Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 8(214) /2013/ — Дамир Мухетдинов: мечети в России в Рамадан были переполнены верующими
13.09.2013

Дамир Мухетдинов: мечети в России в Рамадан были переполнены верующими

В эксклюзивном интервью РИА Новости первый заместитель председателя и руководитель аппарата Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Дамир Мухетдинов рассказал об особенностях празднования Ураза­байрама в столичном регионе.

— Известно, что столичные власти откроют (интервью состоялось накануне праздника — прим. ред.) несколько дополнительных площадок для празднования Ураза-байрама и еще около 30 площадок будет открыто в Подмосковье. Достаточно ли этого, чтобы принять всех верующих, чтобы проводимые мероприятия не вызывали транспортных коллапсов и вообще не вносили бы серьезных изменений в обычный распорядок жизни города?

— Мы крайне признательны властям Москвы и Подмосковья, что они проявляют такую заботу о гостях, трудовых мигрантах и коренных жителях, что им предоставляют возможность проводить праздничную молитву. Мы уже не первое десятилетие являемся свидетелями того, что более чем 100 тысяч мусульман на праздник не помещаются в четыре мечети Москвы. Думаем, что попытка создания 30 дополнительных площадок в Подмосковье разгрузит центр столицы.

Но вообще, к сожалению, в условиях, например, Москвы мы очень ограничены в проведении праздничных молитв в том объеме, в котором предписывает наша религия. Праздничную молитву в исламе рекомендуется совершать на просторных площадках, чтобы как можно больше верующих смогло принять в ней участие. Пророк говорил: пусть ваши женщины, молодые девушки, даже пребывающие в состоянии ритуальной нечистоты, приходят на праздник прослушать проповедь и выделить свою милостыню нищим, нуждающимся, больным и так далее.

А если бы мы еще приводили на эти праздники наших детей — допустим, у меня в семье трое детей — если бы каждый имам привел с собой своих троих-четверых-пятерых детей, то в Москве не до 200 тысяч, а до миллиона верующих собирались бы на праздники...

И мы призываем всех граждан быть друг к другу доброжелательными, терпеливыми. Когда, мы видим, отмечаются православные праздники, перекрываются улицы, набережные, мы радуемся за наших православных сограждан. Значит, у них прибавится духовности, искренности, значит, Господь будет еще больше хранить и оберегать нашу страну, наши города, наше население от невзгод и печалей. И хотелось бы, чтобы верующие и других конфессий — а я уверен, что настоящий верующий именно так это и воспринимает — радовались за своих сограждан мусульманского вероисповедания.

— Насколько остро для столичного региона стоит проблема нелегальной миграции, если вспомнить и массовые задержания в столичных торговых точках после инцидента на Матвеевском рынке... Как работает с данной категорией граждан ваше Духовное управление?

— Нелегальная миграция была и будет, и связано это с тем, что миграция — это вообще прибыльный бизнес, это огромная сфера, в которой так или иначе заинтересованы разные стороны, те, кто на этом несправедливо наживается. Кто-то, может быть, продает квоты, кто-то трудоустраивает, выдает медицинские полисы, разрешения на работу и так далее...

Тот факт, что Москва один из самых благополучных регионов нашей страны, где самые высокие зарплаты, огромный выбор вакансий, будет всегда притягивать большое количество людей, мигрантов, причем далеко не только из стран Средней Азии... Но думаю, что у государства при желании, при наличии политической воли есть все механизмы и инструментарий навести в этой сфере порядок. Мы как духовные лидеры за то, чтобы в наши города, в нашу страну приезжали прекрасные специалисты и те трудовые мигранты, которые соблюдают законы нашего государства и уважают традиции, обряды того социума, в который они попали...

Хотя и наши православные собратья должны понимать, что речь идет не только об уважении русских, православных традиций, но и, когда они попадают в социум, которые мы традиционно называем татаро-башкирским, с нашими татаро-башкирскими традициями и обрядами, со своей спецификой сложившихся взаимоотношений, — мы хотим, чтобы они также понимали и принимали и нас, то, как устроена наша жизнь.

