эффектом от фестиваля является развитие кино в мусульманских регионах России. И если в самом Татарстане пока что количество фильмов не перешло в качество, то этого отнюдь нельзя сказать о соседнем Башкортостане. Республика привезла не только мультфильм, занявший первое место в своей номинации, но и ряд других, очень достойных фильмов.

Пока идет обсуждение Казанского кинофестиваля, этот уже состоявшийся проект показывает свою жизнеспособность и верность своему девизу.

Ахмад Макаров



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.