Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 6–7(212–213) /2013/ — Российское мусульманство сегодня
10.07.2013

Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на II Всероссийском мусульманском совещании «Мусульмане России и гражданское общество»

28 мая 2013 года в Москве

Бисмилляхи р‑рахмани р‑рахим. Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного.

Уважаемые участники II Всероссийского мусульманского совещания «Мусульмане России и гражданское общество». Приветствую вас традиционным мусульманским приветствием: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху — Молю Всевышнего Аллаха: мира всем, Его милости и благословения!

Что представляет собой сообщество российских мусульман в гражданском отношении? С момента приобретения религиозных и политических свобод в нашей стране прошло практически четверть века. Это время было полно противоречий, но в то же время наполнено колоссальным созидательным трудом — созданием общин и строительством мечетей, воссозданием системы религиозного образования и книгопечатания.

Ежедневно мы слышим совершенно разные оценки сегодняшней действительности. Одни говорят: «Мусульмане крайне слабы, дезорганизованы, раздроблены, не могут защитить свои интересы». В этом утверждении есть доля правды, так как отсутствие единства в среде духовенства негативно сказывается на российском мусульманском сообществе в целом, не позволяя в полном объеме решать стоящие перед нами актуальные задачи. Другие, напротив, придерживаются мнения, что мусульман необходимо сдерживать в развитии, так как в противном случае России грозит «исламизация». Мусульмане — коренные жители, граждане России — преподносятся в качестве захватчиков, внутренней угрозы. Это абсолютно некорректная постановка вопроса. Никогда в истории России мусульмане не насаждали свою религию, не вели захватнических войн и не представляли опасности для остальных народов.

Согласно переписи населения 1897 года, в Российской империи насчитывалось около 14 миллионов мусульман, из них только более четырех миллионов проживало на территориях в границах современной Российской Федерации. На эти неполные пять миллионов накануне революции 1917 года приходилось порядка 12 тысяч мечетей. Сравните с сегодняшней ситуацией — на более чем двадцатимиллионное мусульманское население мы имеем около 8 тысяч мечетей. А обеспеченность мусульман религиозными учебными заведениями отстает от дореволюционной на порядки. В начале ХХ века мусульманские книги, журналы и газеты печатались в Казани, Уфе, Оренбурге, Санкт-Петербурге и, что важно, раскупались по всей России миллионными тиражами. Современным российским мусульманам до такого уровня просвещенности еще расти и расти.

Перед 1917 годом мусульмане России имели хорошо развитую, обеспеченную объектами недвижимости и источниками самофинансирования религиозную инфраструктуру, которая была окончательно разрушена советской властью к концу 1920‑х годов. В начале 1990‑х годов мусульманам были возвращены буквально осколки от прежней системы.

Религиозная жизнь во все времена, кроме сугубо духовного, имела еще и общественное измерение, причем это касается всех крупнейших вероисповедальных традиций. К примеру, Русская Православная церковь получила от государства крупный грант на адаптацию мигрантов по всей стране, в Москве открыт также Еврейский музей и центр толерантности — крупнейшая в Европе и уникальная по своему содержанию выставочная площадка, методические наработки которой Министерство регионального развития России планирует активно использовать при открытии Центров толерантности в еще десяти крупнейших российских городах. Религия занимает видное место в общественной жизни и наиболее разумными основами их присутствия в публичном общественном пространстве являются идеи социального служения, бескорыстной помощи окружающим, диалога культур, укрепления традиционной морали.

Во многих аспектах социальной политики цели и задачи религиозных организаций и институтов власти практически идентичны. При поддержке государственных органов религиозные организации могли бы добиться результатов в части патриотического воспитания общества, укрепления гражданского согласия. Мы с большим воодушевлением восприняли призыв Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина во время ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации о необходимости «поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение». Принципиальная позиция главы российского государства о том, что Россия веками развивалась как многонациональное, поликонфессиональное государство, в котором недопустимы дискриминация по этническому или религиозному признакам нам глубоко импонирует и является залогом успешного развития нашей страны. Россия — это Родина, любимое Отечество для многомиллионной мусульманской уммы. Символом этого, с помощью Всевышнего, должна стать реконструирующаяся Московская Соборная мечеть, торжественное открытие которой запланировано на май 2015 года в 70‑ую годовщину великой Победы.

Что представляет собой российское мусульманство сегодня? Разумеется, его олицетворяют не только духовенство и мечети, но и широкий слой современных, образованных, успешных людей, способных формировать имидж мусульман в культурной, научной, образовательной, экономической среде, через благотворительную деятельность, художественную литературу, журналистику и другие сферы. Мы являемся свидетелями формирования нового поколения мусульманской интеллектуальной элиты, которая будет влиять на самосознание и позиционирование российских мусульман как в отношениях со всем российским сообществом, так и среди самих мусульман.

Наше время характеризуется важными социокультурными и политическими процессами. Это рост религиозности и повышение роли религии в обществественной жизни у представителей всех традиций и этносов. Это множество локальных и региональных конфликтов, в том числе вооруженных, в разных точках мира, особенно на Ближнем Востоке, чудовищные в своей циничности и жестокости теракты, которые преступники пытаются маскировать под псевдорелигиозными лозунгами.

