Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №5(211) /2013/ — Ольга Сенюткина — об истории и значении Ярмарочной мечети
17.05.2013

В Нижнем Новгороде будет восстановлена Ярмарочная мечеть. На протяжении всего XIX века она действовала в Канавино – ныне Канавинском районе города. О судьбе этого культового здания и архитектурного памятника мы беседуем с доктором исторических наук О. Н. Сенюткиной, лауреатом премии Нижнего Новгорода и Фаизхановской премии в области науки и образования.

Ольга Николаевна, с чего начинается история Ярмарочной мечети и чем она прославилась?

— В XVII веке самая крупная ярмарка в России проходила у стен Макарьевского монастыря. Там было множество мусульман. Внутри, на территории монастыря, они, конечно, не жили, но весь XVII, XVIII и начало XIX века, пока действовала ярмарка, был большой мусульманский квартал, и здесь располагалась мечеть. Одно с другим было связано: торговая деятельность и духовная жизнь, которая шла так, как она и должна была идти, по своим законам. В 1817 году ярмарку перенесли от стен монастыря непосредственно в город, и она стала называться Нижегородской. На этой ярмарке буквально с первых шагов рождается мечеть. Условная датировка — 1817 год. Сначала был деревянный молельный дом, а вскоре, с начала 20‑х годов XIX века, однозначно можно утверждать о каменном здании Ярмарочной мечети. Интересно, что Ярмарочная мечеть служила центром притяжения и наших нижегородских мусульман, и тех мусульман, которые в огромном количестве приезжали на ярмарку.

С одной стороны, мечеть была сезонной по работе — она была открыта практически все лето и начало осени, поскольку некоторые торговцы задерживались и на осенние месяцы. С другой стороны, по масштабам эта мечеть была очень крупной. В Нижний Новгород приезжали те деятели мусульманской общины Российской империи, которые определяли жизнь российских последователей ислама разных регионов времен империи. Раз мы говорим о XIX веке, здесь были и азербайджанцы, и крымчане, и персы, которые очень активно торговали на Нижегородской ярмарке. Все это было выражено не только в религиозном формате, но и через общественные инициативы.

Чем ближе к ХХ веку, тем больше было общественно-политических инициатив в мусульманской общине России. В этой связи в Нижний Новгород приезжали люди, которые определяли весь ритм жизни российских мусульман. Например, Исмаил Гаспринский, Марджани и многие другие. Все они бывали на ярмарке. Этот момент значимости ярмарки усилился и в связи с тем, что в Нижнем Новгороде проходили первый Всероссийский съезд мусульман и третий, наиболее значимый. Второй прошел в Санкт-Петербурге, но два дореволюционных съезда — это наши нижегородские съезды.

Интересно и то, что новые движения по образованию в мусульманской среде тоже были связаны с нашей ярмаркой в определенном смысле. Почему подобное происходило именно здесь? Потому что на ярмарке во время ярмарочного сезона действовало образовательное учреждение — мектебе или медресе. По духу оно было джадидским. Гаспринский, когда приезжал на Нижегородскую ярмарку, бросил призыв состоятельным купцам — собрать деньги на издание журнала «Терджеман». И этот призыв нашел отклик.

Наконец, кроме всего прочего, на Нижегородской ярмарке выступали татарские коллективы, которые только формировались еще в татарской культуре — театральные, песенные, танцевальные.

— То есть ярмарка притягивала все интеллектуальные, культурные и религиозные силы мусульман?

— Да, но символом единения мусульман была именно Нижегородская Ярмарочная мечеть. Она просуществовала в том виде, в каком была построена, до 1911–1912 года. Потом здание стало разрушаться, еще в царские времена. Еще перед Первой мировой войной встал очень серьезный вопрос — как быть дальше? Как будет развиваться жизнь мусульман, когда ветшает здание Ярмарочной мечети? Параллельно усиливается нижегородская мусульманская община на противоположной окраине города, в Солдатской слободке, и мусульмане там, конечно, хотели иметь свой центр. Как решают вопрос власти? Очень интересный момент: в условиях усиления напряженности перед Первой Мировой войной власти все больше склонялись к тому, чтобы поддержать инициативу нижегородских мусульман создать мечеть на горе, в районе Сенной площади, хотя нижегородские мусульмане, которые работали на ярмарке, собирали деньги сначала на Ярмарочную мечеть. Был создан специальный комитет, его деятельность мне известна по документам. То есть мусульмане хотели последовательно эти задачи решать. Но когда власти воспротивились, они направили все средства на строительство Соборной мечети Нижнего Новгорода, которая стоит до сих пор на Сенной площади. Это центр духовной жизни мусульман региона, там размещается Духовное управление мусульман Нижегородской области.

Если же говорить о Ярмарочной мечети, здание которой разваливалось, то уже на заре советской власти встал вопрос — как быть с этим памятником архитектуры? А там был прекрасный комплекс — старый ярмарочный собор в центре, если вы смотрите с реки, справа — здание мечети, слева — Армянской церкви. Таким образом, это был большой и интересный архитектурный комплекс. Но — такова была воля властей — под охрану государства взяли только здание православного собора. Его сохранили, хотя тоже были споры — оставлять или нет… Армянская церковь и мечеть не сохранились. Все ушло в никуда…

— Вы сказали, мечеть была каменной. А насколько вместительной?

— Мечеть была не очень большая и могла вместить примерно до тысячи человек. Но использовалось пространство рядом с мечетью, так что проблем с совершением молитвы не было. Проблемы начинались в связи с половодьем — вода поднималась. У нас есть фотография Нижегородской Ярмарочной мечети, когда она — как элемент Венеции — вся в воде.

Сейчас предполагается восстановить Ярмарочную мечеть, но у нас не получается это сделать на прежнем месте, потому что там уже все застроено. Место мы выявили по карте, точно определили, где было это здание, ездили туда несколько раз с представителями Духовного управления мусульман и учеными. Поняли, что там ничего не получится.

Сегодня мусульмане хотят восстановить Ярмарочную мечеть, и они правы. В том районе сейчас проживает много татар. Там даже есть одна школа, которую в народе так и называют татарской. И они, конечно, хотят, чтобы появилась новая мечеть. Сейчас идет сбор средств. Власти разрешили построить здание мечети на улице Марата. Я думаю, все это будет, и новая Ярмарочная мечеть появится.

— Ольга Николаевна, когда Вы обратились к истории российских мусульман?

— К теме истории российских мусульман — имеются в виду татары-мусульмане Поволжья, мы — группа нижегородских историков, обратились в середине 1990‑х годов. Это был как раз тот период, когда в Поволжье и в частности, на Нижегородчине, начали возрождаться вновь мусульманские общины. Возник интерес к корням, к истокам, к истории татарского народа, к реальной информации. К нам обратились представители Духовного управления мусульман Нижегородской области во главе с председателем Умаром-хазратом Идрисовым, и мы стали работать. Это был совместный проект, объединивший ислам и российскую историческую науку. Ядро нашей команды историков — это мой супруг д. и.н. Сергей Борисович Сенюткин — востоковед, профессор ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Юлия Николаевна Гусева — тогда еще студентка истфака Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевсного, и я. С нами работали в разные периоды и другие ученые. Я занималась непосредственно Нижегородским регионом, Юлия Николаевна — Самарской областью. Мы работали над первыми выпусками энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации», посвященными Поволжью и Нижегородской области. Сейчас это словарь будет дополняться.

Беседу вели Людмила Жуковская, Нина Зотова
Полную версию интервью читайте
«Мусульмане России» — Dumrf.ru



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.