«Ислам минбаре» продолжает публикацию отрывков из книги шейха Равиля Гайнутдина «Ханафитская акида». Вниманию читателей предлагаются комментарии к сочинению имама ат-Тахави.
Сущность предопределения является тайной Всевышнего Аллаха, скрытой в Его творениях. Не осведомлены об этом ни приближенный к Аллаху ангел, ни ниспосланный Им пророк.
Комментарий : Имам Али сказал: «Судьба — это тайна Аллаха. Не нужно пытаться открыть ее».
• Углубление и чрезмерное рассмотрение вопроса предопределения является причиной лишения помощи от Аллаха, лестницей на пути к отречению от Аллаха и ступенью перехода границ дозволенного. Необходимо очень сильно остерегаться чрезмерного рассмотрения, размышления и навязчивых мыслей об этом, ибо, поистине, Аллах Всевышний скрыл знание о предопределении от Своих созданий и запретил доискиваться в этом вопросе. Как сказал об этом Аллах Всевышний в Своей Книге: «Его (Аллаха) не спросят за то, что Он совершает, а они (создания) будут спрошены» (сура «Аль-Анбия», аят 23). А кто спросил: «Для чего Он (Господь) что-либо совершает?», — тот отвергнул веление, заповедь Книги, а кто отверг заповедь Книги — тот встал на грань неверия.
• Упомянутое является тем, в чем нуждаются те, чьи сердца озарены светом из числа «приближенных» («авлия») к Аллаху Всевышнему, и это — степень, стоящих впереди в познаниях.
• Ибо знания бывают двух видов: знание, имеющееся среди творений, и знание, среди творений несуществующее, недосягаемое. Отрицание знания существующего является проявлением неверия. Утверждение о наличии (у него) знания несуществующего, недосягаемого также является проявлением неверия. И не становится Вера твердой, крепкой, кроме как принятием знания существующего и оставлением поиска знания несуществующего, недосягаемого.
Комментарий : «Он (Аллах) — Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен» (сура «Аль-Джинн», аяты 26–27).
• И мы веруем в «аль-ляух» («Скрижаль хранимую»), «аль-калям» (т. е. «перо, которым на ней все записано»), и во все, что там записано.
Комментарий : «А это — Коран славный, находящийся в Скрижали хранимой» (сура «Аль-Бурудж», аяты 21–22). Согласно одному из хадисов: «Первое, что создал Аллах, — это калям (перо). После того, как Аллах создал его, Он сказал ему: “Пиши”. Калям спросил: “О, мой Господь, что писать?” Аллах сказал: “Напиши судьбу всего, что произойдет до Судного дня”» («Сунан» Абу Дауда и ат-Тирмизи). Мусульмане веруют в «ляух аль-махфуз», «калям» и не ломают голову над тем, какими они являются.
• Если все создания объединятся и соберутся над чем-либо, записанное Аллахом в «Скрижали хранимой» как должное произойти, чтобы оно не произошло — они не смогут достичь, добиться этого. И если все создания объединятся с тем, чтобы свершилось то, чего Аллах не записал в «Скрижали хранимой» — они также не смогут этого достичь. Ибо высохли чернила пера, которым записано то, что произойдет до Дня воскрешения.
Комментарий : согласно одному из хадисов, Пророк* сказал, что если вся община соберется для того, чтобы принести кому-либо пользу, они принесут только ту пользу, которая записана Аллахом; и если они соберутся для того, чтобы принести вред, то принесут только тот вред, который записан Аллахом: перья уже отняты (от бумаги), а страницы высохли («Сунан» ат-Тирмизи).
• То, что не постигло раба Аллаха, не должно было его постигнуть. А то, что постигло его, не должно было обойти его стороной.
• Рабу Аллаха необходимо знать: все, что происходит с созданиями Аллаха Всевышнего, было известно Ему заранее. Аллах записал это в предопределение прочным и неизменным. И нет никого из созданий в Его небесах и земле, кто бы задержал, уничтожил, изменил, уменьшил или увеличил это предопределение.
Комментарий : «Неужели не будет знать Тот, Кто сотворил все, если Он — Проницательный, Ведающий» (сура «Аль-Мульк», аят 14).
• Вера в судьбу так, как было упомянуто, является основой, укрепляющей веру, основами истинного познания и признанием единственности («таухид») Всевышнего Аллаха и Его господства. Как сказал Аллах Всевышний в Своей Книге: «И сотворил Он всякую вещь и предопределил ее предопределением» (сура «Аль-Фуркан», аят 2); и сказал Он также: «Веление Аллаха является решением предопределенным» (сура «Аль-Ахзаб», аят 38).
• Горе же тому, кто стал для Аллаха Всевышнего врагом, препирающимся о предопределении, кто с «больным» сердцем пытается рассмотреть (охватить) этот вопрос. Такой «ушел искать» своим воображением нечто сокровенное, тайное, непроницаемое и «возвратился», став, как сказано о нем, большим лжецом и грешником.
Комментарий : душе свойственны «жизнь и смерть», болезнь и излечение. И эти свойства проявляются в ней больше, чем в теле. Аллах Всевышний спрашивает в Коране, «разве тот, кто был мертвым, и кого Он оживил и наделил светом, благодаря которому тот ходит среди людей подобен, тому, кто находится во мраке и не может выйти из него?» (сура «Аль-Ан’ам», аят 122. Когда перед живым и здоровым сердцем ставится ложное и порочное, оно от природы своей начинает презирать и ненавидеть его, и не оказывает ему внимания. Мертвая же душа является противоположной этому, ибо она не может отделить добро от зла. Один из сподвижников сказал: «Погиб тот, чья душа не может узнать добро и зло».