Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №4(210) /2013/ — История ислама в Костромской области
24.04.2013

Мусульманская община Костромской области уникальна на фоне других татаро-мусульманских общин Центральной России. Во‑первых, ее отличает непрерывная история с XVII века, то есть свое официальное начало она берет в то время, когда большинство других мусульманских общин Центральной России исчезает. Не менее интересный момент истории членов данной общины заключается в том, что они, на некоторое время попав в изоляцию от других мусульман, утратили ряд специфических черт, в том числе свой язык. В этом плане община Костромы в чем-то аналогична литовским татарам на стыке границ Польши, Литвы и Беларуси. Впоследствии костромские татары практически заново научились татарскому языку и восстановили в полном виде систему аутентичного образования. В третьих, население Татарской подгородной слободы — основы мусульманской общины Костромской области — изначально является городским по своей структуре и имеет ногайские корни; его предки были выходцами из Ногайской Орды (в современных границах это северо-запад Казахстана и российское Нижнее Поволжье).

 

Изначально Татарская подгородная слобода представляла собой отдельное поселение на окраине Костромы в районе Черноречья, ныне эта территория в черте города. Самоназвание населения — «нугай татарлары», что дополнительно указывает на их происхождение от выходцев из Ногайской Орды.

Исторически мусульмане Костромы были тесно взаимосвязаны с романовскими и ярославскими служилыми татарами, проживавшими в XVI–ХVII веках в городе Романове (ныне г. Тутаев Ярославской области) и Ярославле.

О пребывании тюркского населения в Костроме и ее окрестностях свидетельствуют предания. В одном из них упоминается о двух старинных могилах в двух верстах от села Борщевки: «Крестьяне называют места сии Могильцами и ни за что не согласятся срубить деревца на оных или засеять оные хлебом, полагая, что там похоронены татары, кои сими местами проходили из Кинешмы в Плёс».

Формирование Татарской подгородной слободы с тюркоязычным населением и самобытной культурой происходило в несколько этапов. Одним из первых в 1625 году в Кострому был отправлен ногайский мурза Урак Тинмаметьев с семьей и дворовыми людьми. В 1683–1684 годах романовские и ярославские татары были сосланы из Романова в Кострому вследствие того, «что они в православную веру не крестились и устроены слободами». В 1761 году в слободе вновь появилась группа татар из Романо-Борисоглебского уезда. Причина их переселения объяснялась тем, что «… большая часть татар уже приняла христианскую веру, а оставшимся поклонникам Магомета пожалована была земля около города Костромы…».

Статус большинства потомков романовских и ярославских татар, в том числе костромских, был везде достаточно высок. Некоторые из них вели родословную от мурз — Бильгильдеевы, Маметьевы, Курочкины, другие также не менее известны в исторической хронике — Сиушевы, Женодаровы, Булатовы, Космасовы, Кадыбердеевы. Но, возможно, высокий авторитет костромских татар объясняется тем, что их предки стабильно поддерживали Романовых, участвовали в ополчении, направленном против поляков и Самозванца в 1612 году.

Императрица Екатерина II во время своего пребывания в Костроме в 1767 году предоставила костромским татарам ряд привилегий. Она «приказала костромскому воеводе Малыгину состоящую близ города Костромы Татарскую слободу и живущих в ней татар иметь ему, воеводе, под собственным его смотрением и попечением в всяких касающихся их нужд и от них прошения разбирать ему, а кроме его никому не ведать…». В 1779 году татары были причислены к государственным крестьянам. В XIX веке они входили в отдельное сельское общество в составе Гридинской волости Костромского уезда.

В 1762 году население Татарской слободы составляло 128 человек, в 1811 –204, в 1858–290, в 1874 году — 365. К 1902 году население ее выросло до 525 человек, а в 1924 году составляло 653 человека, населявших 104 двора. Семья состояла в среднем из пяти человек. Прирост населения во второй половине XIX века превышал 3 % при общегубернском показателе 0,82 %. Уровень естественного прироста был обусловлен сравнительно высокой степенью благосостояния жителей и хорошими гигиеническими условиями в домах.