В общем, думаю, что тех людей, которые хотят добросовестно заработать на новом месте, прокормить свою семью, оставить после себя добрый след, их нужно принимать, нужно оказывать им поддержку, как духовную, так и административную, и наше духовное управление этим активно занимается.

Да, наш народ всегда славился своим гостеприимством. Мы помним историю, когда благодаря бакинской нефти в советское время мы смогли задержать наступление фашистов на территорию нашей страны. Мы помним хлебный Ташкент, когда миллионы наших советских сограждан были эвакуированы в регионы Средней Азии и среднеазиатский народ с распростертыми объятиями принимал их — людей разных вероисповеданий и национальностей...

Весь мир сейчас стремится к объединению, и если уж нашему государству судьбой начертано быть евразийским государством — видимо, такое для нас предопределение, — то чем быстрее мы найдем точки, которые нас объединяют и духовно скрепляют, тем скорее будет легче и мигрантам, и нам.

— Вы курируете деятельность региональных общин в центральной России — какие первоочередные проблемы там стоят перед мусульманской уммой? Можно ли утверждать, что там те же проблемы, с которыми сталкиваются члены уммы в столице?

— Во многих регионах главные проблемы — это отсутствие мечетей. Есть регионы, где, к сожалению, в 1990‑е годы по разным причинам не смогли построить мечети, и сейчас они сталкиваются с проблемой землеотвода и возведения храма. Общая международная обстановка вокруг ислама, вокруг мусульманских стран накладывает свой отпечаток. Порой внутрироссийские катаклизмы, подобные событиям в городе Пугачев Саратовской области или на рынках Москвы, такие подчас бытовые проблемы перерастают в сопротивление межнациональное, межконфессиональное... И, конечно, гражданское население часто выступает против институционального обозначения мусульман как некой части населения с особыми правами на особый храм, на храм иной религии, иной конфессии. Поэтому там, где мечети нет, это главная проблема.

Взять так называемую традиционную русскую глубинку — Воронеж, Тамбов, Смоленск... Там были мусульмане в советское время, но их количество, может быть, исчислялось тысячами и, в основном это была однородная нация — это были татары, немного башкиры; а сейчас это разнообразная палитра — и мигранты из Средней Азии и Закавказья, граждане России из северокавказских республик. При этом в Черноземье, в Центрально-европейской части России значительно сократилось количество татар. И взаимоотношения внутри мусульманской общины там накладывают свой отпечаток, поэтому сказать, что там те же проблемы, что и в Москве будет не совсем корректно.

При этом сохраняется тенденция на быстрый прирост количества приезжих и сокращение коренного населения, и это касается не только русских, но и татар.

Кроме того, в регионах происходит обновление, омоложение уммы, мы наблюдаем все больше и больше молодых мусульман. Молодость уже по определению несет в себе, с одной стороны, положительные моменты, такие как социальная активность, желание что-то созидать, приносить пользу. Но она же часто несет с собой и ошибки, и отчасти, может быть, дурачества, агрессию, отсутствие терпения, здравого смысла и взвешенности. И поэтому в некоторых регионах мы видим проблему радикализации мусульманского сообщества, когда публично совершаются или оглашаются такие вещи, которые исторически были неприемлемы для нас, россиян. Мы привыкли жить в мире и согласии с коренным населением, с христианами, иудеями, представителями других конфессий. А есть люди, которые больше делают ставку на некую такую самоидентификацию, позиционирование себя в ущерб интересам других. Но так как эти группы все же малочисленны, несмотря на то, что активны, хотелось бы надеяться на то, что местные жители будут сообща решать возникающие проблемы, находя общий язык с властями и друг с другом.

РИА Новости
Публикуется с сокращениями



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.