Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 9(215)-10(216) /2013/ — К 180-летию со дня рождения Салиха Юсуповича Ерзина
29.10.2013

К 180-летию со дня рождения Салиха Юсуповича Ерзина

Известный московский купец и предприниматель, миллионер-меценат, внесший огромный вклад в дело развития мусульманской общины Москвы и ряда других регионов, Салих Юсупович Ерзин родился в 1833 году в небогатой крестьянской семье в селе Азеево бывшей Тамбовской губернии (ныне Рязанской области). В 14 лет он начал свою трудовую деятельность, работая подпаском, затем в московской лавке касимовского купца Вали Хамзеевича Шакулова. Сын Хамзы-аги Сеита Шакулова, представитель одного из самых знатных касимовских родов, которые возводят свою генеалогию к сейидам времен Касимовского ханства, торговал в Москве пушниной. Впоследствии Салих Юсупович стал приказчиком у В. Х. Шакулова, а через некоторое время женился на его дочери — Айнул-Хаят. Именно после смерти тестя Ерзин получил известность как один из богатейших людей столицы. Но кроме того, он славился своей исключительной честностью. Купец с 1863 года, возведенный вместе с семьей в 1887 году в почетное потомственное гражданство, в 1905 году С. Ю. Ерзин основывает фирму «Восточный торговый дом Салих Ерзин и сыновья». Она специализируется на комиссионной торговле хлопком, оптом привозимом из Бухары, а также торговле шелком, кожей, мехами и другими товарами. В 1910 году ему присваивается звание купца 1‑й гильдии. В его собственности находятся крупные мерлушечные заведения в Касимове, многочисленные магазины и торговые лавки, несколько домовладений в Замоскворечье в районе бывшей Татарской слободы.

Салих Юсупович был лично знаком с последним бухарским эмиром Алим-ханом. Он также вел знакомство с известным татарским купцом-меценатом, миллионером Ахмед-баем Хусаиновым. Например, летом 1890 года на Нижегородской ярмарке прошло собрание мусульманских купцов и интеллектуалов с целью обсуждения вопроса об открытии мусульманского высшего учебного заведения. Собрание созвал Ахмед-бай Хусаинов, на нем присутствовали Исмаил-бей Гаспринский (редактор газеты «Тарджеман» из Бахчисарая), состоятельные купцы Салих Ерзин, Абдулвели Девишев и Хайрулла Костров из Касимова, Хасан Акчурин (купец 1‑й гильдии из Симбирской губернии, свояк будущего муфтия Г. Баруди) и Мухаммеджан Шарипов из Оренбурга. В этот период братья Хусаиновы — крупнейшие меценаты в мусульманской умме Внутренней России — перевели свое открытое за год до того медресе «Хусаиния» из Каргалы (где были сильны консервативные настроения) в Оренбург. В результате «Хусаиния» стала одним из самых крупных и влиятельных джадидских медресе во всей империи, сыграла важную роль в формировании национальной интеллигенции мусульманских народов нашей страны. Только сегодня мы понимаем, что развивалось это медресе непосредственно при личном — хотя и заочном — участии крупнейшей фигуры в джадидизме того времени И. Гаспринского. И это участие состоялось благодаря неофициальным встречам мусульманской элиты России на Нижегородской ярмарке, прежде всего состоятельных купцов‑меценатов.

Помимо успешной торговли, Салих Ерзин был также широко известен своей благотворительностью. Семейные предания гласят, что, когда он раздавал милостыню, у дома выстраивалась огромная очередь, поскольку слава о его щедрости шла по всему городу, и не только у московских татар. В 80‑е годы XIX столетия Ерзин выделил крупную сумму на строительство каменной ограды вокруг Даниловского мусульманского кладбища в Москве. Между 1880 и 1884 годами была осуществлена перестройка Московской мечети, располагавшейся в Замоскворечье (ныне — Историческая мечеть). Проект был выполнен архитектором Д. Певницким. Этому предшествовало прошение старшего ахуна Хайретдина Агеева, старосты молитвенного дома Ибрагима Девишева, и Салиха Ерзина — главного финансиста проекта — на имя генерал-губернатора князя В. А. Долгорукова. В нем отмечалось: «Наше магометанское общество и военные чины онаго, числом значительно увеличилось, а находящаяся здесь в Москве мечеть не может вместить в себя более 300 человек по пятницам и праздникам, ... отчего приходится совершать молебствия снаружи мечети, что для нас весьма неприятно, особенно в холодное время года». Исходя из этого, авторы письма просили разрешить им увеличить «эту мечеть по фасаду». В результате проведенной перестройки здания оно было расширено по восточному и западному фасадам, причем над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены минареты. Вместимость Исторической мечети (вероятно, с учетом подвалов, двора и соседнего здания медресе) увеличилась до 1500 человек.