Большинство домов в слободе были срубными с окрашенными тесовыми крышами, расписными дверями, окнами и небольшими висячими балконами. В конце XIX века в Татарской слободе было 73 дома, которые располагались с двух сторон широкой улицы вдоль берега Волги. Усадьба состояла из открытого двора с жилым домом и хозяйственными постройками: погребом, амбаром, конюшней, хлевом. За огородом ставили баню. Фасады домов, их планировка являлись скорее городскими, чем деревенскими. Своеобразной чертой во внешнем оформлении жилого дома являлось то, что тесовые крыши, двери, окна окрашивались и создавали впечатление яркой, разноцветной полосы. Подобная полихромная раскраска была характерна для казанских татар в районе Заказанья.

Татарская подгородная слобода Костромы с ее разноцветными домиками в XIX веке представляла с противоположного, правого берега Волги яркое зрелище. На самом берегу Волги возвышалась деревянная мечеть с невысоким минаретом, построенная в 1780 году. Имамы и учителя были выходцами из Казани, Касимова, Пензы, Нижнего Новгорода, Оренбурга и др. Одним из наиболее почитаемых имамов был ахун Тухфатулла Сафаров, потомок выходцев из села Чембилей Алатырского уезда. Он прослужил при Костромской мечети 54 года (1849–1903). В 1866 году при нем было открыто медресе, построенное на средства казанского потомственного почетного гражданина купца Апакова и местного общества. В мектебе слободы до 1917 года преподавали литературный татарский язык. Однако уже в 1880‑е годы разговорный язык населения Татарской слободы «был скорее русский, чем татарский. Многие из них говорили на родном языке не совсем уже правильно и с трудом».

Современники отмечали, что «почти все татары в обыденной жизни зовут друг друга русскими именами», в то же время они сохранили свои старинные тюркские имена. По словам Т. Сафарова, татары с особым почтением относились к именам своих дедов и прадедов и старались давать своим детям старинные имена, например Адельша, Валима, Хорамша, Ураза, Алтон-бика, Кутлу-бика, хотя из ОМДС был особый циркуляр о замене подобных имен современными (для того времени) именами арабского происхождения. И в XX веке у костромских татар сохранились старинные имена, такие как Джембет, Джембулат, Зюфарбик, Баймет, Кутлубек, Сунбек, Айбек.

Браки в Татарской слободе Костромы заключались по мусульманским законам, разводов почти не случалось. Ввиду численного перевеса мужского населения костромские татары часто привозили невест из Казани, Касимова и других местностей. Традиционная одежда имела аналогии с одеждой мишарей Оренбургской губернии, касимовских и казанских татар, кухня почти не отличалась от общетатарской. Продолжительные и тесные контакты с русскими, особенно в период развития капиталистических отношений, заметно отразились на традиционной культуре.

В конце XX — начале XXI века в жизни Татарской подгородной слободы произошли значительные изменения. Многие татары переселились в городские квартиры, переехали в другие города. В последней четверти XX века в слободе насчитывалось около 200 человек, а в настоящее время здесь проживают только три татарские семьи. В советское время наблюдался миграционный прирост общины за счет мусульманского населения из самых различных местностей всего СССР. Ислам в Костромской области сохранялся усилиями неофициальных имамов, среди которых известны мулла Рахманкулов, Шакир-мулла, К. Замалетдинов, А. Хасаншин, З. Сиддиков и др. Официальное возрождение религиозной жизни мусульман произошло только в 1990‑х годах.

В тексте использованы материалы Ф. Л. Шарифуллиной, А. Г. Валиулина, опубликованные в энциклопедическом словаре «Ислам в центрально-европейской части России» (Москва — Н. Новгород: ИД «Медина», 2009).

Ахмад Макаров



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.