Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 9(215)-10(216) /2013/ — Имам Тулы Ришат Давыдов: «Продолжаю дело деда и отца»
29.10.2013

Имам Тулы Ришат Давыдов: «Продолжаю дело деда и отца»

Председатель и имам­хатыб религиозной организации мусульман «Иман» Тулы и Тульской области Ришат Зиятдинович Давыдов вырос в семье потомственных мулл Давыдовых. Окончил Национальный государственный университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта в Ленинграде. Мастер спорта СССР по велоспорту, майор в отставке ВС СССР.

— Ришат-хазрат, когда была образована религиозная организация мусульман Тулы и Тульской области «Иман»?

— Официально зарегистрированная община с собственным уставом существует с 1996 года. Но этому предшествовала длительная история. Еще с довоенного времени в поселке Горелки неподалеку от Тулы проживали татары — выходцы из Ульяновской области. К ним относилась и наша семья. Дело в том, что у меня в роду все были муллы — отец, дед, прадед. Репрессии 1937–1938 годов не пощадили многих священнослужителей. Это касалось и православных, и мусульман. Имамов многих татарских деревень и сел в Ульяновской области, на Нижегородчине, в других мусульманских регионах расстреляли или сослали. Родина моих предков — Старокулаткинский район Ульяновской области, село Мосеевка. Интересно, что там до сих пор цел дом, в котором жили мой дед и прадед. Там остались родственники, которых мы навещаем.

Мой дед — мулла Ахметжан-хазрат был вынужден покинуть родные места в 1937 году, опасаясь неминуемого ареста. Он перебрался под Тулу в Горелки. Сюда примерно в это же время переселилось еще несколько татарских семей также из Старокулаткинского района Ульяновской области. Затем в течение нескольких ближайших лет появились татарские семьи из Нижегородчины, из под Уфы и Казани. Причина переселения все та же — репрессии. Татары, хоть и из разных регионов, тянулись к татарам. Это естественно — одна вера, один язык, одна культура.

Всего в Горелках поселилось около 40 семей. Так образовался Татарский поселок. В 1989 году мой отец умер, к тому времени ушли из жизни и многие из его друзей-соратников. Наши мусульмане на общем сходе предложили мне стать имамом общины, тогда еще неофициальной. «Ты с детства намаз читал с нами, стариками, от отца веру унаследовал» — так они мне сказали. Я стал имамом.

— Сложно ли было зарегистрировать общину?

— Тула — город оружейников, закрытый город. Поэтому не все просто тогда было, но нам удалось своего добиться: зарегистрировать общину в Минюсте в 1996 году. До регистрации я поехал в Москву к муфтию Равилю-хазрату Гайнутдину. Муфтий предложил мне стать имамом и председателем официальной общины в Туле. Я тогда как раз вышел в отставку и вернулся из Москвы домой в Тулу. Были сложности. Я постоянно консультировался с Равилем-хазратом и Дамиром-хазратом. Они многое объясняли, подсказывали, учили. Это была большая, важная для меня и всех членов общины поддержка.

— Вы предоставили часть своего дома под молельный дом мусульманской общины. Не каждый, наверное, так может поступить?

— Я счел, что это мой долг как мусульманина, как руководителя общины. Этот дом достался мне в наследство от моего покойного брата Тауфика. Я сделал там ремонт сразу с учетом того, что здесь будет не только проживать моя семья, но будет и молельный дом. На втором этаже оборудован молельный зал на 150 человек, на первом этаже есть приемная, где могут располагаться пришедшие мусульмане. На праздники приходит до 300–400 человек. В дни праздников или, когда бывает много прихожан, на участке перед домом расстилаем ковры и паласы. К нам сейчас прихожане идут не только из Горелок, но и из Тулы приезжают и даже из области.

Количество прихожан постоянно растет. Нам нужна настоящая мечеть. Этот вопрос давно назрел, но пока землю под строительство нам не выделяют. Хотя я не могу сказать, что у нас нет нормальных отношений с городскими и областными властями. Отношения — деловые, конструктивные. Мы уже многократно подавали пакет документов, необходимых для выделения земельного участка. Однако пока положительного ответа не было. Может быть потому, что за это время сменилось уже четыре губернатора, и каждый раз все приходится начинать сначала. Однако мы будем продолжать эту работу.

— Вы активно работаете с общественными организациями, с властными структурами.