Географически мы, российские мусульмане, являемся северной периферией исламского мира, однако на протяжении многих веков наши предки отнюдь не относились к интеллектуальной и научной периферии исламского мира, напротив, формировали видение будущего мусульманских народов, стояли на переднем крае богословской дискуссии. Посещая многие страны мира, как западные, так и восточные, принимая в Москве делегации практически из всех уголков земного шара, я имел возможность убедиться в том, что модели сосуществования мусульман и христиан, выработанные в России, представляют интерес для многих государств. Богословское наследие, принадлежащее российским мусульманам, вызывает восхищение многих мыслителей и ученых мужей современности. Труды Абдуннасыра Курсави, Шигабетдина Марджани, Кунта-хаджи, Сайпуллы-кади Башларова, Галимджана Баруди, Ризаэтдина Фахретдина, Мусы Биги являются нашей общей заслуженной гордостью. Безоговорочно воспринимая земли Аравии как территорию, на которой расположены две основные исламские святыни и арабский язык как язык Священного Корана, мы должны перестать мыслить о себе в категориях вторичности по отношению к арабскому миру и видеть в нем не образец для копирования, а источник дополнительных знаний, источник живой богословской мысли. Необходимо выстраивать диалог, то есть мыслить самостоятельно и сохранять независимость суждений, при этом, безусловно, уважая авторитет великих улемов‑богословов.

Необходимыми для этого условиями являются дальнейшее обновление и институциональное укрепление духовных управлений мусульман и качественный рывок в развитии системы отечественного исламского образования с выходом на научный уровень. Я с удовлетворением должен отметить, что курс на модернизацию Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России, о котором мы объявили на I Всероссийском мусульманском совещании «Россия — наш общий дом» в марте 2011 года, приносит ощутимые положительные результаты.

В качестве председателя крупнейшей религиозной организации российских мусульман я являюсь членом президиума влиятельных в мусульманском мире организаций, таких как Евразийский исламский совет со штаб-квартирой в Стамбуле и Всемирная ассамблея исламского пробуждения со штаб-квартирой в Тегеране. Мы неизменно являемся почетными участниками такой авторитетной межрелигиозной площадки, как Всемирный саммит лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Все это говорит о том, что слово и позиция российских мусульман имеют весомое значение, к нам прислушиваются в международной общественной и религиозной среде.

Говоря о задачах на будущее, мы должны обозначить несколько векторов развития. В научной и образовательной сфере мы должны в кратчайшие сроки добиться мобилизации всех наших интеллектуальных ресурсов. Анализ ситуации и выработка позиции по актуальным вопросам современности должны вестись с опорой на научную мысль и самые авторитетные богословские источники. Образовательная деятельность в исламских вузах и медресе должна представлять собой союз светской науки и традиционного богословия. Выпускники наших учебных заведений должны быть конкурентоспособны в международном масштабе.

Задачей регионального духовенства должна стать широкая просветительская работа, в том числе и по адаптации и интеграции мигрантов‑мусульман, активная коммуникация с институтами гражданского общества, проявление своей гражданской позиции в борьбе с такими общественными недугами как наркомания и алкоголизм, преступность, все виды экстремизма, радикализма и ксенофобии.

Убежден в том, что крепкое основанное на традициях и патриотизме духовное воспитание на местах, качественное среднее и соответствующее мировым стандартам высшее образование являются основными факторами противодействия дальнейшему проникновению в молодежную среду псевдорелигиозных течений. Для обширной воспитательской работы, также как и для адаптации мигрантов, необходима инфраструктура в виде мечетей, медресе и просветительских центров.

Укрепление института семьи и брака, утверждение морали благочестия и благонравия, воспитание нации и благотворительная работа — на этом поле деятельности большую отдачу мы ожидаем от наших женщин, объединившихся в Союз мусульманок России.

Дефицит мечетей в наших городах колоссален и растет с каждым годом. Но с каждым годом и сложнее получить земельные участки и согласовать строительство мечетей с местными властями. Как бы нам ни было сложно сталкиваться с непониманием или откровенным нарушением принципов Конституции Российской Федерации отдельными чиновниками на местах, призываю имамов, имам-мухтасибов и муфтиев ни на шаг не отступать от законов Российской Федерации, вооружаться знаниями в правовой сфере и отстаивать свои права через тот инструментарий, который предоставлен нам нашей правовой базой, уповая на милость Всевышнего Аллаха.

Нашими целями являются повышение уровня общей образованности, культуры и правовой грамотности, формирование положительного имиджа ислама и мусульман в общественном мнении, гражданская активность в защите традиционных ценностей. В этих сферах должны проводить работу общественные организации, разделяющие принципы единобожия и этические основы авраамических религий, здесь существует единство наших общей целей, потребностей и обязанностей.

Благодарю за внимание.

28 мая 2013 г., Москва
(печатается с сокращениями)



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.