Кроме того, С. Ю. Ерзин построил мечеть в родном селе Азеево, материально поддерживал Азеевское медресе и созданное в 1898 году в городе Касимове Общество попечительства бедным мусульманам.

Наибольшую известность Салих Юсупович получил благодаря своему участию в финансировании строительства второй Московской мечети — ныне Соборной мечети столицы (Выползов переулок, дом 7). В 1903 году он полностью взял на себя финансирование ее строительства, выделив на это в общей сложности 40 тысяч золотых царских рублей. В ноябре 1904 года новая мечеть, построенная по проекту архитектора Н. Жукова и рассчитанная на 3 тысячи человек, была открыта; 27 ноября 1904 года с ее минарета прозвучал первый азан. Ерзин не только финансировал возведение мечети, но и, судя по документам из уфимского архива ОМДС, являлся фактическим организатором процесса легализации мечети и ее первого временного имама Бедретдина Алимова в рамках Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. В 1999 году в память о благодеянии Ерзина на мечети была установлена мемориальная доска. Сегодня эта мечеть переживает самую грандиозную реконструкцию со времени своего создания — ее площадь будет многократно увеличена а вместимость составит до 10 тысяч человек.

На рубеже XIX–XX веков в рамках процессов реконструкции обветшалых деревянных зданий в Москве на их месте были построены величественные многоэтажные каменные особняки, при этом самые большие и богато отделанные дома появляются у крупнейших купцов из числа мусульман — семейств Ерзиных, Исаковых и других. Салих Ерзин входил в число самых крупных домовладельцев в районе Татарской улицы и в ее окрестностях по числу принадлежащих ему участков. Из 9 владений одно, по Климентовскому переулку, занимало целую треть квартала бывших Старых Толмачей. Этот красивейший особняк, дом купца Губонина (современный адрес Климентовский переулок, дом 1/18), был приобретен у обанкротившегося купца Ерзиным. В нем впоследствии располагалась контора С. Ю. Ерзина.

Умер Салих Юсупович в 1911 году, оставив после себя десятерых детей; его могила расположена на Даниловском мусульманском кладбище. После смерти отца торговое дело продолжили сыновья, являвшиеся почетными гражданами города Москвы. Они также, по мере сил, способствовали развитию мусульманской общины второй российской столицы. В частности, в ноябре 1913 года по инициативе попечителя Исторической мечети Садека Ерзина, сына Салиха Юсуповича, в Строительное отделение Московской городской управы было подано прошение с просьбой «разрешить возвести двухэтажное с подвалом каменное здание на земле мечети». Речь идет о новой постройке взамен существовавшего с 1873 года одноэтажного деревянного здания медресе. В связи с резким увеличением численности московской мусульманской общины в начале ХХ века небольшое помещение медресе уже не могло вместить всех желающих. Ответа на это обращение не последовало. Затем Садек Ерзин подал еще одно прошение о перестройке медресе — уже по иному, в значительной степени переработанному проекту архитектора А. Н. Антонова. Именно этот проект и был утвержден в декабре 1914 года и воплощен в жизнь на средства славной семьи меценатов Ерзиных. Открытие медресе состоялось в сентябре 1915 года при участии имама Исторической мечети Абдуллы Шамсутдинова. К сожалению, вскоре последовала большевистская революция, которая надолго прервала развитие московской мусульманской уммы. Однако и по сей день здание, построенное Садеком Ерзиным, функционирует в качестве административного, офисного и учебного помещения при Исторической мечети Москвы.

При написании были использованы авторские наработки и материалы энциклопедического словаря «Ислам в Москве» (М.-Н. Новгород, 2008), в частности статья А. А. Сибгатуллина «Ерзин Салих Юсупович» (стр. 75–76).

Дамир Хайретдинов



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.