— Мы живем не в отдельном своем «мирке», а в социуме. Сотрудничество необходимо. С 2008 года я член Общественного совета при УМВД Тульской области, с 2009 года член Общественной палаты Тульской области. В рамках Общественного совета нас — членов Совета приглашают в отделы МВД, где мы знакомимся с организацией работы с гражданами, проверяем соблюдение законности, проверяем работу по приему заявлений и сообщений от граждан, регистрацию. Меня часто приглашают на заседания областной Думы, городской Думы, на встречи, которые проводит губернатор области.

Наша община на постоянной основе сотрудничает с воинской частью при Министерстве внутренних дел. Меня приглашают на каждую присягу. В этой части наряду с ребятами из православных семей служат немало ребят-мусульман из Татарстана, Башкирии, Дагестана, Ингушетии, Чечни. На присягу приезжают родители новобранцев. И им, и призывникам очень приятно, когда не только православный священник выходит с благословением, но и имам. Это сразу людям настроение поднимает, настраивает добросовестно выполнять свой воинский долг.

Конечно, по приглашению командиров провожу беседы с солдатами. Сейчас, правда, солдат-срочников меньше стало. Больше контрактников — это уже опытные люди, прошедшие армейскую службу. С ними проблем нет. А вот у солдат-срочников из кавказских регионов бывает недопонимание при выполнении хозяйственных дел. Разъясняю, что уборка помещения, например, никак не противоречит исламу, наоборот.

Приглашают часто и для общения с офицерским составом, с сотрудниками полиции, которых направляют в служебные командировки на Кавказ. Наши встречи обычно проходят в Школе милиции Тулы. Это своего рода консультации. Они касаются основ ислама, исламских принципов, религиозных понятий. Конечно, всё за несколько часов рассказать невозможно, но стараюсь дать самое основное. Офицеры задают много вопросов, интересуются. У многих в корне меняется представление об исламе и мусульманах.

— Регистрируются ли в Тульской области новые мусульманские общины?

— Кроме РОМ «Иман», в самой Туле действует зарегистрированная мусульманская община «Нур», находящаяся также под юрисдикцией ДУМЕР. Среди членов этой общины, в основном, представители Северного Кавказа, Дагестана. У нас с общиной «Нур» постоянный контакт, хорошие братские отношения. В Тульской области много шахтерских городков и поселков, где традиционно проживало татарское мусульманское население. Религиозные группы достаточно давно существуют в Новомосковске, Богородицке, Щекино, Узловой, Киреевске, Кимовске. Активная мусульманская община в Алексине. Они часто со мной общаются, консультируются. В Новомосковске есть Татарская национальная культурная автономия. Там много внимания уделяют сохранению татарского языка, традиций, песенно-танцевального творчества, национальной кухни. Очень активная мусульманская группа есть в городе Ефремове — в 180 километрах от Тулы, и сейчас они готовят документы к регистрации общины.

— Вы постоянный член Конгресса интеллигенции Тульской области...

— У нас есть такая общественная организация. В ее составе — врачи, учителя, преподаватели, литераторы, музейные работники и религиозные деятели, ученые. Тула — город с древними историческими и культурными традициями. Мы стараемся хранить и приумножать культурные и нравственные ценности и бороться с тем, что чуждо нашим жителям — представителям разных народов. Важную роль в работе Конгресса играют вопросы межнациональных и межрелигиозных отношений, обычаи и традиции народов.

Вот интересный пример. Мы способствовали тому, чтобы в нашем прекрасном городе не проходили гастроли сомнительных «звезд эстрады», таких, например, как небезызвестный Борис Моисеев. Что он может дать зрителям, особенно неокрепшей молодежи? Идеологию разврата, нетрадиционных отношений и пошлости. Вместе с православным иерархом — митрополитом Тульским и Белевским Алексием мы добились отмены в городе гастролей и Моисеева и подобных ему «звезд». Губернатор нас поддержал. Митрополит Алексий — мой коллега по Общественной палате Тульской области. Мы иногда общаемся с митрополитом по-татарски. Он родом из Казахстана и общался с местными татарами и знает наш язык. Так что общий язык и в прямом и в переносном смысле можно всегда найти независимо от вероисповедания и национальности. Ведь цели у нас общие — сохранение мира, добра, культуры, взаимопонимания, единства.

Для меня же, как для имама и для мусульманина, очень важная задача и мечта — построить мечеть. Этого хотят наши мусульмане. Поддерживает меня в этом и немало православных предпринимателей. Думаю, что об этом думали, этого хотели и мои отец и дед.

Беседовала Нина Зотова



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.